Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Философии"
| 1 
  вариант
   Предмет, роль ф. Вопрос о предмете ф всегда был спорен. Ф определялась как продукт изумления, т.е. как область поиска новых знаний; фил это наука наук и вкл в себя возможность умозрительного постижения любых знаний из любых областей.т.е. весь окружающий мир является предметом непосредств фил исслед. Наиб адекватн сыти фил знания явл рефлексивная концепция предмета фил. Ее автор Кант. В 1781г Кант выпустил «Картину чистого разума» по нему предм фил – рефлексивное исследование оснований разума. Предметом фил рефлексии с т.з. Канта не может быть мир и сам по себе, ее предмет – только то, как этот мир представлен в сознании или самосознании.  Фил 
  предлагает человеку способы 
  самост поиска ответов на  Кант 
  так опред круг фил ? 1. что я могу 
  знать; 2. Что я должен делать; 3. На что я 
  могу надеяться; 4. Что есть человек.  Проблема соотнош веры и разума. Разум и вера это 2 противопол типа отноше-я к истине: - разум- это такой тип отнош к истине, в кот треб логич обоснование и другого типа аргументации убеждений, выдвигаемых в качестве истинных. - Вера- 
  это такой тип отнош к истине, 
  кот предпол интуитивное  Вера в отличие от разума не требует логич обоснования. То, что утвержд разумом м.б. принято на веру. Христианск 
  теологи разраб неск моделей соотнош 
  разума и веры: 1) Августин Блаженный 
  : верую, чтобы понимать». 2) Пьер Абеляр: 
  истины веры только укрепляются док-ми 
  разума. 3) Фома Аквинский: истины веры 
  неуязвимы со стороны истины разума, 
  но  и не противоречат им. Это принцип 
  гармонии разума и веры, оказал существ 
  влияние на развитие Зап цивилизации.  Теодицея Августина Блаженного («оправдание бога») За что надо оправдывать бога? Эту проблему поставил ещё язычник Эпикур: ход его рассуждений таков: Бог по определению это совершенное сущее, от него не может исходить зло, но оно есть в созданном им мире. Однако, в созданном богом мире есть зло – т.е. несовершенство. Бог всеблаг, всесущ, всесилен. Но если в мире есть зло, то один из этих атрибутов невозможен. Ход рассуждений авг. Блаженного в его теодицее таков: 1) добро и зло диаметрично связаны: д и з познается в сравнении. 2) зло, как несовершенство мира, - это необход атрибут творения, потому что мир, сотворенный богом отягощен материей, иначе это был 2-ой бог. 3) все в мире, созданном богом, есть благо, а то, что мы называем злом – недостаток. 
  | 
  2 вариант 
   Мировоззр и структ фил знания. Мир-е – это систематич обобщенные взгляды на мир как целое. Это то что выступает действующей основой чел-го поведения. Оно складывается стихийно, у него нет автора. Уровни мир-я: Верхний: теоретический Ур мир- это сист научно обоснованных знаний. Средний: сокральный – идеалы и ценности, как светские, так и религиозные. Нижний: обыденный: стандарты повседневных практик, обычаев, суеверия. Все эти 
  уровни взаимодействуют и  Носителями или суб-ми мир-я м.б. отдельные люди, а так же разл рода соц группы. В совр мире сущ способы правовой защиты, охраны, суверенности, индивид мировоззр. Сегодня одной из наиболее актуальных тем явл ? о толерантности (терпимости). Тема толерантности связана с правами чел-ка, а в сылу этого противоречива. Структура ф знания.(СФЗ) СФЗ выделяется по разным основаниям: 1. По проблемным областям: - онтология (наука о бытии) – гносеология (наука о познании) – аксиология (наука о ценностях) 2. по отраслям ФЗ – собственно Ф, - ф истории, - ф права, политики, - ф этика, эстетика. 3. По 
  историко-культурным периодам. – 
  космос, - антропоцентризм (человек), 
  - социоцентризм (общ-во), - натурцентризм 
  (природа).  2. СОФИСТЫ. Софисты обучали искусству спора. Сократ презирал софистов. Они обучали приемам ведения диалога, спора, т.о., чтобы запутать собеседника, противника . Т.о. принебречь правилами логики, чтобы это было не заметно и служило корыстным целям. Один из основ-ей школой Софистов Протогор остается известен высказыванием: «Человек – мера всех вещей». В разл точках зрения это формула приобретала разичные оттенки смысла. Сегодня она ассоциируется с доктриной прав чел-ка, но в то время она носила гноссеологический смысл: «нельзя противоречить». Софисты разраб очень важн для разв культ, науки принципы, кот нашли свое отраж в Европ. Юриспр-ии: 1) это принц завис истины от S и от способа ее получения. 2) это принцип относит истины, кот нашел отраж в Евр праве, в сфере процесс юр дисципл. 3) принц, согл кот – нормы – это рез-т деят-ти людей, имеющих свои интересы, т.е. это принцип значимости S-ой стороны в законод деят. 4) соф 
  разраб принц формальн правоты, 5) культура 
  красноречья, кот была развита 
  Соф в сфере правогенеза, нашл 
  отраж в евр праве.  3. Доказат бытия бога. Док бытия бога средневек фил-ы также активно исп идей античн фил-в Известно неск моделей таких док-в: Наиб изв док-ва бытия бога Фомы Акв, кот выдвинул 5 док-в в каждой из кот одна и та же логика. Главный вопрос на кот давал ответы Ф,А, «Что в зримом мире наводит нас на мысль о боге?» он давал на него след ответы: 1. все в зримом мире имеет свою степень совершенства – это наводит на мысль о сосредоточии всех совершенств, т.е. о Боге. Здесь Ф.А. основывается на теории эйдосов Платона. 2. Все в зримом мире имеет свою причину – это наталкивает нас на мысль о первопричине, т.е. о Боге. В основе этого удержания – логика рассужд Аристотеля. 3. мир устроен столь разумно, что это наталкивает нас на мысль о разумном его творце, т.е. о Боге. В основе – мысли античных философов.  | 
  3 вариант
   Онтологич проблем в античн фил. Центр понятием в онтологии явл понятие Бытие. Синонимы этого понятия: - сущность (основа всех св-в вещи) - субстанция (это бытие, ничем вне себя не обусловленное, не имеющее внешн причин) Античные фил периода архаика искали ответы на вопросы о: -первоматерии, - перводвигателе. Они имели приметивные представления , в кот «первоматерия» отождествлялась с конкр видами вещ-ва, но уже в эту эпоху возникали и более абстрактные представления: - Апейрон (безграничное, из чего он сост) – Атом В эпоху Классику в понятии «бытие» появились новые представления: А) Платон выделял 2 вида бытия: бытие вещей (конечное бытие), бытие идей (бесконечное бытие) Б) Аристотель 
  обосновал идею субстанции  Античная диалектика. Диалектика – это учение о всеобщих законах развития природы, общ-ва, мышления. Этот метод мышления основан на выделении противоположных сторон в исследуемом объекте. Противоположности – это такие стороны процессов (предметов), кот взаимно отрицают др-друга, но и доп-ют, составляют единое целое. В античной диалектике можно быделить 2 школы: 1. Милетская школа: перенос отношения диолога на прир и соц силы. 2. Элейская школа – исследование диалектики мышления, т.е. противоречие в мышлении. Родонач диалект именно как метода мышления счит Сократ. Методы ведения диалога: 1. Герония – метод поиска истины в диалоге путем приведения мнения оппонента к истинной т.з. с помощью доведения мысли оппонента до абсурда при видимом с ним согласии. 2. Маевтика 
  – это родовспоможение мысли 
  с пом наводящих  вопросов 
  и замечаний.  Философия Аристотеля. Арист- ученик Платона, критковавший т эйдосов, поскольку считал, что сущности не могут существовать отдельно от вещей. С т.зрения Арист каждая вещь явл рез-м соединения бесформенной материи и бесплодной формы (эйдоса) Аристотель- автор идеи субстанции. Субстанция – понятие, идея. Субст: бытие, сущность, понятие, эйдос. Субстанция – это бытие, ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. Материя по А – это нечто, т.к. не что не обладает формой, не имеет «чтойности» По А 
  понятие – это другая форма 
  бытия. А считал, что каждая вещь 
  сущ в понятийной и предметной ипостатии. 
  По А нельзя отделить от сущности ни  
  кусочка, а от конкретной вещи – можно.  Этика Киников и Киренаиков От слова Киник произошло слово циник. Киники – сообщество, пропагандирующее среди граждан полиса следующие идеи: 1. чтобы быть свободным и счастливым нужно жить по природе и отказаться от того, что не является крайне необходимым. 2. Придерживались вольных нравов (иногда это доходило до эпатажа) Но не стоит сводить идеи Киников только к внешним проявлениям их античных носителей. На самом деле это были интеллектуалы высокого класса. Киренаики – придерживались следующих позиций: 1. человек 
  похож на осожденную крепость: 
  его осаждают собственные  2. чтобы быть свободным и счастливым нужно бить независимым от наслаждений, но если есть такая возможность, то пользоваться ими. Аристип – основоп течения киренаиков.  | 
  4 вариант 
   Философия Платона. Платон известен как создатель т Эйдосов. (эйдос-идея). Он выделял 2 вида быия: - бытие вечное, неизменное, это бытие идей, т.е. эйдосов. - бытие приходящее, тленное, конечное, зависимое. Это бытие вещей. С т.з. П подлинной реальностью облад только бытие идей, потому, что то, что существ временно не явл по-настоящему реальным. По П сущ 2 мира: земной и Гипер-урания (мир Эйдосов). Т.е. П стоял на позиции самост существ идей, что хар-но для идеализма вообще. Считал, что душе ф-фа лучше , чем у др людей припоминает то, что видела в мире эйдоса, а познание – это припоминание душей того, что она видела в мире эйдоса. Платон считал, что не одна вещь не может полностью воплощать в себе эйдос того класса, к кот она относится.  Методологически 
  отсюда следует, что не м.б. 
  идеального гос-ва, полностью воплощающего 
  в себе эйдос гос-ва.  Гносеологич проблематик в античной Ф Гносеология – фил-ое учение о познании. Античные Ф выделяли 2 вида знания: ЭПИСТЕМА (знание сущностное, т.е это знание в понятиях. Это знание необход и всеобщеейчивое и нетленное. Доступна прежде всего фил-м. ДОКСА (знание случайное, неустойчиваое, всего лишь мнение толпы, кот редко посещает здравый смысл. Докса – это достояние невежеств толпы. В античности истинность определялась как АЛЕТЕЯ (несокрытность бытия, сущности). Большое 
  внимание ант фил (особенно софисты) 
  уделяли проблеме постижения истины, 
  методов познания. Софисты разраб тему 
  ? роли субъект моментов в познан: они считали, 
  что истина зависит от способов, методов 
  ее достижения, а так же от познават способностей 
  Субъектов.  Спор об универсалиях Универсалии – общее понятие. Спор теории об универсалиях: что явл первичным в вере – вера в Бога вообще или вера в 3 его ипостаси: 1. Бог-отец, 2. Бог-сын, 3. Бог-святой дух. В споре 
  об универсалиях номиналисты утверждали, 
  что универсалии – это только 
  имена вещей (номины), а вещи первичны 
  сами по себе.  Онтологическая проблематика в новое время. В нов время с сер 16в склад фил направл: материализм и идеализм Материализм - это фил направление в кот. обосновывается первичность материи, вторичность сознания, а так же невозможность существования идеального без материального носителя. Идеализм – это фил направл, в кот обосновывается первичность идеального (духа, воли, мысли, ощущения), а так же самост существ идеального без материального носителя. 1. Объективный идеализм (независимый от воли и сознания суб-та) 2. Субъективный идеализм (суб-т значит зависит от воли и сознания суб-та)  |