Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.

Файлы: 1 файл

Копия Копия ШПАРГАЛКА ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Психологическая причина: способность удивляться, умение задавать вопросы. Прежде чем стремиться познать что-либо человек должен понять, что он этого не знает. А для этого он должен быть ввергнут в состояние удивления, изумления.

Принято выделять три основные концепции генезиса (происхождения) философии:

мифогенная (философия возникает из мифологии);

гносеогенная (философия возникает как простое обобщение знания);

гносеогенно-мифогенная: философия возникает из

1) Развитой мифологии. Для философии, как и для мифологии, характерен поиск ответов на вопрос о происхождении мира, о его строении, о положении человека в мире.

2) Практических умений и навыков. Философия стремится по-новому в отличие от мифологии описать окружающий мир, опираясь на данные наблюдения. Уже древние греки умели проводить расчеты (в будущем – арифметика), измерять площади для посевов (в будущем – геометрия); ориентировались на море и на суше (география, астрономия); умели лечить болезни, хотя и не знали их причин (медицина).

3) Житейской мудрости, жизненных правил, носящих этико-правовой характер. Тех, кто формулировал эти правила, называли «мудрецами», а весь этот период в Древней Греции (конца VII – начала IV вв. до н.э.) – «периодом семи мудрецов» (Фалес, Солон, Биант).

8.ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ, СТРУКТУРА, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Проблемное  поле философии можно представить в виде четырех базовых вопроса:

Что есть мир?

Что есть человек?

Что есть знание, истина?

Что есть общество?

В результате развития философии каждый из этих четырех вопросов находит свое развитие в том или ином разделе философского знания.

Структура философии:

  1. Онтология (от греч. ontos – бытие и logos – учение)учение о бытии. Раздел философии, изучающий бытие, принципы его организации и неотъемлемые свойства (материя, движение, пространство, время). Термин «онтология» был введен в 1613 г. Р.Гоклениусом.
  2. Философская антропология (от греч. antropos – человек и logos – учение)учение о человеке. Раздел философии, изучающий сознание, его происхождение и сущность; сущность и перспективы человека; интерпретации природы человека; проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.
  3. Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение, теория) – учение о знании, теория познания. Раздел философии, изучающий формы познавательной деятельности; структуру и закономерности познавательного процесса; истину как процесс и результат познания. Термин «гносеология» был введен в 1854 г. шотландским философом Дж.Феррером.
  4. Социальная философия (от лат. societas – общество)учение об обществе. Раздел философского знания, изучающий сущность, специфику, структуру общества; проблему социогенеза; глобальные проблемы современности и перспективы социального прогресса.

Обычно  выделяют два основных метода философствования: диалектический и метафизический

Диалектический  метод можно определить как метод мышления, фиксирующий изменчивость явлений окружающего мира и выявляющий в них противоположные стороны, которые выступают источником развития. Диалектический метод как раз и направлен на выявление и разрешение (снятие) этих противоречий.

Метафизический  метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей.

В качестве основных, важнейших функций философии выделяют: мировоззренческую, методологическую, социально-критическую.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека;

Методологическая  функция состоит в том, что философия

разрабатывает модели научного познания мира;

определяет  место и роль науки в системе  культуры;

интерпретирует  и обобщает выводы науки.

Социально-критическая  функция философии состоит в том, что она

обосновывает  цели и идеалы развития общества;

обосновывает нормы человеческой деятельности;

осуществляет  критику существующей социальной действительности;

анализирует причины социальных проблем.

9.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМАТИКА, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Древнеиндийская философия относится к III тыс. до н.э. по IV в. н.э. Этот период принято делить на два этапа:

Ведический  этап, который получил свое название от древнейшего литературного произведения Индии – Веды, складывающийся в это время.

Веды  – собрание мифов, ритуалов, магических заклинаний, представляющих собой священное знание. Веды состояли из четырех книг. Одной из книг Вед была Ригведа (Гимн богам). На основе текстов Вед складывается комментирующая литература. Одним из видов комментариев к Ведам были Упанишады (букв. – «сидящий около» ног учителя). В Упанишадах формируются основные темы древнеиндийской философии, в первую очередь, учение о карме и сансаре.

Послеведический этап. В это время на базе философии Упанишад складываются философские учения Индии, которые делились на две группы:

Астика  (ортодоксальные4 учения) - т.е. школы, признающие авторитет Вед: Веданта, Миманса, Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога.

Настика (неортодоксальные учения) т.е. учения, отрицающие авторитет Вед: буддизм, джайнизм, адживика, локаята.

Черты древнеиндийской философии:

На философию  в Древней Индии огромное влияние  оказывало религиозно-мифологическое мировоззрение. Из мифологии были заимствованы идея всеобщей одушевленности и идея переселения души. Влияние религии задавало ориентацию на такие высшие ценности, как освобождение человека от страдания и от бесконечного круга рождений и смертей и через нравственное самосовершенствование.

Проблемное  поле древнеиндийской философии  – это проблемы этико-психологического плана (проблемы смысла жизни, учение о праведной жизни).

Слабая  связь древнеиндийской философии с наукой.

К важнейшим  категориям философии Древней Индии  следует отнести: Брахман – космическая душа, Атман – индивидуальная душа, сансара, карма, ахимса, мокша (освобождение), нирвана, майя (пелена, покрывало, иллюзия).

Джайнизм. Основатель – Вардхамана (599-527).В III в. до н.э. был утвержден канон джайнов «Сиддхантха».

Различают два направления джайнизма:

дигамбары (одетые воздухом) – направление джайнизма, проповедующее неукоснительное следование нормам религии и крайнюю степень аскетизма.

шветамбары (одетые в белое) – менее радикальное направлениеджайнизма.

К основным идеям джайнизма относятся:

Сансара (цепь перерождений) – закон мира, по которому с гибелью тела душа не погибает, но переселяется в другое тело, например, в тело человека, животного, растения и т.д.

Карма (действие) закон зависимости судьбы человека и его будущих перерождений от совершаемых им поступков. Карма – это совокупность всех добрых и дурных поступков человека совершенных в предыдущих существованиях, которые определяют его судьбу в последующих.

Земной  мир это страдание. Причиной страдания является бесконечная цепочка перерождений души. Цель человека – прервать круг перерождения и, тем самым, избавиться от страдания, т.е. достичь Нирваны.

Нирвана (угасание) - отречение от мира и достижение высшего блаженства. Нирвана – это состояние, при котором человеческое сознание навсегда прекращает свое существование. Согласно джайнизму, чтобы достичь нирваны, нужно выполнить три условия: вера в истинность джайнизма; изучение джайнистского учения; праведная жизнь: включающая выполнение обетов (правдивость, аскетизмсведение телесных потребностей к самому минимуму, ахимса не наносить вреда любому живому существу, не красть, не прелюбодействовать).

10.ПРОБЛЕМАТИКА, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Древнекитайская философия относится к 12-3 вв. до н.э. Это время принято делить на два этапа:

Этап  предфилософии  этап зарождения философских воззрений. В эту эпоху были написаны священные тексты китайской философии - «Пятикнижие». Одной из книг, входивших в «Пятикнижие» была «И цзин» (книга перемен). В ней была выражена идея, что все космические события вытекают из взаимодействия 2-ух сил: «инь» (женское, мягкое, темное злое) и «ян» (мужское, твердое светлое, доброе). Комментарии к «Книге перемен» положили начало философии в Древнем Китае.

Этап  «соперничества ста  школ». К основным философским учения Китая относились конфуцианство и даосизм.

Специфика философии Древнего Китая:

Незначительная  роль мифологии (место мифов в культуре древнего Китая заняли легенды о мудрых и справедливых правителях, а роль высших божественных сил выполняли умершие предки и различные духи) и духовенства (философы происходили не из среды жрецов, а из среды чиновников).

Преобладание  социально-политических (управление людьми, народом, страной) и этических (принципы воспитания и самовоспитания) проблем.

К важнейшим  категориям китайской философии относятся следующие: дао (путь, судьба), ли (ритуал), инь и ян, фа (закон), у-вэй (принцип недеяния).

Слабая  связь древнекитайской философии с наукой.

Конфуцианство. Основатель – Конфуций (551 – 479 гг. до н.э). Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге «Лунь-юй» («Беседы и изречения»). Основная проблема философии Конфуция – взаимоотношение человека, семьи и государства. Проблемы государства и семьи Конфуцием сводятся к проблеме человека, к проблеме праведного образа жизни и самосовершенствования. По Конфуцию каждый человек должен стремиться стать «благородным мужем», который отличается такими качествами как:

человеколюбие: преданность правителю, верность долгу, уважение к старшим;

порядочность: выполнение моральных обязательств;

благопристойность: соблюдение всех принятых в обществе правил поведения;

мудрость: знание того, что нужно делать и как это сделать;

искренность.

«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет  «низкого человека». Низкий человек – это человек лживый, себялюбивый, своекорыстный, грубый, недалекий т.д.

 «Благородный  муж» - это не только нравственный идеал, к которому должны стремиться люди, «благородный муж» - член правящей элиты, он управляет народом. Главным средством управления Конфуций считал силу нравственного примера вышестоящих нижестоящим и воспитание в народе культа сыновней почтительности.

Даосизм (VI –V вв. до н.э.). Основным трактатом даосизма является написанная полулегендарным философом Лао-цзы книга "Дао дэ цзин" (книга о пути и благой силе).

Основным  понятием даосизма является дао. Это понятие многозначно. Дао означает 1) первоначало, первооснова всего существующего в мире, 2) всеобщий закон мироздания; 3) путь (судьба) человека.

С понятием Доа связано понятие Дэ. Дэсовершение добрых поступков, степень приобщения человека к Дао.

Поведение человека и управление государством должны строиться на принципе не-деяния (у-вэй). "He-деяние" понимается в даосизме не как бездействие, но как отказ от личных мотивов и корыстных целей, следование естественности, воздержанность. Принцип «У-вей» основа управления государством: мудрый правитель предоставляет всему идти свои естественным путем и ни во что не вмешивается.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"