Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:32, шпаргалка

Описание работы

Философия
Античная философия
Сократ— античный мыслитель, первый афинский философ.

Файлы: 1 файл

Bilety_po_filosofii.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

Билеты по философии

Вопрос 1.

Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания. Функции философии многообразны. Среди них важнейшими являются онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическа и мировоззренческая.

Онтологическая  функция подразумевает способность философии описывать мир с помощью таких категорий как "бытие", "материя", "развитие", "необходимость и случайность" и т.д.

Гносеологическая  функция выражается в разработке общей теории познания и раскрытии уровней познания.

Методологическая  функция заключается в обосновании необходимости общих принципов и методов познания мира.

Аксиологическая функция проявляется в обосновании положения, что человек есть мера всех вещей, что необходимо все его действия, поступки, результаты открытий, изобретения оценивать с точки зрения этических категорий "добра" и "зла".

Мировоззренческая функция объясняет взаимоотношения человека и мира. Она базируетс на таких понятиях как "мироощущение", "миропонимание", "мировоззрение".

В своей совокупности все  функции философии направлены на развитии в человеке человеческого, вырабатывают у человека культуру мышления.

Онтология (ontos-сущность+logos-учение 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом.

Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Социальная философия – изучает наиболее общие проблемы функционирования и развития общества.

Антропология (antropos-человек+logos-учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением.

Вопрос 3.

Античная  философия — философия античности, подразделяемая на древнегреческую и древнеримскую .  Традиционно первым античным философом считается Фалес (Анаксимандр, Анаксимен)

Охватывает период  с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э. Географически - восточная половина Средиземноморья(полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, возникшие после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский). Все это время языком античной философии был греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека).

Условная дата начала античной философии – 585 до н.э., когда греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата – 529 н.э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах – последняя философская школа античности.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Милетские философы основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму, но не является материалистической. Эти философы стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. Использование связи науки и практики характерно для милетской школы.

Вся материя  живая.

Милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество;

Не делала принципиального различия между  живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Милетские философы не были материалистами в современном смысле слова.

Вопрос 4.

Сократ— античный мыслитель, первый афинский философ.

Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. 
Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу.

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности  его достижения. Источник счастья находится в душе, в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях.

Платон - древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру.

Философия для Платона - это  и стремление души к сверхчувственному  миру идей, и потому она тесно  связана с Любовью. По мнению Платона, не занимаются философией только Боги или те, кто полностью невежествен и самонадеянно считает, что знает все. И, напротив, философией занимается только тот, кто чувствует потребность в знании и охвачен желанием познать мудрость.

Учение об идеях - центральный  элемент философии Платона. Он трактовал  идеи как некие божественные сущности. Они - вечные, неизменные, не зависящие  от условий пространства и времени. В них обобщена вся космическая  жизнь: они управляют Вселенной. Это вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире и вещи отражают ту или иную идею. По отношению к чувственным вещам, идеи являются одновременно и их причинами. При этом между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии.

Для теории познания Платона  руководящим началом выступает  разум или разумная часть души. По Платону, душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде.

Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что  она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души.

О душе. Смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон считает что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе: очищение души, освобождение от чувственного в стремлении к соединению с духовным - умопостигаемым миром. Платон символически отождествляет душу с морским божеством Главком, к телу которого за долгое время пребывания в морских глубинах прикрепилось много грязи. Он весь покрыт ракушками, водорослями и песком, а тело его изломано и изуродовано волнами… Душа пребывает в подобном состоянии, и она должна стряхнуть с себя все лишнее - все, что, делая ее тяжелой и бесформенной, не позволяет ей узнать себя. Она нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений.

Внешне душа кажется одним  существом, но на самом деле она является соединением троих - человека, льва и химеры, которые накрепко срослись друг с другом. Каждой из трех частей души присуща своя добродетель: разумному началу - мудрость, яростному - храбрость, а вожделеющему - умеренность.

Очищение души у Платона  связано с телесной и умственной дисциплиной, которая внутренне трансформирует человека, уподобляет его божеству.

 

 

Идеальное государство  Платона 
 
Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме. 
 
Государство, по Платону имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. 
 
Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве. 
 
В финале IX книги «Государства» говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека.

http://rpa.studz.ru/forum/27-400-1

Вопрос 5.

Аристотель.

В отличии от Платона Аристотель отрицал идеи как суть вещей, отрицал, что суть вещей находится вне вещи, суть вещей по Аристотелю есть соединение формы и материи.

Учение  о четырёх причинах

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и  первоначалах всего сущего. Причины  эти таковы:

  1. Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον)  — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  2. Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
  3. Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
  4. Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Идея  души

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый  от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его  объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.»

Категории философии

Категории — это  наиболее общие и фундаментальные  понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего - от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее.

Логика  и теория познания

Детально и глубоко  разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. 
Аристотель является и основоположником логики. Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

Аристотель тавит вопрос о статусе гражданина. Гражданин тот, кто принимает участие в законосовещательной или судебной власти данного государства. "Государством же мы и называем совокупность таких граждан, достаточную, вообще говоря, для самодовлеющего существования", - пишет Аристотель, не разделяя понятий общества и государства. Человек по своей природе – политическое животное. Общее благо как целое следует предпочесть индивидуальному благу. Политика должна стоять выше индивидуальной морали. Собственная цель политики – достижение состояния счастья и добродетельного поведения всех граждан. Собственность должна быть частной, т.к. в основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

Ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Вопрос 9

Философия Нового времени XVII – XIX вв.

 

Характерные черты:

Рационализм – преобладание рационалистического (основанного на наблюдениях и доказательствах гипотез) способа восприятия мира.

Механицизм – мир воспринимается как созданный, но существую-щий по неизменным законам. Мир можно описать математическими формулами.

Предмет – проблемы познания, которые  касаются способов дости-жения истинного знания. Метод познания – метафизический.

Рене Декарт(рационализм), автор фразы «Сомневаюсь, следовательно существую». Ставил на первое место разум, сводя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Первым вопросом философии для него был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено это знание.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид  Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед. По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России. Интересны его представления о мире. Реальный мир состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад. Существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию. Предвосхитил принципы современной математической логики. Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"