Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:32, шпаргалка

Описание работы

Философия
Античная философия
Сократ— античный мыслитель, первый афинский философ.

Файлы: 1 файл

Bilety_po_filosofii.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи  явлений. Важным предметом диалектики являются универсальные связи типа связь единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории (универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость", "причина - следствие", "единое - общее", "явление и сущность".

Осн. принципы Д. - всеобщая  связь,  становление  и  развитие,  которые осмысливаются с  помощью  всей  исторически  сложившейся  системы  категорий и законов.

В марксизме Д. выступает  как учение о всеобщих связях,  о  наиболее  общих законах развития бытия и  мышления.  Материалистич.  Д.  выражается  в системе филос. категорий и  законов.   Главные законы:  1)  превращение количества  в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и  превращение их  друг  в  друга,  когда  они  доведены  до  крайности (единство  и   борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания  - спиральная форма развития.

Для Д. характерно формирование парных категорий,  отражающих  "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует отдельный предмет, явление,  процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от  иных,  в том числе подобных ему, предметов, явлений,  процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или  единой  системе связей. Сущность внутренняя, глубинная,  скрытая,  относительно  устойчивая сторона того или иного  предмета,  явления,  процесса,  определ.  его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно  более подвижные, изменчивые  хар-ки  того  или иного   предмета. Содержание –совокупность различных элементов и  их  взаимодействий,  определяющих  основной тип, характер того или иного предмета, явления,  процесса. Форма-  принцип упорядоченности,   способ   существования   того    или    иного содержания. Причина-следствие. Качество- целостная,   интегральная   хар-ка предмета (единство его св-в)  в системе его связей  и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах.

Мера  - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал  кол-ных измерений,  в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход  количественных  измерений  в  качественные  или переход   из   одного качественного  состояния  в  другое  (в  рез-те превышения  меры).   Категории системного исследования: система упорядоченное  мн-во   взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой  и организацией; эл-т-  неразложимый  далее компонент сложных предметов, явлений,  процессов; структура -  относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

Вопрос 26

Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании.

Человек и общество в своем  бытии изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва. Особенности чел-ого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целенаправленно изменять окр мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача Г – выяснение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х факторов познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается дать образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт деятельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила материально чувственный характер, была практической. С – носитель материального целе направленного действия, связывающего его с О. О – предмет, на который направлено действие.

Познание как отражение  действительности. Отражение – это  взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико-материалистической фил-ии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в познавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями , отражающей системы, т е сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т е несут в себе определеные характеристики субъекта.

 

Виды знаний:

  • Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)
  • Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
  • Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
  • Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)
  • Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
  • Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Вопрос 27

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту  — это “классическая” концепция истины. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. 
 
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Усиление роли религии  в современном обществе акти­визировало внимание исследователей к вопросу о соотно­шении науки и религии, знания и веры. Последняя имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) — то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера. Контроверза знания и религиозной веры может вылиться в одну из трех основных позиций:

а) абсолютизация знания и полная элиминация веры;

б) гипертрофирование последней в ущерб знанию; в) по­пытки совмещения обоих полюсов — в особенности, со­временная философия религии.

Ее представители стремятся  дать философский анализ религиозных  верований, обосновать их эпистемологический статус, определить условия их рациональности и ис­тинности, эксплицировать смысл религиозного языка, охарактеризовать природу и функции религиозного (осо­бенно мистического) опыта, установить возможные «мо­дели веры» и т. д.

Вместе с тем следует  иметь в виду что «вера —  это не только основное понятие религии, но и важнейший ком­понент внутреннего духовного мира человека, психичес­кий акт и элемент познавательной деятельности. Она об­наруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состо­янии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения... Если вера отрывалась от религиозной при­надлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уве­ренность в высказанных гипотезах, являлась могучим сти­мулом научного творчества».

В размышлениях философов  разных направлений и ученых конца XX в. можно встретить рассуждения  о том, что научной мысли нужна  вера, как правой руке левая, и неумение работать обеими не следует считать  особым пре­имуществом. Обосновывается это тем, что в научном и  в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек дей­ствует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядоч­ность — все это «подмога» в работе ума ученого. Но в ре­лигиозно-духовной жизни, напротив, «ум — это только рабочая сила у сердца».

В современной, постнеклассической науке все чаще высказываются идеи о необходимости учета многообразного духовного опыта человечества - в том числе и рели­гиозного, Предпринимаются попытки со стороны некоторых зарубежных и отечественных ученых широкого целост­ного мировоззренческого осмысления действительности связав «строгие науки» (математику, теоретическую физи­ку и др.) с философией, психологией, религиоведением и мистикой.

Вопрос 28

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Методы:

Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению.

Индукция и  дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.

Принципы:

  1. Принцип единства объективного и субъективного (принцип деятельностного отражения);
  2. Принцип единства исторического и логического (принцип историзма)
  3. Принцип единства абстрактного и конкретного (принцип конкретности истины)

Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

Факт - достоверное знание о единичном.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать.

Гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении).

Теория-это достоверное  знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий  и утверждений и позволяющее  объяснять и предсказывать явления из данной области.

эпистемология и  постпозитивизм

Эпистемология - направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки.

В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного познания, то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста, развития знания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"