Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Давид Юм придерживался воззрений субъективного идеализма.Считал, что источник нашего познания лишь чувственный опыт. Объекты действительности только комплексы ощущений. Отвергал нетолько материю, но и бога как творца. Полагал, что человек воспринимает ощущения по 3 принципам – по сходству; смежности во времени и пространстве; по ринципу причинности. Пришёл к выводу «Убеждение в человеческой слепоте и слабости является результатом всей философии».

 

18. Основные идеи представителей рационалистической традиции (Спиноза, Лейбниц)

Бенедикт Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции. Субстанция (сущность, из которой состоят все вещи.) называется Богом, или Первопричиной. «Субстанция есть причина самой себя».Субстанция вечна, неделима. Данный шаг свидетельствовал о том, что голландский мыслитель становился, на точку зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира. Главное сочинение - «Этика».

Основой философии Готфрида Лейбница является понятие монады (бесконечное множество простых субстанций), которая представлялась как некая неделимая духовная сущность, замкнутая в самой себе и не имеющая возможности влиять на другие монады. Сочинение «Монадология». Низшие из них, согласно иерархии, образуют уровень обычного материального бытия и отличаются незначительными способностями к ясному представлению ("пребывают в смутном сне") Эти способности возрастают по мере восхождения к высшей монаде — Богу. Только Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу. Приходит к выводу, что существуют две субстанции (материальная и духовная). Монада должна отличаться простотой и неделимостью, они вечны, возникают непрерывно

Монадология Г. Лейбница применительно к декартовой проблеме отношения души и тела являлась как бы способом обоснования независимости души и тела. Таким образом Г. Лейбниц внес существенные коррективы в теорию врожденных идей Р. Декарта.

 

19. Философия европейского Просвещения

В начале XVIII в. в Европе зародилось Просвещение — идейное течение, связанное с борьбой против феодализма. Фундаментальная идея — идея переустройства жизни на разумных началах. Переустройство - результат распространения в обществе положительных, практически полезных знаний. Поскольку новому знанию противостояло христианское вероучение, то свою главную задачу философы видели в борьбе с религиозными догмами.

Ф. Вольтер — один из известных представителей Просвещения во Фр. Пониманию философии как действенное орудие разума в борьбе против неразумного общества. Творчество проникнуто антицерковными настроениями. "Раздавите гадину!" —призыв его к обществу. Общественное устройство должно обеспечить политическое и юридическое равенство людей. "Я могу быть не согласным с вашим мнением, но  отдал бы жизнь за ваше право высказывать его".

Ж Ж. Руссо. (Общественный договор — теория происхождения государства, разработанная Ж.Ж. Руссо.) Он был первым, кто указал на противоречивый характер общественного прогресса. В трактате "Об общественном договоре" разработал концепцию такой организации общества, которая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отношения, равенство всех лиц и признание ими основных законов. Исходя из своей договорной теории, обосновал право народа на восстание против деспотической власти.

Ш.Л.Монтескье. (Географический детерминизм — направление в философии, начало которому было положено Ш.Л. Монтескье. Географическая среда рассматривалась им как определяющий фактор развития общества.) В своей работе "О духе законов" предложил новый взгляд на сущность общества. Его главной идеей явилась идея сопряжения законов и естественной среды. Законы должны иметь определенное отношение к физическому характеру страны, климату, характеру почвы, ее положению, площади, а также способу жизни народов. Пытался объяснить принципы развития общества естественным образом. Однако утверждая что природная среда имеет определяющее влияние на развитие общества, он переоценил это влияние.

 

20. Материализм  французских философов-просветителей

Другой исторической формой философии Просвещения во Фр явился материализм (направление в философии, исходящее из признания первичности материи по отношению к сознанию) Ж. Ламетри, П. Гольбаха, Д. Дидро, К.А. Гельвеция и др. Особое внимание философов-материалистов привлекал человек. Он рассматривался ими как часть природы, связанная с ней реальными физическими отношениями. Они считали ощущения единственным источником знаний человека о внешнем мире. Подчеркивая роль ощущений в познавательном процессе, просветители-материалисты недооценивали всей значимости мышления как высшей ступени познания.

Д. Дидро, Ж. Ламетри, К.А. Гельвеций, П. Гольбах были также воинствующими атеистами. Религия рассматривалась ими как результат невежества, поскольку они еще не знали социокультурных и социально-экономических причин ее происхождения.

Поистине титаническим трудом французских материалистов стало создание знаменитой 35-томной "Энциклопедии», в которой с просветительских позиций была дана оценка всего того, что было достигнуто человечеством области ремесел, искусств и наук. Французский материализм XVIII в. оказал огромное влияние на общественно-политическую жизнь. Идеологи Французской революции широко использовали его идеи.

 

21. Критическая  философия Канта

И.Кант нем. философ и ученый, родоначальник нем. классич идеализма. 2 периода творчества—докритический (до 1770) и кpитический. В «докритический» период стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Размышляя над проблемами происхождения Земли и Солнечной системы. Кант выдвинул гипотезу, согласно которой наша и другие планеты — это осколки Солнца, постепенно остывшие. Хотя эта гипотеза в настоящее время учеными не разделяется, в методологическом отношении она была большим шагом вперед по сравнению со старыми метафизическими представлениями о неизменности природы. Результатом явился трактат «Всеобщая естественная история и теория неба», в кот обосновывалась космогоническая гипотеза, в кот. возниковение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. Начало критического периода творчества совпадает с написанием труда "О формах и принципах чувственности воспринимаемого и умопостигаемого мира". С позиций материализма Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время теперь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Свое философское учение теперь Кант называет критическим. Свои главные работы, в которых изложено это учение, философ назвал так: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». поясняет Кант свою мысль, философы исследовали мир (с помощью разума), но не исследовали сам разум, т. е. не исследовали сам инструмент, само орудие познания. Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности (границы разума) никто не проверял. «Критика» — и есть такая проверкаИсследования его приводят к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е. способа, посредством кот. вещи обнаруживаются в нашем опыте. Получалось, что человек может знать лишь мир явлений. Bнутреннее же содержание вещей непознаваемо. Ocновной посылкой этики И. Канта было убеждение в том, что всякая личность ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач. Законом своей этики он провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив. Таким образом, критическим исследованием разума И.Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом должна была отвечать на фундаментальные вопросы: "Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» .

 

22. Метафизическая  система Г. Гегеля

Нем. философ, объективный идеалист, представитель нем. классич. фил-ии. Великая заслуга состояла в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. Содержание системы абсолютного (объективного) идеализма Г. состоит в следующем. За основу всех явлений он принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Ценнейшим приобретением философии Г.была диалектика (фил учение, содержащее принцип рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи), изложенная особенно полно в “Науке логики”. Основное противоречие гегелевской философии — это противоречие между консервативной идеалистической системой и революционным диалектическим методом. Он обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от содержания к содержанию Источником развития является противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания. Большой интерес представляют такие работы Г., как “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии истории”. Во всех областях фил-ии он оставил глубокий след, применяя диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки.

 

23. Антропологический  материализм Л. Фейербаха

Нем. философ-материалист, атеист, критик религии и идеализма. Выступая против идеализма Г. Гегеля, Л. Фейербах поставил вопрос о коренной реформе философии. Подлинная философия, по его убеждению, должна носить антропологический  характер. Предметом ее изучения должен стать человек.

Основные работы: «Сущность христианства» (подвергает резкой критике религию. В этой работе он высказал мысль о том, что Бог — это отчужденная от самого человека и превращенная в абсолют человеческая сущность.) и «Основные положения философии будущего». В центре проблематики «новой философии», предложенной Ф., человек чувствующий и, прежде всего, — наделенный даром любви. Центральный принцип проповедовавшейся Фейербахом морали наиболее ярко выражен в его установке: чтобы люди были счастливы, они должны любить друг друга. По Ф., ощущения составляют единственный источник нашего познания, и лишь то, что дано нам через органы чувств обладает подлинной реальностью. Им была разработана так называемая концепция, «разумного эгоизма». В ней обосновывалось, что для  понимания человеком своей зависимости от других достаточно того, чтобы он связал реализацию своего личного стремления к счастью с необходимостью способствовать осуществлению этих устремлений у других. Фейербаховский материализм стал одним из истоков формирования марксистской философии.

 

24. Философский  иррационализм

Иррациональное — не постигаемое разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях. Употребляется для характеристики философских направлений, отрицающих роль разума в познании.

А. Шопенгауэр изложил свои воззрения в труде "Мир как воля и представление". Мир согласно Ш., предстает перед человеком и как воля, и как представление. Воля—это некое абсолютное начало всякого бытия, космическая и биологическая сила, созидающая весь универсум. С появлением человека возникает мир как представление, как человеческая картина. Вместе с тем человек остается рабом воли, поскольку во всем служит не себе а абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным не было его существование.

Ш. выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве, пребывающие в чистом созерцании.

Датский философ Кьеркегор несостоятельность рационализма видел в том, что для него истиной выступает только общее. По его мнению, именно в единичном человеке заключена высшая ценность, т.е. жизненная сила. В своих произведениях "Наслаждение и долг", "Страх и трепет" философ отмечает три стадии развития личности - эстетическую, этическую и религиозную, на которой заявляет о себе вера. Ключом к вере служит парадокс. Как объективная достоверность парадокс есть абсурд, однако именно на нем держится вера, поскольку она требует презрения к разуму. Основополагающий принцип философии Кьеркегора гласит: "Верую, следовательно, существую".

Нем. философ Ницше отмечал, что, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути строгой регламентации обыденной жизни. В ней не осталось места для геройства и поступка. Посредственные люди придумали массовые религии — христианство и социализм. Эти религии — религии обиженных и угнетенных. Человек же есть путь к сверхчеловеку (индивид, реализовавший себя на пределе своих физических, интеллектуальных и духовных потенций и тем самым ставший подлинным человеком.), тому, кто стоит над "стадом", над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали — морали мужественного бойца.

Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Жизнь — борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Он одним из первых предрек наступление нигилизма, т.е. время, когда христианский бог утратит свою значимость для европейской культуры.

 

25. Осн проблемы  в философии марксизма

Марксизм–учение Маркса, 3 составные части: Философия диалектического материализма, политэкономия и научный коммунизм. Маркс фил возникла в 40-х годах XIX столетия.

Центральной идеей марксизма явилась идея материалистического понимания истории. Материал понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, ценностные ориентиры. Общественное бытие-реальный процесс жизни людей. В Предисловии к "Критике политической экономии", ввел в научный обиход такие понятия, как "производительные силы", "производственные отношения", «базис»,  "надстройка", «социальная революция» и др.     Особого внимания заслуживает анализ природы товара в результате которого была определена суть диалектики природного и социального в вещи. Выявил противоречивость соотношения природных и социальных характеристик товара. При этом он развенчал представление предшествующих экономистов, включая А. Смита, согласно которому стоимость выводилась непосредственно из потребительских качеств, т.е. из природных характеристик. Мысль К. М. о двойственности товара, диалектике природного и социального в нем явилась глубочайшим методологическим прорывом в философии экономики. По сути она стала той связующей нитью, которая вела к учению о прибавочной стоимости.

В своих трудах К. Маркс показал, что сознание человека является весьма сложной иерархической системой, которая не отражает мир механически. Среди достижений философии марксизма — разработка проблемы практики. Представители домарксистской философии считали специфически человеческим в человеке духовное начало. Они низводили практическую жизнь до чего-то враждебного высотам человеческого разума. Маркс отверг такую позицию, истолковав практическую деятельность как одно из важнейших начал, определяющих специфику человеческого.

 

26. Философия позитивизма

Позитивизм – направление в фил, стремящееся принципиально отделить от неё специальные науки на том основании, что они дают положительные знания. В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма - все подлинное, положительное знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм пережил 3 основные этапа. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук". Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии — "наука сама себе философия".

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"