Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.

Файлы: 1 файл

Копия Копия ШПАРГАЛКА ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

11.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ, ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ, ПИФАГОР САМОССКИЙ).

Этап  развития философии в период с конца VII века до н.э. по VI век н.э., включающий древнегреческую и древнеримскую философию, называется античной философией. Предпосылками становления античной философии были

социальная жизнь полиса («город-государство») и демократия (в Афинах народное собрание – высший орган власти), что предполагало возможность участия всех свободных граждан в делах государства, требовало умений формулировать и отстаивать свою позицию, развивало навыки критического мышления, способность к рефлексии (критический анализ);

развитие  научных взглядов на мир, ориентация на рационально-логическое объяснение мира.

Античная  философия охватывает следующие  периоды:

Зарождение  и формирование древнегреческой  философии (к. VII – V вв. до н.э.), доклассический период.

В это  время складываются первые философские  школы: Милетская школа (Фалес), Элейская школа (Ксенофан, Парменид), Пифагорейсий союз, школа Атомистов (Демокрит). К этому периоду также относятся философы, которые своих школ не создали, но прославились самостоятельно: Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор. На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы.

Рассвет и зрелость древнегреческой  философии (V – IV вв. до н.э.), классический период.

К этому  периоду относится творчество Сократа, Платона и Аристотеля. Проблемное поле этого периода – человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни.

Закат греческой философии  эпохи эллинизма, римская философия периода Республики (IV – ІІ вв. до н.э.).

Наиболее  известными школами были эпикуреизм (Эпикур), скептицизм (Пиррон), стоицизм (Сенека, Марк Аврелий). Основная проблематика – проблемы этики.

Упадок  и гибель античной философии в эпоху  Римской империи (І в. до н.э. – V в. н.э.).

Наиболее  известными школами были неопифагоризм (Плутарх) и неоплатонизм (Плотин). Основная проблематика – вопросы религии.

Первые  греческие философы были ориентированы  на поиск первоначала, «архэ», источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности.

Фалес Милетский (640-545 до н.э.) полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, "воды". Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. В то же время вещественное первоначало, "вода", и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено.

Основное  положение Гераклита Эфесского (520-460 до н.э.) - все движется и ничто не покоится, «невозможно дважды войти в ту же самую реку». Охватывая все явления, движение имеет единую основу. В качестве такой единой основы, первовещества у Гераклита выступает «огонь», как наиболее подвижное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений. Причем, огонь мира пламенеет не беспорядочно, но подчинен законам космического разума, закона (Логос). Отсюда следует представление Гераклита о строгой правильности устройства мира, о строгой ритмичности мирового процесса.

Пифагор Самосский (570-500 до н.э.) сформулировал идею: «все есть число», согласно которой единство космоса определяется числами или отношениями чисел. Число рассматривалось Пифагором как принцип строения мира и вещей, как образы, по которым боги творили мир. Количественные характеристики, по Пифагору, управляют также духовной и нравственной сферой жизни человека. А так как числа состоят из одинаковых единиц, то в основе мира лежит «1».

12.СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ – «ВЫСОКАЯ КЛАССИКА» В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Сократ (469-399 до н.э.) впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании. Истина, по Сократу, состоит в знании таких понятий как «добро», «справедливость», «красота» и т.д. Истина рождается в споре, поэтому Сократ в качестве метода достижения истины (определения понятий) избрал диалог. В процессе диалогической беседы Сократ пользовался следующими приемами:

ирония: путем следующих друг за другом вопросов Сократ пытался освободить собеседника от самоуверенности, заставить его усомниться в собственном знании, в очевидных истинах;

майевтика5: с помощью наводящих вопросов Сократ пытался подвести собеседника к истине;

индукция: из отдельных мнений разных людей, участвующих в беседе, Сократ пытался вывести общее понятие обсуждаемого предмета.

Итак, диалог – и есть метод Сократа достижения истинного знания. Кстати, свой метод  Сократ еще называл «диалектика», трактуя это понятие как умение вести беседу, путем столкновения противоположных мнений собеседников.

Если  Сократ основное свое внимание уделил общим понятиям, то Платон (427-347 до н.э.) пошел дальше, он обнаружил особый мир понятий – мир идей.

По Платону, действительность состоит из двух миров: мир идей и мир вещей. У каждой вещи в нашем мире есть идея (эйдос6) в идеальном мире: идея «кошки», «собаки», «дома», «дерева» и т.д.

Мир идей Платон охарактеризовал как бытие  подлинное, первичное по отношению  к миру вещей и управляющее  им. Мир идей вечен и неизменен, а познается он только с помощью  умозрения. Идея выражает сущность вещи, ее смысл, назначение, строение, идеальный образ. Все множество идей иерархически организовано, представляет собой единство. Высшей идеей является идея блага. Она есть идея всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины. Благодаря идеям человек может осмысливать вещи. Например, чтобы оценить, насколько красива та или иная вещь, человек должен изначально располагать идеей прекрасного как такового.

Мир вещей, согласно Платону, – это не настоящий  мир, так как он материален, а, следовательно, смертен, изменчив и постигается с помощью органов чувств. Все вещи в этом мире бренны, преходящи и являются материальными копиями или материальными воплощениями идей.

Душа  человека бессмертна и после гибели тела попадает в мир идей, где  может созерцать идеи в их чистоте и полноте. Однако души, недостаточно очистившиеся от влечения к земным удовольствиям, вновь попадают в земной мир и забывают то, что они видели в мире идей. Изучая земные вещи, душа вспоминает виденные ею идеи.

Из платоновской концепции идеального мира следовали и задачи философа: истинный философ, по его мнению, не должен иметь дело с реальным чувственным миром, его задача более возвышенная – уйти в самого себя и познать мир вещей.

Аристотель (384 -322 до н.э.) подверг основательной критике теорию идей Платона. Согласно Аристотелю, нет никаких самостоятельных субстанций (идей), существующих вне конкретных вещей. Для Аристотеля существует только множество индивидуальных предметов, с целью описания сущности которых, Аристотель предложил понятия «материи», «формы», «движения» и «цели». Материя представляет собой субстрат, основу предмета. Форма определяет внешнее оформление и внутреннюю структуру предмета. Под движением Аристотель понимал источник возникновения, изменения или уничтожения предмета (пространственное перемещение, изменение свойств, увеличение, уменьшение). Цель – это то, ради чего создан и существует данный предмет, его смысл и назначение. Таким образом, материя, форма, движение и цель являются причинами всех предметов и явлений действительности. Согласно Аристотелю, есть причина всех причин, источник жизни, движения и мира - «неподвижный перводвигатель», космический разум, Нус. Позже, в средневековой философии, перводвигатель Аристотеля будет рассматриваться как Бог.

13.СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА – ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Средневековая философия относится к V – XV вв. Выделяются три основных этапа средневековой христианской философии:

Апологетика (от греч. apologeomai – защищаю) Этот этап связан с появлением христианской литературы, авторы которой пытались защитить и обосновать складывающееся христианского учение от критики (Тертуллиан).

Патристика (от лат. patres – отцы) Этот этап связан с разработкой «отцами церкви» основных положений христианского учений (Аврелий Августин).

Схоластика (от лат. schola, школа, ученый), которая ставила своей целью рациональное обоснование и систематическую теоретизацию христианского вероучения (Фома Аквинский).

Одной из ключевых проблем средневековой  философии была проблема соотношения философии и религии, разума и веры. Каждый из этапов развития средневековой философии по своему решал эту проблему.

Согласно  Тертуллиану Карфагенскому (160-220 н.э.), христианская вера и философский разум абсолютно не совместимы друг с другом: религия содержит истину уже в готовом виде, а потому не нуждается в доказательствах или проверке философией. По Тертуллиану, многие истины религии кажется человеку абсурдными и непонятными, но чем абсурднее положение религии, тем больше у человека оснований для веры в него. Свою позицию Тертуллиан выразил в известном тезисе: «Верую, ибо абсурдно».

Представитель патристики Аврелий Августин (354 – 430) в своей философии попытался совместить философию и религию, разум и веру: «Понимай, чтобы мог верить, и верь, чтобы понимать». Но, для того чтобы понять религиозные истины, нужно сначала поверить в них. Таким образом, знание, по Августину, начинается с веры.

Фома (Томас) Аквинский (1225 – 1274) – представитель схоластики – выдвинул концепцию «гармонии веры и разума». По предмету философия и религия фактически не различаются: обе они изучают бога и то, что он сотворил. Отличаются они друг от друга способом постижения бога: философия опирается на опыт и разум, а религия – на веру. Некоторые положения религии могут быть обоснованы разумом, философией. Доказанные философией религиозные положения становятся ближе, понятнее человеку. Но многие истины не поддаются рациональному обоснованию, потому что христианская истина выше разума. Поэтому вера должна наставлять разум, а философия должна служить религии.

14.ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА, ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА, НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ).

Эпоха Возрождения ознаменовала переход от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы этой эпохи – 14 – 16 вв. В развитии философии эпохи возрождения выделяют три периода:

Гуманистический период: в это время впервые возник гуманизм в качестве самостоятельного течения общественной мысли. У истоков гуманизма стояли Данте Алигьери, Франческо Петрарка (1304-1374)и др.

Неоплатонический  период: в это время разрабатывается идея тождества микро- и макрокосмоса и проблема устройства Вселенной. Наиболее яркие представители: Джованни пико дела Мирандола (1463-1494), Николай Кузанский (1401-1464).

Натуралистический период: в это время складывается идея космоса как часового механизма, доступного научному познанию, а также осуществляется поиски методов обоснования новой космологии. Представители – Н. Коперником, Дж. Бруно, Г.Галилеем.

Специфические черты философии  эпохи Возрождения:

Эта эпоха  получила название «Возрождение», так  как в это время возрождается интерес к античной культуре в целом и к античной философии в частности. В это же время возникают и попытки возродить христианство первоначального «апостольского» периода, которое строилось на простых и понятных принципах, и было близким мирской жизни каждого человека.

Философия эпохи Возрождения теснейшим  образом связана с развитием естественных наук.

Главные проблемы философии этой эпохи –  человек, его назначение и положение в мире. Потребность осмыслить сущность человека привело к переоценке роли гуманитарного знания, литературы. На первый план выдвигались такие дисциплины как этика, философия, риторика, педагогика, история.

Основные  идеи философии Возрождения

Гуманизм  (от лат. humanitas – человечность) – это философское учение, согласно которому человек признается высшей ценностью, отстаивается земное предназначение человека, его право на счастье, на творчество, на свободу. Гуманизм акцентирует внимание не только на внутреннем мире индивида, но и на красоте человеческого тела, выдвигает учение о самосохранении, культ наслаждения и пользы, активной творческой деятельности по преобразованию внешнего мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"