Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

-идеократическая — предполагает, что сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы и т.д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему.

-реляционный - связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.

Возможен атомистический взгляд на общество как сумму индивидов, связанных тем или иным взаимным договором.

 

58. Осн типы соц  структур

Социальная структура – это совокупность классов, социальных слоев и групп общества.

Социальная структура может быть рассмотрена как: этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально-образовательная.

-этнические общности: племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов; народность - исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей; нация - это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом; различные этнические группы.

-демографическая структура. В качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает народонаселение — непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития, прозябание или расцвет общества в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизического здоровья, миграционная подвижность.

-Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее — отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения).

-классовая. КЛАССЫ – это общественные группы людей, имеющие единый социальный уклад и общие политико-экономические интересы – крестьяне, рабочий класс, буржуазия, средний класс и т.д.

- профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования  и профессиям.

 

59. Проблема источников  и движущих сил соц динамики

Источник историч развития – то, что движет историю, глубинные причины ее движения. 3 модели источника:

- социальные противоречия (Макиавелли, Гегель, Маркс) например, борьба классов (марксизм), этнографических образований (геополитика Ратцеля) или иных противоборствующих группировок;

- солидарность (Конт, Спенсер): социальная сплоченность гарант сбалансированного развития общества, основанного на разделении труда, а конфликты – отклонения, требующие преодоления;

- конфликт (Парк, Козер), т. е. свободное и демократическое сочетание конкуренции и консенсуса. Конфликтология как раз и призвана разрешать конфликты, а их подавление в ригидных (жестких) обществах ведет к социальным взрывам.

Основные философские варианты сочетания субъект + силы:

- великая личность, генерирующая новые идеи + народ (философия Просвещения);

- народ – и субъект  и движущая сила, а развитие  производства – определяющий  фактор исторической динамики (марксизм);

- элита (творческое меньшинство) + массы, а смена элит ведет  к смене исторических этапов (теория элит Парето, Тойнби).

 

60. Техника и  её роль в истории общества

С XVI-XVII века начало техногенной (западной) цивилизации. Ее существенные признаки:

- приоритет развитию науки, техники и технологий;

- ориентация на инновации;

- идеал человек-преобразователь;

- подчинение природы человеку;

- прогрессизм;

- увеличение темпов социальных  изменений.

Но в XX веке стало очевидно, что кроме позитива (повышение производительности труда, уровня жизни и образования) техногенная цивилизация несет негатив (экологический, антропологический и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой). Техногенная культура отчуждает человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Поэтому надо сменять техногенные приоритеты. Глобальные проблемы современности затрагивают все человечество:

- во взаимодействии общества  и природы (экология);

- внутри общества (социально-политические  – война-мир и социально-экономические  ‑ нищета);

- между человеком и  обществом (демографические, медицинские, сохранения культурной и национальной самобытности).

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов.

В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую.

Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества.

По отношению к глобальным проблемам различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"