Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.

Файлы: 1 файл

Копия Копия ШПАРГАЛКА ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Теория  познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания.

Проблемное  поле гносеологии включает в себя:

проблему познаваемости мира;

проблему  субъекта и объекта познания;

проблема  структуры познавательного процесса;

проблема  взаимоотношения чувственного и  рационального в процессе познания;

проблему  истины и ее критериев.

К основным принципам классической гносеологии относятся:

Критицизм: требование обоснованности и доказанности знания.

Наукоцентризм: научное знание является идеалом знания вообще.

Субъектоцентризм: субъект в познавательном процессе занимает привилегированное положение, является основой для получения знания.

40 ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ.

В процессе познания задействованы практически  все способности человека, среди  которых важнейшими являются чувства и разум. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм  (от лат. sensus – чувство, ощущение) – направление в гносеологии, признающее ощущения единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были Т.Гоббс, Дж.Локк, Л.Фейербах. С сенсуализмом тесно взаимосвязан эмпиризм. Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в гносеологии, признающее опыт (получение информации с помощью органов чувств в искусственно созданных условиях) источником знаний и утверждающие, что все знания должны основываться на опыте. Представителями эмпиризма были Ф.Бэкона, Д.Юм, Э.Маха.

Рационализм (от лат. ratio – разум, мышление) – направление в гносеологии, признающее разум в качестве главной формы и источника познания. Представителем рационализма были Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, В.Гегель.

В действительности любое знание есть результат согласованной  работы органов чувств и разума. Органы чувств доставляют разуму соответствующие  данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы.

Первой  ступенью познавательного  процесса выступает  чувственной познание. Оно осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Выделяют три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – непосредственное отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств человека.

Представление – это обобщенный, целостный образа предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом и не воспринимаемого в данный момент. Представление получаются или на основе памяти, или с помощью воображения.

41 СПЕЦИФИКА И ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.

Второй  ступенью познавательного  процесса выступает  рациональное познание. Рациональное познание осуществляется посредством форм мышления.

Мышление – опосредованное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке. Различают два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок - это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок еще часто называют здравым смыслом. Разум – высший уровень мышления, благодаря которому человек в состоянии постичь сущность вещей, обнаружить скрытые для восприятия связи и отношения между вещами.

К основным формам рационального познания относят понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это форма мышления, в которой выражаются существенные признаки предметов и явлений. Существенные признаки – это те, которые с необходимостью принадлежат предмету, и, если у него эти признаки отнять, он перестанет быть собой. Примеры: стол, ВУЗ.

Суждение – форма мысли, в которой что-либо отрицается или утверждается о предметах и явлениях. Суждение может быть или истинным («Париж стоит на реке Сена»), или ложным («Витебск – столица Беларуси»).

Понятия и суждения являются основой для  построения умозаключений.

Умозаключения – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (новое суждение).

42 ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Непосредственной  целью познания является достижение истины. Проблема истины является ведущей  в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и  путей достижении истины, либо форм выражения истинного знания. В  гносеологии истина характеризует не предметы, процессы объективного мира, но знание об этих предметах.

Исторически первой является классическая концепция истины (теорией соответствия), согласно которой истина – это соответствие мыслей действительности. Авторами данной концепции выступают Платон и Аристотель.

Однако  классическая концепция истины столкнулась  с рядом проблем и парадоксов. Это стимулировало, с одной стороны, попытки усовершенствовать классическую концепцию истины. К таким попыткам относится семантическая концепция истины и марксистская концепция истины.

Автором семантической концепции истины (греч. semanticos – значение, обозначающий) является польско-американский логик А.Тарский. Тарский трактовал истину как соответствие предложения опытному факту и подчеркивал, истинность или ложность какого-либо предложения естественного языка следует обсуждать не в рамках этого языка, а с помощью формализованного языка.

Согласно  марксистской концепции истины, истина – это адекватное отражение действительности по принципам изоморфизма (зеркальное отражение) и гомоморфизма (масштабно-схематическое отражение по типу карты и местности). Характерной чертой истины является наличие в ней субъективных и объективных моментов. Истина по содержанию объективна, то есть не зависит от человека, а по форме выражения истина субъективна, то есть зависит от строения органов чувств и мышления людей.

С другой стороны, проблемы, с которыми столкнулась  классическая концепция истины, стимулировали  создание неклассических концепций истины, к которым относятся конвенционализм, когерентная концепция истины и прагматическая концепция истины.

Согласно  конвенционализму (лат. conventio – соглашение) истинное знание является набором произвольных соглашений между учёными, выбор которых регулируется лишь соображениями удобства и целесообразности. Представители конвенционализма - А. Пуанкаре (Франция), Р. Карнап (Австрия), Айдукевич (Польша).

Когерентная концепция истины (лат. cohaerentia – связь, сцепление) предполагает, что истинно то знание, которое внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво. Представители: И. Кант, О. Нейрат.

В соответствии с прагматической концепцией (греч. pragma – дело, действие) истина – это знание функциональное, эффективное и полезное для практической деятельности человека. Представители: Ч.Пирс, У.Джеймс.

Постоянным  и необходимым спутником истины является заблуждение. Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним, это искаженное отражение действительности. Главным источником заблуждения является ограниченность, практической деятельности и самого познания. Заблуждение следует отличать ото лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных интересах.

К критерию истинности знания, позволяющего отличить истину от заблуждения, относят:

данные ощущений и восприятий человека: истинно все то, что выводимо из чувственного опыта;

ясность и отчетливость мышления: истинно  то, в чем наше мышление не сомневается, что для него самоочевидно;

логическую  непротиворечивость мысли;

практическую  деятельность человека;

общезначимость: то, во что верит большинство;

соглашение, договор;

пользу, эффективность.

43 ИСТИНА КАК ПРОЦЕСС. ДОГМАТИЗМ И РЕЛЯТИВИЗМ – АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОНИМАНИИ ИСТИНЫ КАК ПРОЦЕССА.

Достижение  истинного знания представляет собой  процесс, но не одноразовый акт познания объекта, получения знания о нем в полном объеме. Процессуальность истины проявляется двояко: в процессе познания происходит, во-первых, постепенное накопление знаний об окружающем мире, а, во-вторых, преодоления заблуждений в структуре знания. Для характеристики истины как процесса в философии используются понятия абсолютной и относительной истины

Абсолютная  истина понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом, которое не может быть опровергнуто или изменено при дальнейшем развитии познания. К абсолютной истине относится:

констатация фактов, например, «птицы имеют клюв», «люди смертны»;

гносеологический  идеал, который никогда не будет  достигнут, хотя познание к нему постоянно  приближается.

Относительная истина – это неполное и приблизительное знание о предмете, нуждающееся в уточнении и углублении. Относительность истины означает, что, с одной стороны, прежние истины могут заменяться новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), с другой стороны, прежние истины могут опровергаться и становится заблуждениями (например, вера в существование теплорода, эфира признается заблуждением).

Движение  от менее полной истины к более  полной имеет моменты устойчивости и изменчивости. В единстве они обеспечивают рост истинного знания. При абсолютизации момента устойчивости формируется догматизм. Догматизм (от греч. dogma – мнение, учение) – это представление, по которому знание носит всеохватывающий, неизменный, неоспоримый характер и не требует опытной или логической проверки. При абсолютизации постоянной изменчивости знания формируется релятивизм. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – это представление об условности, относительности и изменчивости знаний.

45 ПОНЯТИЕ НАУКИ, ЕЕ СПЕЦИФИКА И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Наука (с лат. – знание) – это особый вид познавательной деятельности людей, направленный на получение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире. Непосредственной целью науки является достижение истины и открытие законов мира. К основным задачам науки относятся описание объектов и процессов окружающего мира; объяснение их; предсказание их поведения в будущем.

Наука возникает в эпоху Нового времени  в XVII – XVIII вв.

Современная наука понимается в трех основных значениях:

Наука как деятельность, обеспечивающая производство, накопление знания, а также его использование в практике. Наука разделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. Выделяются естественные (изучают процессы изменения природного мира), гуманитарные (постигают процессы изменения общества и человека), и технические науки (изучают мир искусственных объектов), науки фундаментальные (направлены на получение знаний об основных законах строения и функционирования объективной действительности) и прикладные (направлены на получение знания для решения практических задач).

Наука как система знаний, представляющая собой совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной действительности. В философии науки выделяют два направления по вопросу о развитии научного знания:

Кумулятивизм утверждает непрерывный процесс накопления знания на основе уже имеющегося (О. Конт).

Антикумулятивизм отрицает непрерывность и преемственность в развитии знания и считает, что наука развивается путем революционных изменений (К.Поппер, Т.Кун). Научная революция – процесс коренных изменений в определенной области знания или в отдельной дисциплине, предполагающий появление новые средств и методов изучения объектов, новых теорий, новых картин мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"