Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 16 ответов на вопросы по "Философии".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.33 Кб (Скачать файл)

1.Предмет философия.Структура и философия

Впервые использ.Геродотом в 5в. До н.э.Значение слова «филосовствовать»-любить знание,стремиться к мудрости  Сократ-под словом Ф. имел ввиду жажду знания, искание истины. Фил. Это форма общественного сознания,мировоззр,сист.взглядов,идей о мире и месте,роли в нём чел. Фил.исследует познавательное,ценностное,этическое и эстетич.отношение чел.к миру,природе и обществу

Ф.дает знание общих законов природы,сознания

Мировоззрение-это целостная система взглядов и представлений о мире,идеалы и убеждения,моральн.установки(на примере фашизма)

Ф.учения имеют 2 напр:

-материализм

-идеализм

Матер-м-деят.объясн.мира из него самого,он признает объективность существ-я мат-го мира не зависимо от чел.сознания.он возник в др.Греции

Идеализм-это фил.течение по кот.дух.сознания и мышл. Опр-т бытие и первичны,а материя вторична

Осн.вопр.Ф.-вопрос об отношении материи и сознания.материалисты отвечают на него так-материя первична,сознание вторично т.е.бытие опр-т сознание. Идеалисты же признают первичным сознание.Этот вопрос о первичности возник потому что чел.живет в 2х мирах.В мире повседневн.реальности в жит-х проблемах,а есть еще мир идей,мечты

2 мира: 1)внешний(бытие) 2)внутренний(сознание)

Гл.функц.Ф.-опр-ть д\чел. Глав.линию его жизни т.е.учение о том: «Каким надо быть чтобы быть чел.». Вечный предм.филос.-отношение чел. К миру

Цель Ф.-вывести чел.из сферы обыденности,увлечь его высш.идеалами,предать в жизни истинный смысл,открыть путь к соверш-м ценностям

Совр.стуктура Ф.включ.

1)Соц.сферу 2)фил.науки 3)этику 4)эстетику 5)культурологию 6)истор.Ф.

2.Основн.вехи мир.Ф.мысли

  Ф.др.Востока

Ф.как наука возникла прибл.в  сер.1тысячел.до н.э.Одновр.в Китае,Индии,Греции именно тогда начала формир.цивилиз.т.е.гос-ть,развитая религия,Ф.До этого люди тоже пытались объяснить происхождение чел-ва и его устройство,эти попытки соотв.уровню развития общества(мифология),мифы связывали прошлое и наст.,передавали знание,дух.ценности

Ф.др.Востока

Зачатки фил.учений др.Вост.хранятся в религ.книгах«Веды»-тексты(1500-600г .до н.э.)Это сборник культ.текстов,где написаны гимны богам,песнопения,заклинания

-Всюду действ.унивес.космич.порядок

-в начале было нечто одно,не разделенное,облад.только дыханием

-начало творению положило жертвопринош:космич.веником«Пуруша»сам себя принес в жертву,был разделен на части и стал источн.жизни д\всех так был создан мир

-мир населен людьми и духами;душу имеет камень,растение поэтому их положено просить и извиняться

-мир разделен на 3 ступени: 1)мир  богов 2)мир людей 3)мир демонов

-мир разделен по кастам:1)мудрецы,толкователи Вед 2)воины,правители 3)земледельцы,скотоводы 4)слуги

-карма-учение о вечном круговороте  жизни и закон воздаяния:кто совершал благие дела тот родиться в 1касте а ктоплохо прожилпрошлую жизнь,родится камнем,изменить карму –добрыми делами.Реинкарнация-переселение души из тела в тело после смерти

Буддизм(не ведич.)-возник в 6-5в.до н.э.самая др.из мировых религий.Основатель Гаутама Будда(его историю рассказать)6 лет он просидел под деревом и затем придумал новую религию

В основе буддизма лежат след. Представления:

-мир это страдания,гл. беда-привязанность к жизни=^нужен отказ от чувств вообще,а награда за это нирвана

В Б. указ. 5 нравств. заповедей, собл. кот-х приводит к определению страданий:1)не вредить живым сущ-м 2)не брать чужого 3)воздерж.от запрещ. Половых контактов 4)не вести праздных и лживых речей 5)не польз.опьян.напитками

Йога это один из способов овобожд.души.Ёе цель:самообладание,овладение дыханием,защита чувств от внешн.влияния,концентр. Мысли,медитация,освобожд.души от телесной оболочки

В Фил.религии культ.др.Индии есть приемственность,там не было резких перемен,новые учения,вырастали из старых,дополн. И развивая их.так сложилось напр.Индуизм-соед.множ.религий и культов кот-е исповед.в совр.Индии.

Ф.да.Китая

Конфуцианство-создатель Конфуций

-в конфуц.в центре нах-ся личность живущ. Не для себя,но д\общества 2осн.принципа конфуц.: 1)все несчастья в жизни из за того что люди отступили от традиций предков 2)идеальн.гос.должно быть устр.как семья в кот.роли честко распр.

-чел.должен след.трациц.и соблюд.правила-это осн.принцип органих жизни в общ.

-гармония в гос. Зависит от воли и повед.властей.Идеал конфуция-это благор.гос.деят.собл.традиции

-усилия должны быть напр.не на постр.справедл.общ.а на поддерж.веками сущ-го порядка,освещ.традиц

Даосизм-учение о пути.основ-ль Лао-цзы

-чел.объед.в себе светл.и темн,мужск. И жен начало

-чел.занимает срединное полож в мире и призван расколоть его на 2 начала(инь-янь)поэтому у чел.срединный путь и он посредник

-через чел.сына неба,благодать распр.по земле,сходя с неба

-дао это путь,все в мире нах-ся в пути,все не пост.и конечно.Дао этоничто,начало и конец мира,т.к.все мат-е вещи рождаются из небытие,разруш и опятьуходят в небытие.Значит только дао вечно

-чел.должен след.устан.миропорядку,он не царь природы,а растворен в ней

-чел.может быть бессмнртн.как телом,так и душой д\этого надо вып.дыхат.упр.напомин-е йогу,созерцат.пассивность

3.Античная  Ф.

В антич.Ф.начин. рассматр. Чисто чел.проблемы,жизнь чел.в общ.,гос.устройство было сформулир.понятие бытие,стремл.понять весь космос и мир.Ранняя ант.Ф.возниклаиз мифологии,но в отл.от религии Ф.пыт.рационально обосн.предст.о возникн.мира.это явилось 1й причиной возникн мира

Течения антич.Ф.

1)Ранние натурфилософы: первоначалом мира был Хаос,из него возникла земля,подземное царство(Тартар),любовное влечение,ночь,мрак,это дети хаоса от низ родились День,Эфир.Первоначалом бытия считали воду,кот-я питает Солнце,а возвр.в виде дождя

2)Атомисты: демокрит,Левкипп.Впервые сформул.идеюмельч.частиц из кот.сост.всё в мире-атомов кот-е одинаковы,но разл.по форме.Соедин.атомы созд.вещи,атомы нельзя почувств,их можно только мыслить

3)Сократ: основатель истин.греч.Ф,он выраб.новый метод фил.мышл.,он первым прим.индуктивн.мышл.,и стал использ.опред-я.Сократ не оставил после себя никаких письм.трудов т.к.все свои лекции он превращал в дикуссии(в споре рожд.истина)о его идеях нам ивестно из записей его ученика Платона:

-гл.благо д\чел.это поиск истины-цель знание помочь чел.реализ.себя в жизни и прожить ее добродетельно

-знание это источн.нравств.соверш.и счастья

4)платон: ученик сократа,основатель идеализма.Бытие это идея,идеи это прообразы по кот-м сотворены все вещи в мире

-мир кот-й мы видим это лишь отражение мира идей как тени на стене

-до рождения и после смерти  душа нах-ся в идеальном мире,где созерц.чист.идеи,затем она пересел.в тело и все забыв.

-познание это припом.того,что душа уже знала

Гос.должно воспит.буд-хправителей,как фил-в.Гос. не может ограничить своего монарха: -до 20лет изуч. Муз.,поэзии,гимнастик

-еще 10лет-астрономия, матем,гармония

-след.5 лет изуч.Ф.и практич.гос.деят

-и только после этого в  50 лет можно занимать руководящ.должность

5)Аристотель: 20лет был учеником Платона,а потом выступ.с его критикой.был учителем Алекс.Макед-го

-основал свою школу «Ликей»

-основ-ль логики

-платон считал,что идеи сущ-т объективно,а Аристотель считал,что понятия формир. самим чел.в процессе познания.Из понятий склад.суждения.Из суждений логически обосновыв.3-е суждения:

Пример:1)все люди смертны 2)сократ чел. 3)след-но сократ смертен

-основой бытия считал первую  материю

6)кинизм-основатель этого фил.напр.Антисфен,а самый известн.представ.Диоген: -гл.д\чел.этоотказ от мат-го мира и пренебр.к нему

Живший в бочке Диоген ответилМакедонскому предложившему:«не заслоняй мне солнце»

4.Средневековая  Ф.

Характ.черты:

-Теоцентризм(тео-бог)-постановка в центр картины мира-бога.Начиная со 2го века нашей эры постулаты учения веры,начин.рацион. объяснять,так появилась схоластика-осн.предст. схоластики:

Фома Аквинский его фил. концепция до сих пор считается католич.церковью-единств.правильной:

-мир это иерархич.сист,смысл её-бог –чел.соедин.в себе дух.имат-е начало и наиболее близко,стоит к богу                                               -любое явл.мира облад. сущьностью и сущ-ем. Д/чел.и прир.сущьность не равна существован.т.к.они сотворены и поэтому их существ.обусловл.Убога-сущность и существ.равны т.к. он не сотворен и ничем не обусловл.                                     –высш.точка знания по-мнению Фомы это богословие                                  -Цель науки объясн.явл-я прир.и закономерн.кот-м эти явл-я подчин-ся.но есть сферы в кот-е нельзя проникнуть разумом и там начин.Теология

5.Ф.эпохи  Возрожд.                           Возрожд.это переходная эпоха м/у средневековьем и Нов.временем(17в)                           -христ.уже не ведущая идеология                                        -в науке,иск-ве развив.свобода от религиозн. догм                                                     -меняется экономика,гос-ть образование и культура                          -распр-ся атеизм                          -в Ф.чел.возвыш.почти до уровня бога: -инженер;-ученый;-архит-р стали подобными богу откр.законы по кот-м бог создал мир.                                 –возрастает интерес к античности

Никколо Макеовелли итал.политик,дипломант Книга«Государь»

-к политике нельзя прим.нормы общей морали т.к.гос-во имеет самост-е цели

-он созд.образ хитрого коварного жестокого правителя и оправдыв.его тем,что гос-во сущ.д\общего блага и обеспеч.порядок, безоп-ть,благосост.граждан

Николай Кузанский в основе его фил-й концепции лежит принцип совпад.противоп-й пример:при увелич радиуса круга до бесконечн.круг превращ.в бесконечн. прям.линию Dкруга-бесконечен,и бесконечна прямая и они совпад.друг с другом,так же и с треуг. Этот принцип совпад.противоп-й-важный принцип диалектики

Жардано Бруно космос бесконечен и божество бесконечно,значит космос и есть бог.Эта идея не понр. католич.церкви и его уничтожили.

6.Ф.«Нов.врем.»

общ.хар-ка:                                              -осн-я задача-разруш. схоластики,догматизма,выр-ка более точн.метод.исслед-я                                -склад-ся представл.о Ф.как о самост-й науке                                             -формир-ся буржуазия,рост влияния науки на экономику           -формир-ся протестантизм: божеств-я непознаваемость это область веры,а значит сферу знания и науки надо прим.к миру вещей;-судьба чел.предопр.и чел.должен подчин.судьбе и трудиться во славу бога;-монашество не приним,а гл.религ.подвиг-это труд         гл.черты:-механизм-все сферы бытия действ.по законам механики                         -предпочит.метафизич. метода,т.е.мир рассматр.как савокупность не мзм-х тел.    Особая веха в филос. Нов.врем.это фил.эпохи Просвещ.:                                      -критика феод.общ.выступ. за свободу чел.в выраж. мнения,в ТВ-ве                                            -обращали внимание общ.на термин стороны бытия                                                    -просветители выступ.за научн.технич.прогресс                    Френсис Бэкон англичанин,основатель эмпиризма,кот-й признает первичной материю:                                   -осн-я задача науки-покорение природы, для усоверш-я чел.жизни                                                 -это покорение можно соверш.с пом-ю знания             -создал теорию индукции по кот-й в основу науки должен лечь опыт                                                  -всегда критично относ-ся к уже имеющ.знаниям             Рене Декар француз-разработал рационалист. традиц.:                                          -осн.роль в познании мира принадл.разуму,а опыт лишь вспомогат.ср-во                             -надо сомнев во всем кроме мышл.«Я сомневаюсь,а сомнение это рез-т мышл-я,значит я сущ-ю»                         -он обосновал дедукт.метод познания                                            -аксиома это основа науки,суть познания из аксиом строить др.положен.                      –мир сост-т из дух-х и мат-х субстанций,бог служит связующ.звеном м/у ними,он явл.причиной движ-я в природе и источн.законов в природе                                Томас Гоббс англич.-продолж.Бэкона-материалист: -разработал концепцию обществ. договора:первобытн. сост-е общ.это война всех против всех т.к.чел.от рождения эгоистичн.сущ-во,чтобы избежать войны и угрозы жизни др.люди решили закл.обществ.договор и власть.Оно основано на законах и может защищать права гражданина.Чел.отказ-ся от своб.в пользу защищ-ти кот-ю обеспеч.гос-во с пом. армии,правит-ва,полиции

7.Ф.19в                                                           -в 19в.Ф.усложн.т.к.наука из занятий ученых-одиночек стан-ся обществ-м достоянием она облегч.жизнь чел.                                           –с развит.науки произошел рывок в пром.пр-ве,что привело к развит.класса пролетариев и предприн-й. большой разрыв в их ур-не жизни привел к росту соц. напр-ти                                                  -прогресс науки изм.предст.об устр-ве мира                                         -усил.против-я м/у матер-м и идеал-м                                                                 -сформулир.осн.пробл.кот-я волн.Ф.и в наши дни                                           Фридрих Нитсше ставит диагноз своему времени-Нигилизм как отказ от ценности жизни и от всего,что достойно желаний.И это знак того,что приходит новая эпоха-эпоха переоценки всех ценностей,время нов. людей, сверхчел.кот.нацелен на все змное и стремиться к силе и власти                                         Марксизм-Карл Маркс иЭнгельс Теория маркс.созд.под влиянием фр.соц-в—утопистов.Англ. эконом.теории и идеолист.Ф-и.Гегеля   Общество в Маркс. рассматр.как структ. В кот-х производ.сила опр-т какими будут произ-е отнош.т.е. отнош.м/у людьми,по поводу того кому принадл-т проив-во так же производ.силы опр-т формы собств-ти кот-е формир.классы в общ. (эксплуатир. И эксплуат)  Классовая структ.общ .                            кл.эксплуат-те кто присваивает себе рез-ты чужого труда               -кл.эксплуатир это те кто реально своим трудом созд.свое богатство                                                 от типа произ-х отнош. производ.сила зависит какой будет общественно-эконом. формация.Всего в ист.чел-ва по теории Маркса 5 общ.-эконом.формаций.они отлич. по производ.силам           Общ.-экон.формации                             1.первобытно-общинная                    2.рабовлад-я-не эффект.рабский труд,у рабов нет собственности, нет свободы,все принадл. рабовлад-м    3.феодальная-труд крепостн.крестьян,у них мало земли,нет свободы,есть дом и земля;у феод.вся земля, богатство,креп.крестьяне             4.капиталистич.-эффект.труд квалифиц.рабоч.силы    5.коммунистич-я-свободн. труд,свободн.люди,обществ собств-ть.   Борьба господств.и угнетенных классов это движ. сила ист.Соц.революция-этовысш.проявл.истории.При кап-ме формир.пролетариат кот-й станет терпеть собств. угнетенных и эксплуат.и свергнет власть кап-в.Рабочий класс устан.свою власть-диктатуру пролетариата,вся частн.собств.будет отнята и станет общ-й. Будет безклассовое общ.своб.людей –коммунизм.                                8.Ф.20в.     

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"