Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

 

36. Особенности  развития фил мысли в Б в 20 в.

1905г.–ликвидация запрета на белорусскоязыч публикации. Возникают бел издательства: "Загляне сонца i ў наша аконца" (Петербург), "Наша ніва", "Наша хата" и "Палачанін" (Вильно). Особая роль среди них принадлежала издательству "Наша ніва" -  Купала, Колас, А. Пашкевич (Цётка), Богданович, Гарун, Бядуля, братья Луцкевичи, Карский, Ластовский, Тарашкевич, В. Голубок.

Создание бел лит классики, восстановление публицистической печати и книгопечатания, фундаментальные историч исследования ученых (Е. Карский "Белорусы" и др.), становление нац школы в театральном и изобр искусстве-2-ая волна нац возрожд. В 1920-е гг. в Беларуси поднялась третья волна нац Возрожд. Открыты первые научные учреждения, кафедры, развернута подготовка национальных научных кадров. Особое место среди первых исследований духовной культуры народа принадлежит юбилейному сборнику "Чатырохсотлецце беларускага друку", выпущенному в 1926 г. Известные ученые республики приняли участие в создании книги. В сборнике подробно рассматривалось историческое развитие Литовско-Белорусского государства XVI в., исследовалось мировоззрение наиболее выдающихся деятелей белорусской культуры того времени.

В 1928 г. в Минске увидели свет "Нарысы з ricторыі беларускага мастацтва" Н. Щекотихина, ставшие одной из первых попыток систематизации и анализа обширного материала по ист нац искусства. Существенный вклад в исследование мировоззрения Скорины внес В. Пичета. Эпоху, в которую жил и творил выдающийся гуманист, Пичета назвал "бел Возрождением", впервые введя этот термин в научный обиход.

Проблема нац самосознания и нац идентичности заняла ведущее место в исследовании И. Абдираловича "Адвечным шляхам: дасьледзіны беларускага светапогляду".

К концу 1920-х гг. в республике были достигнуты определенные успехи в изучении истории бел культуры. Однако дальнейшим исследованиям значительно воспрепятствовал вульгарно-классовый подход, а также утвердившийся в 1930-е гг. культ личности И. Сталина. 4-ая волна нац Возр началась в 1950-е гг. в условиях преодоления культа личности. В 1960-1980-е гг. исследования истории философской и общественно-политической мысли Б. обогатились новыми трудами. В 1990-е гг. настоятельно заявила о себе необходимость активизации усилий в деле восстановления утраченной "связи времен", вызванная к жизни обретением гос суверенитета.

 

37. Осн этапы  развития рус философии

Русская идея—идея особой судьбы и предназначения Р.(. Чаадаев, Достоевский, Соловьев, Бердяев)

Ценные источники "Слово о законе и благодати", "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет". Идея "Москва — третий Рим.

В XVIII в. - материализм (Ломоносов, Радищев). Материалистические воззрения Ломоносова опирались на естественнонаучный материализмю. В центре фил  Радищева-проблема человека. У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоял П. Чаадаев - цикл из 8 "Философических писем». В них главная идея единства религии и философии. Первой разновидностью "фил тотальности" была фил славянофилов - направление рус общественной и философской мысли 40-50 гг. XIX, выдвинувшее идею особой мессианской роли России и других славянских стран в мире. (Киреевский, Хомяков,). Православие -фундамент мировоззрения и познания, монархия — идеальная форма социума, крестьянская община — идеальный нравственный мир.

Западничество — движение русской общественной мысли 40-50 гг. XIX, сторонники кот пропагандировали идею "европеизации" России. Бакунин, Белинский, Герцен. Западниками было положено начало традиции рус Просвещения. Наиболее полно материалистическую фил просветителей представлял. Чернышевский. В статье "Антропологический-принцип в филос" обоснование единства и целостности человеческого организма.

Достоевский в набросках «О системе истинной философии» развил аргументацию в пользу бессмертия души и построил концепцию, делящую историю человечества на три стадии: патриархальность, цивилизацию, христианство. Считал-нет на земле и не может быть такой цели, ради достижения которой была бы допустима жертва.

Отправной точкой философско-религиозного учения Толстого была идея создания "новой религии". "Камень веры" Толстого — принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел в системах буддизма, даосизма, конфуцианства.

Тема подлинного и мнимого прогресса стала главной в учении Н.Данилевского. В труде "Россия и Европа" он продолжил начатую славянофилами идею европоцентризма. Выводы книги -в открытом провозглашении русской, славянской точки зрения.

Философия В. Соловьева явилась завершающим синтезом рус религиозной философии XIX в. Западному "рационализму" он противопоставил идеал "свободной теософии", совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Соц идеал Соловьева — "вселенская церковь", объединяющая православие, католицизм и протестантизм.

С. Булгаков-ставил в центр проблему Софии — Божественной Премудрости. "Философия хозяйства" - вскрывает "софийные корни" хозяйственной деятельности в труде, производстве, потреблении. Книга "Философия имени" - в ней представил своеобразную философию слова.

Н. Бердяев. Итогом творческих поисков явилась работа «Философия свободы». В ней выступает как продолжатель традиций русской философии. Его работа "Смысл творчества" — идея творчества как откровения человека, как совместного с Богом продолжающегося творения.

 

38. Бытие и материя

Бытие – одна из основных филос. категорий. Выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события, а именно — их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать. Виды бытия: объективная реальность (всё, что существует независимо от сознания-звездные системы, атомы-всё, что составляет живую и неживую природу) и субъективная реальность – сознание, духовный мир чел-ка – выражается в чувствах, идеях, фантазиях. Уровни бытия: актуальное (всё то, что сущ в данный момент) и потенциальное (возможное). Формы бытия: природное и социальное бытие.

Материя – фил категория для обозначения объективной реальности, данной человеку непосредственно или опосредованно (с помощью приборов) в его ощущениях. Понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии философской мысли.

     I этап - наглядно-чувственного  представления, когда основой сущего  выступали различные стихии. Возникло  в связи с попытками древних  мыслителей объяснить единство  мира. Искали основу вещей и  явлений. Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь. В дальнейшем признаётся множественность начал. Эмпедокл-огонь, воздух, вода и земля

     II этап - это  этап атомистического представления  о материи, когда вещество сводилось  к атомам. В античности этих  взглядов придерживались Левкипп  и Демокрит, а в Новое время - Гассенди, Ньютон, Гольбах, Ломоносов и др..

    III этап связан  с кризисом естествознания на  рубеже Х1Х-ХХ вв. и с формированием  гносеологического понимания материи.

    IY этап в развитии  понятия материи связан с ее  трактовкой как субстанции. В  наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информацию.

Философы Нового времени акцентируют своё внимание на свойствах материи – протяжённость, твёрдрсть, непроницаемость, инертность, плотность и др. Ф. Бэкон – родоначальник англ материализма – считал, что принцип всех вещей должен обладать свойствами универсальности и неуничтожимости. Дж. Локк связывает идею материи с протяжённой плотной субстанцией. Материалисты Нового времени не ограничиваются в трактовке материи лишь её свойтсвами, они говорят и о субстрате как их носителе. Фр материалист П. Гольбах полагал, что «по отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемы нами различным веществам, основываются на различных  изменениях, производимых в нас этими веществами»

 

39. Диалектика и  синергетика

Д. – философское учение, содержащее принцип рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении и развитии; единство противоположностей. Термин Д впервые применил Сократ. Так называл свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий. Суш 3 истор формы Д: Д древних философов; идеалистическая Д; материалистическая Д. В фил др мыслителей (Фалес, гераклит, Зенон) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, бытия и небытия. Нем философы 18-19 вв свои размышления приводили в логическую систему. Гегель считал ведущим началом диалектики-принцип противоречия. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания ,в длительном историческом развитии науки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного. Д. -это учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, и при каких условиях они бывают тождественны.

Синергетика – совреманная теория самоорганизации, маргиналия (междисциплинарное знание) науки, исходящая из феменологического описания действительности как совокупности неравновесных систем и нелинейных процессов.

 

40. Принципы, законы и категории диалектики

Осн. принципы Д. - всеобщая  связь,  становление  и  развитие,  к-рые осмысливаются с  помощью  всей  исторически  сложившейся  системы  категорий  и законов. П. целостности: проблема  несводимости  целостности  к  простой  сумме частей заключается в связи,  объединяющей  предметы  в  сложные  комплексы,  во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные,  обществ.  и  психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях,  о  наиболее  общих законах развития бытия и  мышления.  Материалистич.  Д.  выражается  в  системе филос. категорий и  законов.   Главные  законы:  1)  Закон взаимного перехода  количественных и   качественных изменений - постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт при достижении границ меры приводят к качественным изменениям., 2) Закон единства и борьбы противоположностей - ядро диалектики: он объясняет источник развития, движущие силы развития. В основе всякого саморазвития лежит единство и борьба противоположностей. 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания  - спиральная форма развития.

Категории Д - наиболее общие понятия, в ко отражаются всеобщие существенные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, являются развивающимися и отражают разные ступени познания. Чел-к усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой человеческой разумности.  Единично -   фил катег для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов. Общее - фил кат, кот. выражает сходство признаков предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам. Сущность - фил катег для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования. Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. 1) явление не существует без сущности 2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось

 

41.Пространственно-временная  организация бытия

Пространство – это некая материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов.

Категория пространства неизменно соотносима с категорией времени. Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы.

Сложились 2 подхода в толковании П. и В.:

Субстанционный (Демокрит) - пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий. Связан с пониманием П и В как самостоятельных сущностей наряду с материей. П – бесконечная пустота, вмещающая все тела, а В - чистая длительность. Эта идея получила своё логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона.  Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, вакуум, кот непрерывно по своей природе. Именно благодаря пустоте в пространстве может осуществляться движение материальных тел. П. и В. составляют абсолютную систему отсчёта, в кот определённым образом распределены тела, движение кот может осуществляться благодаря вшешнему действию.

Реляционный подход наметился ещё у Аристотеля, развили Декарт, Лейбниц, Толанд - пространство и время взаимозависимы. Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина – ширина – высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя. П. и В. рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей. Лейбниц называет П «Порядком существований, а Время – «порядком последовательностей»

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"