Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:43, шпаргалка

Описание работы

1. Основные функции философии.
2. Назначение философа по Сократу. Задачи и специфика сократического метода. + текст "Апология Сократа".
5. Общая характеристика эллинистической философии.
14. Немецкая классическая философия: проблематика и основные представители.
13. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.
11. Общая характеристика философии Нового времени. XVI-XVII века.

Файлы: 1 файл

3 семестр - Философия Ответы.docx

— 71.51 Кб (Скачать файл)
  1. Мировоззрение и философия. Виды мировоззрения.

Всякая философия —  это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и  место в нем человека. Философия  составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это  высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это  такая форма общественного и  индивидуального сознания, которая  обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это  система основополагающих идей в  составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место  в нем, понимание и оценка человеком  смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и  идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим; — материалистическим.

Материализм — философское  воззрение, признающее основой бытия  материю. Согласно материализму мир  — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское  воззрение, которое считает, что  истинное бытие принадлежит духовному  началу (разуму, воле), а не материи. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований  и убеждений, идеалов, а также  образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации —  система духовных и материальных благ, которые общество признает как  главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения  людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную  ценность. Ценности неравнозначны, они  оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется  и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и  человечества. Каждый человек вне  зависимости от своих утверждений  имеет веру. Вера являет собой феномен  сознания, обладающий огромной силой  жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное  чувство, внутреннее ощущение, в той  или иной мере свойственное каждому  человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится  к идеалу.

Идеал — это мечта:

о совершенном обществе, в котором все честно; гармонически развитой личности; разумных межличностных  отношениях; нравственном; прекрасном; реализации своих возможностей на благо  человечества.

Убеждения — это четко  составленная система взглядов, которые  поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись  нашими чувствами.

 

  1. Предмет и структура философского знания.

Проблема соотношения  мышления и бытия является сердцевиной  философских теорий. Основные аспекты  этой проблемы позволяют осмыслить  предмет и структуру философии.

Что же представляет собой  предмет философии самой по себе, без сравнения ее с наукой, искусством, политикой? Он исторически изменялся  в тесной связи с развитием  всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой  философской мысли.

Как было уже сказано, зарождение философии исторически совпадает  с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности  в теоретическом исследовании. Философия  собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия  отвечала на вопросы, которые были уже  поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался  на теоретическом, согласующемся с  логикой и практикой, анализе  этих вопросов.

Первые мыслители античного  мира стремились главным образом  понять происхождение многообразных  природных явлений. Но уже в то время начинается размежевание между  отдельными областями зародившегося  знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских  представлений, возникали различные  философские теории и направления. Формировались такие философские  дисциплины, как онтология – учение о бытии, или о сущности всего  существующего; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия  истории; этика; эстетика.

Начиная с эпохи Возрождения  и особенно в XVII – XVIII веков процесс  размежевания между философией и  специальными науками совершается  несколько ускоренными темпами. Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это  прогрессирующее разделение труда  в сфере научного знания качественно  изменяет роль и место философии  в системе наук, ее взаимоотношения  с частными науками. Философия уже  не занимается решением специальных  проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и  всеобщее, характеризующее целостное  бытие человека. Но предмет философии  в еще большей степени отличен  от предмета частных наук, изучающих  материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение  человека к миру, мира к человеку.

Философия - это знание о  мире и об отношении человека к  этому миру. На всеобщее в системе "мир - человек", составляющее предмет  философского познания, и спроецированы  проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны - предельны для бытия  человека, для его общей программы  деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения  охватывают мир в целом, жизнь  человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких  проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает.

Философские проблемы, непосредственно  связанные с коренными вопросами  человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются "вечные и  неизменные" решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и "вечные" философские  проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

Основным способом решения  философских проблем является теоретическое  мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.

Что касается методов, с помощью  которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам  получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и  вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.

Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое  время, когда была осознана неэффективность  применения специально-научных методов  к решению традиционных философских  проблем. "До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или  методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта  положений... или выходили из затруднения  тем, что просто отбрасывали этот метод".

Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили  в форме требования отказа философии  от традиционных мировоззренческих  проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при  абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании  связи метода философского познания с его социальным назначением.

Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для  него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего  наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской  рефлексией (рефлексия (от поздне лат. reflexion – обращение назад) – принцип  человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок) конкретно-историческое содержание которой определяется уровнем  развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии  является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.

3. Философия, религия  и искусство.

У человека есть 2 способа  восприятия видимого мира - образное восприятие и логическое. Образное наиболее распространенное и понятное всем, на нем зиждется искусство. Логическое, понятийное восприятие видимого мира или сущего как сущего порождает философский вопрос - что  есть сущее - основу философии.

Искусство построено на чувственном  восприятии действительности, искусство  не нужно объяснять. Чтобы понять образ, его достаточно почувствовать.

Философия требует усилий и подготовки со стороны человека, стремящегося объяснять видимый  мир посредством понятий и  логики. Но и тот, и другой способ нацелены на познание видимого мира, религия же нацелена на связь, частичное постижение мира невидимого.

Ядром религии является непосредственное восприятие высшей реальности, то есть - мистика. Мистическое восприятие доступно небольшому кругу людей. Религия  дает возможность приобщиться к  высшей реальности всем людям, стремящимся  к этому. Приобщение к высшей реальности в религии осуществляется через  ритуал.

С точки зрение религии  философия и искусство занимают подчиненное положение: посредством  художественного образа религия  доводит до сознания верующих высшие истины. Созерцание мозаичного ансамбля внутри византийского храма способно привести человека в состояние приобщения высшей реальности. Само пространство храма делает зрителя участником сакральных событий.

Религия требует от искусства  особых художественных Принципов, полагая, что для частичной передачи эстетических знаний о сакральном требуется особый язык. Этот язык - язык символов, включающий в себя элементы и видимой и  высшей реальности, чтобы связать  воедино невидимый и видимый  мир в сознании человека в момент восприятия художественного образа. То есть религиозное искусство символично, условно, поскольку для передачи сведений о невидимой реальности недостаточно естественных изобразительных  средств.

Существует расхожая фраза, что философия служанка религии. Религия не может строиться на одном ритуале и священных, то есть богослужебных текстах, включенных в ритуал. Религии нужны и другие основания, способные привлечь не только чувствующих, но и мыслящих людей.

Религия должна быть всеобща, каждому человеческому существу в ней должно найтись место.

С другой стороны, философские  основы внутри религии помогают ей устоять во внешнем мире. Отстаивать главные доктрины религии может  философски образованный человек, с  фундаментальными текстами в руках. Все первые Отцы Церкви получили философское  образование, и именно это позволило  им разработать богословскую систему, основанную на истолковании священных  текстов и привлечении достижений античной философии к истолкованию этих текстов. Возможно, большой ошибкой  Юстиниана было закрытие Афинской школы.

В истории русской Церкви, возможно, постепенное ее ослабление и подчинение государству, имеет  одной из причин постепенную утрату широким кругом русского священства греческой богословской образованности.

Разумеется, говоря о связи  богословия и философии, мы разделяем  эти понятия, поскольку философия  занимается вопросом, что есть сущее, а богословие пытается приблизиться к постижению высшей реальности, но их связывает фундаментальное основание - язык и терминология, которую религия  берет у философии.

С другой стороны, и философия  и искусство способны выйти из сферы влияния религии, поскольку  они нацелены на постижение видимого мира. Это произошло в последние, ближайшие к нам,столетия христианской цивилизации. Искусство и философия  выделились и стали соперничать  с религией, относительно занимаемого  места в видимом мире. Примеры  этому мы можем найти в истории. В эпоху Возрождения, к примеру, искусство заняло самостоятельное  место, и если не возник культ искусства, то возник культ художника - творца, автономного, стремящегося превзойти  видимый мир в своих творениях.

В России, место сначала  частично утерянное, а затем и  отнятое у Церкви, заполнила в 18-19 веках секуляризированная западноевропейская философия. (Если в 16-17 веках философия  еще имела отношение к религии - Спинозу отлучили от Церкви, то в 18 веке, " уже не отчего было отлучать").

Это философия Просвещения, масонство - в большой мере занимавшееся вопросами этики - то есть тем, как  нужно жить в мире истинному философу, затем и нигилизм. Все эти течения  не могли удовлетворить широкие  круги русского общества, и на самом  деле в 19 веке задачу постановки и частичного разрешения этических и духовных запросов взяла на себя русская светская литература. Она заняла такое огромное место в сознании людей, возможно потому, что для постижения реальности использовала художественные средства - образы, подобно искусству, и задавалась этическими вопросами, подобно философии. На Западе в 20 веке о себе говорили, что у нас еще тянется 19 век, подобный тому который был в России, и ответы на свои духовные запросы  мы ищем у Достоевского.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"