Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:43, шпаргалка

Описание работы

1. Основные функции философии.
2. Назначение философа по Сократу. Задачи и специфика сократического метода. + текст "Апология Сократа".
5. Общая характеристика эллинистической философии.
14. Немецкая классическая философия: проблематика и основные представители.
13. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.
11. Общая характеристика философии Нового времени. XVI-XVII века.

Файлы: 1 файл

3 семестр - Философия Ответы.docx

— 71.51 Кб (Скачать файл)

 

10. Философия Фомы  Аквинского.

Особое место в учении занимают «доказательства» бытия Бога, которые он, будучи великим систематизатором схоластики, излагает в ясной и  системной форме. У Фомы таких  «доказательств» пять. И все они  основаны на принципе постижения Бога по его творениям. Первое доказательство «кинетическим», состоит в том, что  если в мире все движется, то должен обязательно существовать Перводвигатель, то есть Бог. Второе «доказательство», что если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, то есть Бог. Суть третьего «доказательства»в том, что если природные вещи возникают  и погибают и происходит это как  по необходимости, так и случайно, то должна существовать в действительности и некая абсолютная необходимость, то есть Бог. В четвертом «доказательстве» Бог является абсолютным Совершенством, т.к. в мире есть более или менее  совершенные предметы. в 5 Фома говорит  о Боге как руководящем начале мира, так как вокруг нас все  стремится к наилучшему сознательно  или инстинктивно. Но самый интересный раздел в учении Фомы Аквинского связан с его трактовкой души, причем не только души человека. Здесь Фома опять  же исходит из Аристотеля. Он различает  вегетативную душу, присущую растениям, функции — питание и размножение. Далее сенситивная душа(животные), функциями явл чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. 

 

11. Общая характеристика  философии Нового времени.

XVI-XVII века.

В философии нового времени  царит наукоцентризм (наука свободна от веры и умозрительного философствования), а также рационализм (научный  разум – высшая инстанция, а эксперимент  – проверка). Якобы торжествует  деизм, признающий Бога лишь первотолчком, запустившим механизм Вселенной. Ищутся мирские законы, для использования  их в преобразованиях мира. Философию  озадачивают разработкой метода познания.

Отсюда четыре исследовательские  программы (2 философско-методические и 2 научные):

1) Эмпиризм (Ф. Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты,  эксперименты и индукцию; очищение  сознания от примесей (идолов  рода, пещеры, рынка, театра).

 

2) Рационализм (Р. Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц) –  критерий истины в сознании («я  мыслю»), признаются врожденные идеи  и дедукция в качестве стержневого  вида доказательства.

3) Атомистическая программа  (Гассенди и Бойль) – мир  из элементов и их сочетаний.

4) Механистическая программа  (Ньютон) – мир большой механизм, познаваемый через опыт, индуктивное  выведение законов и дедуктивные  выводы, проверяемые на практике.

 Предпосылки для формирования  Ф. нового времени  связаны   с  переносом  интереса мыслителей  с проблем схоластики и теологии  на проблемы натур ф. В тот  же период имеют место попытки  ф.заново обосновать естествознание, соединив эксперимент  и размышления  как  основу  теоретического  метода.  В  17  веке  интерес   ф.  был направлен на вопросы  познания  -  Ф.Бекон  развивал  учение  индукции,  Декарт понятие  метода в Философии. На первом  плане проблемы гносеологии. Два  основных направления ф.:  Эмпиризм  - направление в теории познания  которое признает чувственный  опыт  как  единственный источник  знаний. а) идеалистический (Беркин, Юм) Э. опыт  совокупность  ощущений  и представлений, величина мира = величине опыта.  б)  материалистический  (Бекон, Гоббс) - источник чувственного  опыта сущ. внешний  мир.  2.  Рационализм  (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое  основание науки,  признает  разум  источником познания и критерием  его истинности.

рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии  Нового времени:

— принцип автономно мыслящего  субъекта; принцип методического  сомнения; индуктивно-эмпирический метод; интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный  метод;

гипотетико-дедуктивное  построение научной теории; разработка нового юридического мировоззрения, обоснование  и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать  идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных

Философия Нового времени  сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали  идеи:

— философского научного метода;—  методологии познания человеком  внешнего мира;

— связи внешнего и внутреннего  опыта. Основной задачей было получение  достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы  знаний.

Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм. Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.

Разум, по мнению Бэкона, должен:

— перерабатывать данные чувственного познания и опыта; находить коренные причинные связи, явления; раскрывать законы природы.

Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих  роль разума в познании, а также  рационалистов, игнорирующих чувственное  познание и считающих разум источником и критерием истинности.

Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику  схоластики. Он утверждал, что новый  метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных  особенностями человеческой природы  и авторитетами, и делил их на четыре рода:

— «идолы рода» (ложные представления, которые обусловлены несовершенством  органов чувств человека и ограниченностью  разума);

— «идолы пещеры» (искаженное видение действительности, связанное  с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам);

— «идолы рынка» (ложные представления  людей, которые порождены неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях);

— «идолы театра» (неверные представления людей, заимствованные ими из различных философских  систем).

Своей философией Бэкон стремился  очистить сознание людей от влияния  схоластики, всевозможных заблуждений  и создать тем самым условия  для успешного развития и распространения  знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.

Вслед за Бэконом эмпириком  и сенсуалистом в гносеологии  был Томас Гоббс (1588–1679). Основой  познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального  тела.

 

12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.

17 век называют эпохой  научной революции неслучайно. Если  в средние века философия выступала  в союзе с богословием, а  в эпоху Возрождения с искусством  и гуманитарным знанием, то  теперь она опирается главным  образом на науку. 

По Декарту, научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до него оно было лишь собранием случайных  истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное  утверждение. Декарт считал абсолютно  неопровержимым суждение "я мыслю, следовательно, существую".

Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и  этот научный вариант мира равносилен всякому другому, если он способен объяснить  явления, данные в опыте, т.к. это  Бог является "конструктором" всего сущего, и он мог воспользоваться  для осуществления своих замыслов и научным вариантом конструкции  мира.

Декарт полагает, что все  возможные вещи составляют две самостоятельных  и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души и тела. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как  конечную субстанцию – как "…вещь… ... стремящуюся к чему-то лучшему  и большему, чем Я сам ...". Таким  образом, среди сотворенных вещей  Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования  нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые  нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и  атрибутов.

«Рассуждение о методе»  Декарта опубликовано в 1637 г. В этом произведении автор сформулировал все основные вопросы своей философии, как и направление своих естественнонаучных исследований.

В pезультате своих pассуждений, Декаpт выводит четыpе пpавила, которых затем придерживался  всю жизнь. Пеpвое пpавило - это  пpавило очевидности Это фундаментальный  ноpмативный пpинцип, очевидность заключается  в том, что все должно сводиться  к ясности и отчетливости. Умственное действие посpедством котоpого достигается  очевидность - интуиция. Речь идет о  ясной отчетливой идее, отpажающий "чистый свет pазума", еще не согласованный  с дpугими идеями, но увиденной  сама собой, интуитивно данной и не доказанной. Втоpое пpавило: "Разделять  каждую пpоблему избpанную для изучения, на столько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее pешения". Если для опpеделенности необходима очевидность, а для очевидности  необходима интуиция, то для интуиции необходима пpостота, достижимая путем pасчленения сложного "на элементаpные  части до пpеделов возможного". Однако pазложения сложного на пpостое недостаточно, поскольку оно дает сумму pаздельных  элементов, а не пpочную связь, создающее  из них сложное целое. Поэтому  за анализом должен следовать синтез. Здесь имеется ввиду синтез, который  должен отталкиваться от элементов  абсолютных, независемых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов, освещая сложные связи. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному, не без связи с действительностью.

И, наконец, чтобы избежать спешки, следует контролировать отдельные  этапы работы. Поэтому Декарт формулирует  последнее четвертое правило: " Делать повсюду перечни настолько  полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено”. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.

Фрэнсис Бэкон считается  основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим  перед собой задачу создать научный  метод. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений философии Возрождения + эмпиризм (приоритет опыта в  познании) Цель научного знания в принесении пользы человеческому роду. Бэкон  подчеркивает, что наука служит жизни  и практике и только в этом находит  своё оправдание. Общая задача всех наук -увеличение власти над природой. Наука – средство, а не цель сама по себе. Её миссия в том, чтобы познать  причинную связь природных явлений  ради использования этих явлений  для блага людей. Бэкону принадлежит  знаменитый афоризм «знание –  сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон  считает ненужной роскошью. Понимание  науки у Бэкона включало, прежде всего, новую классификацию наук, в основу которой он положил такие  способности человеческой души, как  память, воображение (фантазия), разум. Поэтому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и  усовершенствование человеческой жизни.

Источником знаний и критерием  их истинности он считал опыт, но при  этом не отрицая роли разума в познании. Разум, по мнению Бэкона, должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта; находить коренные причинные связи, явления; раскрывать законы природы.

 

13. Общая характеристика  философии эпохи Просвещения.

XVII и XVIII века выявляют  очевидную потребность общества  в развитии конкретно-научного  знания. Уже в XVII веке многие  полагают, что “знание – сила”  (Ф.Бэкон), что именно “практическая  философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для  нас овладеть природой и стать  “господами и хозяевами” этой  природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш  разум. В XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"