Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Революция в естествознании на рубеже XIX—XX вв. вновь поставила вопрос о месте философии в системе знаний. Возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм (Э. Мах, Р. Авенариус). Махизм сосредоточил свое внимание на проблемах, от которых предлагал отказаться Конт: природа познания, соотношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", взаимоотношение физического и психического и др. Эти проблемы были остро поставлены самим развитием науки.

В 20-е гг. XX в. заявляет о себе неопозитивизм — 3 форма позитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Г. Райхенбах и др.). Первый и основной вариант неопозитивизма — логический позитивизм. Его основания сводились к следующему:

Положения "метафизики" (традиционной философии) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. Философия вообще не имеет своего предмета.

 

27. Религиозная  философия 20 века

К крупнейшим представителям религиозно-философской мысли XX в. принадлежат католические философы Э. Жильсон, Ж Маритен, Г. Марсель, Т. де Шарден, протестантские мыслители К. Барт, П. Тиллих, иудаист М. Бубер. Неотомизм — течение современной католической философии Запада, основанное на учении Ф. Аквинского. Во главу угла неотомисты ставили его идею о гармонии веры и разума. Они полагали, что предлагаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями. Диалог церкви и светского общества рассматривался ими как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в современную культуру. Ортодоксальным неотомистским представлениям в рамках современного католицизма противостоит реформаторское течение — тейярдизм. Его родоначальник Т. де Шарден (1881-1955) пытался осуществить синтез науки и веры, а также религии и деятельности христианина. Однако убеждение Тейяра о естественном происхождении человека переплеталось с его же выводом о тождестве космического процесса и сотворения мира Богом.

 

28. Философия экзистенцианализма

Э. — фил течение XX в., выдвинувшее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Это иррационалистическая философия, возникшая в стремлении создать новое мировоззрение. Основной интерес сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, горестями, переживаниями. Э. возник в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), позже, — во Франции (Ж.П. Сартр, А. Камю). В центре внимания философов-экз-ов - индивидуальные жизненные вопросы: смысла жизни, вины и ответственности, отношения человека к своему призванию и смерти. Главная проблема экзистенциализма — проблема существования (экзистенция). Понятие страха одно из важнейших  в Э. Оно характеризует наиболее глубокие переживания человека. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто. С точки зрения экзистенциалистов предметом философии выступает бытие. По их мнению, доступ к бытию пролегает через наше существование как вид бытия, достаточно хорошо знакомый нам. Оно не постигается с помощью рационального познания: его лишь можно пережить и описать таким, каким оно открывается нашему внутреннему чувству при этом переживании. Сказанное означает, что философию Э-ма интересует в первую очередь переживание человеческого существования. Важное место в Э-зме занимает иррационалистическое понимание свободы Выбор — это свобода. Смысл жизни только в сфере свободы, в сфере свободного поступка и собственной ответственности за него. «У человека нет алиби», - заявил П.Сартр, указывая на неразрывную связь свободы и ответственности.

 

29. Психоанализ  и философия

Психоанализ — наиболее влиятельное идейное течение 20 в. – основатель 3. Фрейд. Его психоаналитическая концепция была ориентирована прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Ф. исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая. В связи с этим он подразделял психику на три уровня: "Оно" (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний); "Сверх-Я" (инстанция, олицетворяющая императивы долженствования и социокультурные запреты); "Я" (сознание субъекта). "Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между "Оно" и "Сверх-Я". С одной стороны, на него давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — половой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и моральная цензура. Человек в своей жизни, по Фрейду, руководствуется двумя принципами — удовольствия и реальности. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно. Провозгласив, что "Я" не является хозяином в своем доме", Фрейд тем самым  утверждал необходимость изучения "Оно", не зная которого человек не может жить разумно и нравственно.

Значительно дальше Фрейда шагнул в своих воззрениях Карл Густав Юнг — швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Он разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного, и, в своем учении вводит новое понятие «коллективное бессознательное» Оно предстает у него как совокупность архетипов (прообразов) — древних способов представления и переживания мира. Архетип, по Юнгу, это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, "дремлющие мыслеформы", присущие от рождения всем людям. Они являются человеку в снах. Архетипы не могут быть поняты разумом, они — тайна. Все наиболее действенные идеалы человека представляют собой определенные варианты архетипа — мудрость в образе древнего старца, родина в образе матери и т.д. благодаря Юнгу в центр научных исследований психологов и философов были поставлены бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике

 

30. Аналитическая  философия

Начиная с 50-х гг. на Западе все более входит в обиход термин "аналитическая философия". Ее ядром становится философия лингвистического анализа (Л. Витгенштейн Б. Рассел). Основная задача лингвистического анализа (философии языка) заключается в исследовании повседневного языка, с целью обнаружить источник философских псевдопроблем и выявить подлинный смысл неправильно употребляемых слов.

 

31. Философская  герменевтика

Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов. Представители (Гадамер Рикер) в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают проблему понимания. Основы герменевтики были заложены вначале XIX в. нем философом Ф. Д. Шлейермахером. Для него  Г. связана, прежде всего, с пониманием психологии и характера автора исследуемого текста. Конкретизация учения о понимании связана с именем Ханса Георга Гадамера. Его интерес сосредоточен на философии понимания. Он конкретизирует этот универсальный способ освоения мира с помощью понятия опыта. Ставит на место познания опыт. Он исходит из того, что такой опыт дает гораздо больше, чем это может быть исследовано с помощью научного познания. Считает: философское значение герменевтического опыта заключается в том, что именно в нем постигается истина, недоступная для научного познания. В качестве среды герменевтического опыта он рассматривает язык, подчеркивая, что человеческий опыт доступен и понятен нам как языковой опыт. Важнейшей особенностью понимания выступает идея герменевтического круга. Речь идет о принципе понимания определенного текста, основанном на взаимосвязи части и целого. Другими словами, понимание рассматривается как своего рода движение по кругу: от части к целому, и от целого к части. Для понимания целого необходимо понять его части; однако, с другой стороны, для понимания отдельных частей требуется иметь представление о смысле целого.

 

32. Структурализм  и постструктурализм

Структурализм — общее название ряда направлений в социогуманитарном познании, связанных с выявлением структур в разных областях культуры: языке, литературе, искусстве.

В 60-70 гг. широкое распространение в франкоязычной философии получил структурализм. К. Леви-Стросс стремился постичь универсальные структуры общества через исследование мифов. Ж. Лакан занимался проблемой бессознательного с позиции его текстуального характера, укорененного в языке. М. Фуко изучал исторически сменяющиеся структуры, которые определяли условия возможности теорий, наук, мнений в различные исторические периоды ("эпистемы"). Основная специфика структурализма заключалась прежде всего в том, что его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как «эпифеномены», то есть как внешнее проявление («манифестацию») внутренних, глубинных и поэтому «неявных» структур, вскрыть которые они и считали своей задачей. В решении этой задачи структурализм направлен на придание гуманитарным наукам статуса наук точных. Центральным понятием структурализма является понятие структуры. 12 алгебраических формул Дж. Принса при описании структуры «Красной Шапочки».

 

33. Осн этапы  развития фил мысли в Беларуси

История философской мысли бел народа уходит в глубокую древность. Ее зарождение связано с образованием древнерусского государства — Киевской Руси. В X-XI вв. на бел землях появляются первые лит памятники, содержавшие фрагменты трудов античных авторов и мыслителей более позднего времени. Наряду с ними распространяются произведения, общие для трех братских культур — "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" и др. Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был Кирилл. Его "Поучения", "Слова" и религиозные стихи пользовались большой известностью в древнерусском обществе.

В XIV—XVI вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566 г. белорусский язык был официально узаконен как гос языкВ КЛ. Этот процесс совпал по времени с движением в европейских странах, которое получило название Возрождения. Значительная роль в развитии социально-политической и духовной жизни отечества принадлежала Реформации, которая подрывала авторитет официальной теологии и связанной с ней схоластической мысли

.

34. Фил. Мысль белорусского  Возрождения

Особое место в бел Возрожд занимает Скорина-первопечатник, просветитель, гуманист. Утверждает самоценность человеческой жизни. В предисловии к "Притчам Соломоновым" говорит о том, что главное предназначение чел-ка - в совершенной земной жизни. В предисловиях к Библии нашли свое яркое выражение патриотические идеи Ф. Скорины. Он не только любил свою родину, но и стремился сделать для нее как можно больше. Продолжателями традиций Скорины во второй половине XVI в. выступили Будный и Тяпинский. Деятельность Будного оставила заметный след в истории бел Возрожд. Результатом ее - открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562г. на бел языке лютеранского "Катехизиса" и оригинального произведения "Оправдание грешного человека перед Богом. Выражал прогрессивное требование своей эпохи, для которой было характерно прежде всего обращение к человеческому разуму.

В развитиb политических учений важное место принадлежит А. Волану — философу и правоведу, идеологу реформационного движения. Наиболее ярко его талант проявился в области социально-политической мысли. Гуманистическая направленность воззрений Волана особенно ярко выражена в его учении о врожденных качествах человеческой натуры. Важнейшим из них мыслитель считал стремление к свободе и равенству. Пришел к выводу о том, что «поистине свободным можно назвать жителей только такого государства, где право в равной степени служит всем». Идея правового общества и государств нашла свое обоснование в произведениях Л. Сапеги. Его социально-политические и истор взгляды были изложены в "Предисловии" к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Ю. Кунцевичу. В данном письме утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества. Назначение права видел в том, чтобы гарантировать народу личную свободу, безопасность и право собственности. Также рассматривал его как узду, которой сдерживают каждого наглеца и насильника. Но самое главное состоит в том, что право обеспечивает людям свободу. Был сторонником юридического просвещения граждан.

Во второй половине XVI в. католическая церковь предприняла духовную экспансию на белорусских землях. В 1569 г. (заключение Люблинской унии) в Великом княжестве Литовском начал свою деятельность орден иезуитов. Подчинив себе систему образования Великого княжества Литовского, этот орден буквально в течение полувека сумел подавить православие. С духовной во времени совпала военная экспансия со стороны Московии. Эффект этих двух процессов выразился в прерванности «связи времен» на белорусской земле.

 

35. Фил и развитие  бел нац самосознания в 19 в.

Отечественная война 1812 г., русификаторская политика царизма. Виленский университет. философские работы Снядецких обществах шубравцев, филоматов, филаретов (тайные организации студентов Виленского университета в 1817—1823гг. Соединяли идеи просветительства с национально-освободительными устремлениями), "военных друзей" и др.

В 1832 г. царские власти закрывают Виленский университет, а в 1840 г. "для искоренения у жителей Северо-Запад¬ного края всякой мысли о самостоятельности...", был отменен Статут Великого княжества Литовского. Одновременно началось оформление так называемой теории западнорусизма, согласно которой белорусы считались не самостоятельным этносом, а ответвлением российского народа.

Несмотря на русификацию, в 40-50-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции возникает интерес к изучению фольклора, быта, а также истор прошлого Б. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе национальное Возрождение, связанное со становлением бел языка и лит. Важное место в нем принадлежит Чечоту, Борщевскому, Сырокомле, отдельные произведения кот были написаны на белорусском языке. В творчестве Дунина-Марцинкевича бел язык становится основным. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части бело интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только у отдельных ее представителей сформировалось убеждение о том, что белорусы владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом. Лидером одной из таких групп стал Калиновский. Его публицистика, представленная в газете "Мужыцкая праўда", свидетельствовала об определенной зрелости нац движения. Однако поражение восстания стало настоящей нац катастрофой, отбросившей этнос на несколько десятилетий назад. Во второй половине 80-хгг. в Минске возникла группа либеральной интеллигенции, в которую входили ученые М. Довнар-Запольский, В. Завитневич, А. Слупский, поэт Я. Лучина и др. Они стремились пробудить национальное самосознание белорусов легальными средствами. Большое влияние на формирование наци самосознания оказало творчество духовного отца бел возрождения Богушевича. Призвал освободить свою "землицу Беларусь" от социального, политического, религиозного угнетения, культурного упадка, возродить престиж родного языка. Последний он рассматривал как "от Бога нам данный" и "святой для нас", считая его "одеждой души", и призвал беречь родной язык, "чтобы не умерли".

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"