Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.

Файлы: 1 файл

Копия Копия ШПАРГАЛКА ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ

1.ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.

Структура мировоззрения включает в себя:

Основные  уровни:

Духовно-практический уровень: здесь фиксируются взгляды людей на мир и самих себя, складывающиеся под воздействием повседневного опыта. Примерами такого рода знаний могут служить народная мудрость, навыки, традиции, обычаи. К духовно-практическому уровню мировоззрения относится мифология, религия и искусство.

Рационально-теоретический  уровень1. Складывающееся на этом уровне знание носит взаимосвязанный, непротиворечивый и доказательный характер. К рационально-теоретическому уровню мировоззрения относится наука и философия.

основные  элементы, компоненты мировоззрения:

Знания представления о мире, накопленные наукой и историческим опытом людей: знания о природе, о космосе, о человеке, об обществе, политические, психологические, этические и эстетические взгляды и представления людей.

Жизненные ценности, идеалы. Ценность – это свойство какого-либо предмета, явления иметь человеческую, социальную или культурную значимость. Идеал – абсолютная ценность. Сюда относятся предметы человеческой деятельности, общественные отношения, природные явления, которые можно оценить с точки зрения добра и зла, красоты и безобразия, справедливого и несправедливого, допустимого и запретного, а также установки, оценки, императивы, запреты, цели проекты, выступающие нормами и ориентирами деятельности человека.

Верования, убеждения, регулирующие духовную и практическую деятельность человека. Убеждение – вера человека в правоту усвоенных идей.

. основные функции мировоззрения:

познавательная: мировоззрение систематизирует и обобщает результаты познания человека мира;

оценочная: мировоззрение вырабатывает нормы поведения, деятельности и общения, а также ценности, с помощью которых человек воспринимает мир;

поведенческая: мировоззрение разрабатывает жизненные планы, цели, программы поведения, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ИХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

В истории человечества выделяют три основных типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Мифологическое  мировоззрение (мифология2). Мифология представляла собой исторически первую попытку объяснения и понимания мира, т.е. природы, человека и общества. Мифологияэто духовно-практическое, дорефлексивное3, образное восприятие мира, основанное на фантазии, вере в сверхъестественные силы и их сродство с человеком.

К характерным чертам мифологического мировоззрения относятся:

Мифология – это духовно-практическое мировоззрение. Мифы объясняют мир не с помощью рациональных доказательств, а с помощью фантазии, веры в сверхъестественные силы, с помощью художественных образов.

Мифология – это дорефлексивное мировоззрение. Миф дает ответы на все мировоззренческие вопросы, он объясняет «Все», для него нет непознанного и неизвестного, поэтому он вне критики, вне сомнения, вне рефлексии.

Синкретизм (от гр. synkrētismos –нерасчлененность, слитность): в мифах нет четких границ между естественным и сверхъестественным, реальностью и фантазией, человеком и природой, мыслью и действием, предметом и его именем.

Генетизм  (от гр. genos – происхождение) – в мифах сущность предмета сводится к истории его происхождения. Согласно мифологическому восприятию мира, чтобы объяснить устройство вещи, нужно рассказать, как она делалась; чтобы описать окружающий мир, нужно поведать историю его творения.

Близким к мифологии, хотя и отличным от нее, стало религиозное мировоззрение.

Религиозное мировоззрение. Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, культ) – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественную силу, персонифицированной в фигуре бога.

Специфические черты религиозного мировоззрения:

Религия – это духовно-практическое, дорефлексивное мировоззрение. Как и мифология, религия не нуждается ни в опытных, ни в логических доказательствах. Истины религии принимаются на веру и не поддаются критике.

Для религии  характерно раздвоение мира на священный (сверхъестественный) и земной (повседневный).

Религия предлагает человеку придерживаться абсолютных и вечных нравственных ценностей, а также решает проблему смысла жизни.

Религия нуждается в особых обрядовых действиях, направленных на установление связи со сверхъестественным.

3.СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Философия – это рационально-теоретический, рефлексивный способ восприятия мира, вырабатывающий систему знаний о  законах бытия  и познания и фиксирующий  специфику отношения  человека к природе, обществу и духовной жизни.

В отличие  от мифологии и религии, философия – это рационально-теоретическое мировоззрение. Это значит, что философия при объяснении мира основывается не на фантазиях и эмоциях как миф, не на вере как религия, а на доводах разума, на логических доказательствах.

Философия – это также рефлексивное мировоззрение. Если мифология и религия дают вечные ответы на любые мировоззренческие вопросы, поэтому они вне критики, то философия ставит вечные вопросы (все ставит под сомнение), на которые она не может найти однозначные ответы, поэтому философия критична (рефлексивна).

Субстанциализм. Субстанция (от лат. substantia – сущность, лежащее в основе) – предельное и устойчивое начало, из которого все возникло и которое лежит в основе всех вещей и явлений. Субстанциализм проявляется в философии как стремление объяснить все события, устройство и развитие мира через такое начало. Вообще, философия и появилась, как попытка ответить на вопрос, что лежит в основе всех вещей и явлений, из чего все возникает, и к чему все возвращается после уничтожения.

Философии, как и религии, создает систему ценностей и идеалов, таких как истина, красота, добро, справедливости, разум и т. д.

4.ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. СТАТУС И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ.

Философия – это не только определенный тип мировоззрения, но и феномен (явление) культуры. По отношению к культуре в целом философия выполняет рефлексивно-критическую и культурно-творческую (проективную) функцию.

Первая  функция состоит в том, что  философия, в отличие мифологии, науки, религии и искусства, пытается анализировать и критически оценивать тот тип культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху.

Культурно-творческая функция философии состоит в  том, что она пытается зафиксировать новые умонастроения и смысложизненные ориентации людей, теоретически осмыслить их и выразить в виде «культурного проекта».

Рассмотрение  философии как феномена культуры предполагает анализ философии с  такими явлениями духовной культуры, как наука и искусство. Философия  занимает как бы срединное положение между наукой и искусством. Она наследует черты и с той, и с другой стороны. То, что сближает философию и науку, отличает философию от искусства, и наоборот. Исторически философия возникает вслед за искусством, но раньше науки.

5.ФИЛОСОФИЯ И НАУКА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ДУХОВНОМ ОСВОЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Философия, как и наука, – это рационально-теоретический способ восприятия и понимания мира: и философское, и научное знание это знание взаимосвязанное, обоснованное, объективно истинное.

И у  науки, и у философии один и тот же объект познания – мир (природа, человек, общество), но различные предметы познания. Предмет науки – мир как таковой вне зависимости от изучающего его человека (научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека), а предмет философииотношение человека к миру. Если каждая отдельная наука изучает определенный аспект действительности, то философия – мир в его целостности, всеобщности. Следовательно, философия всеобщна и абстрактна.

Наука надличностна (научное открытие не зависит от индивидуальных качеств характера или судьбы ученого), линейна (новое научное знание строится на основе предыдущего знания), стремится к однозначности. Философия в отличие от науки не может свои утверждения проверять с помощью экспериментов и опытных фактов, философия персональна (философское учение зависит от характера, привычек, образа жизни ее создателя), многозначна (одна и та же философская идея может иметь различные трактовки, каждый философ в своих положениях опирается на различные источники), многомерна (в ней нет единой подлинно научной концепции).

Нельзя  сказать, что философия также  научна как физика или социология, потому что философия – это, прежде всего, мировоззрение, включающее в  себя как научные, так и ненаучные  взгляды на мир. Но в то же время можно сказать, что философия – это наука о наиболее общих закономерностях бытия и познания.

6.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА.

Как и  искусство, философия стремится  к целостному восприятию мира. Но искусство в отличие от философии воспринимает мир с помощью чувств и эмоций (искусство – это эмоционально-образное восприятие мира), оно ничего не доказывает, как философия, а показывает, изображает.

Как и  в философии, в искусстве огромную роль играет личностный, персональный момент. Не будь Эйнштейна, теория относительности все равно была бы открыта. Не будь Достоевского, не было бы образа Раскольникова, как и «критику чистого разума» за Канта или вместо него никто написать не смог бы.

Философское учение, как и искусство, многозначно (в ней существует множество идей, мнений) и многомерна (философия не может «устареть» или уступить место новым идеям).

7.ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ.

Термин  «философия» в первые возник в  Древней Греции (буквально от греч. philio – люблю, sophia – мудрость, т.е. любовь к мудрости). Слово «философ» первым употребил древнегреческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.) в значении человека, бескорыстного стремящегося к знанию, истине, мудрости. В качестве названия особой науки термин «философия» впервые употребляется Платоном (V в. до н.э.).

Философия как феномен возникла в VI в. до н.э. почти одновременно в трех культурных ареалах Древнего мира: Греции (конец VII – начало VI вв. до н.э.), Индии и Китае (VI – V вв. до н.э.).

Можно выделить ряд причин возникновения  философии:

Социально-экономическая  причина. По мере развития торгово-экономических отношений мифологические представления о мире показывали свою ограниченность и возникла необходимость в новых мировоззренческих ориентиров.

Политическая  причина: для возникновения философии была необходима демократическая форма управления государством, предполагающая возможность равного участия всех граждан в делах управления государством, возможность высказаться самому и поставить под сомнение, критику точку зрения оппонента. Все это способствовало развитию умений красноречия, умней правильного мышления.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"