Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:43, шпаргалка

Описание работы

1. Основные функции философии.
2. Назначение философа по Сократу. Задачи и специфика сократического метода. + текст "Апология Сократа".
5. Общая характеристика эллинистической философии.
14. Немецкая классическая философия: проблематика и основные представители.
13. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.
11. Общая характеристика философии Нового времени. XVI-XVII века.

Файлы: 1 файл

3 семестр - Философия Ответы.docx

— 71.51 Кб (Скачать файл)

Квинтэссенцией русской  литературы стала русская религиозная  философия конца 19 начала 20 веков, и  Владимир Соловьев был переходной фигурой, поскольку он писал и философские  произведения и художественные.

"Из него" появились  Павел Флоренский и Сергий  Булгаков с одной стороны и  Александр Блок с другой.

Но одновременно с подъемом русской литературы в 19 веке, предпринималась  попытка возрождения Церкви, то есть, попытка возвращения религии  к своим прежним позициям. Религия  попыталась привлечь снова все лучшее, что было наработано и нарабатывалось в обществе в 19 веке. Светские писатели - Достоевский с его описанием  старца Зосимы - также формировали  те идеалы, которые пыталась выработать Церковь исходя из изучаемых заново писаний Отцов Церкви и духовных потребностей русского общества конца 19 века. Русское общество тогда сделало  попытку обернуться к своим духовным истокам - текстам Отцов и средневековому религиозному искусству. Движение это  было прервано. Почему? Ответ на этот вопрос нужно искать в сфере мистики…

Но потеряно было не все, традиция прервана не полностью, раз  через три четверти столетия люди пытаются вернуться к исходным вопросам, сфера ответов на которые лежат  в области религии, философии  и искусства.

 

4. Общая характеристика древнеиндийской и древнекитайской философии. (?)

В Индии философия зародилась в середине I в. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатлённой в священных книгах - Ведах, которые формировались во II- начале I в.в. до н.э. и существовали изначально лишь в устной форме. Слово "Веда" с Санскрита переводится как "знание". Однако, в сущности, Веды - это религиозно-философские трактаты.

В первой половине I в. до н.э. появляется ещё ряд текстов, которые  следует отнести к священным, например: литература Шрути и Смрити. Следует заметить, что подобного рода литература была написанна в жанре сутр, в котором написано большинство религиозно-философских трактатов Древнеиндийской философии. Однако, несмотря на авторитет религиозно-этической литературы, говорить собственно о самой философии, мы можем лишь в связи с древними текстами - Упанишадами. Упанишады - в буквальном смысле, переводятся как "сидение у ног учителя" - для постижения сокровенного знания.

Что же касается периодизации Древнеиндийской философии, то здесь  можно выделить 3 основных этапа:

1. Ведический период;

2. Классический период;

3. Индуистский период.

Древнеиндийская философия, в первую очередь, опирается сама на себя, она самобытна и по-своему оригинальна. Основной вопрос, на который  она пытается ответить, на мой взгляд, заключается в постижении законов  развития человека и достижения абсолютного  блаженства. Не мало важно отметить, что Индусы не верят в то, что жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью. Именно такое мировоззрение вызывает необходимость существования такого понятия как "Карма". Сразу же хотелось бы отметить, что понятие "Карма" является содержательной основой Индийской философии.

В Древнеиндийской философии, под понятием "Карма" понимается причинно-обусловленный закон бытия, и одновременно та сила, которая  порождается каким-либо действием, которое (действие) способно приносить  плоды определённого вида. Таким  образом, любой поступок, совершённый  человеком, влияет на его карму - улучшая  или ухудшая её. Иными словами, карма - это совокупность деяний, совершаемых человеком при жизни; дальнейшая судьба человеческой души зависит от совокупности добрых или злых поступков и мыслей, так например, человек, в следующей жизни, может стать растением, животным и т.д.

Смысл существования, в философии  Индии, заключается в том, что  индус стремится к освобождению от всякого рода страданий; в Древнеиндийской  философии это характеризуется  понятием "Мокша".

Мокша - это освобождение от реинкарнации (бесконечный круг перерождений). Учение о мокше, заключается  в том, что отдельный индивид: во-первых, преодолевает зависимость  от мира и вовлечённость в круг рождений и смертей; во-вторых, избавляется от всякой изменчивости, перерождений, страданий и превратного бытия.

Базируясь на этом, Древнеиндийская  философия, видит 3 пути достижения освобождения:

1. Путь деяний, через положительные  поступки;

2. Путь знаний;

3. Путь преданности (этот  путь заключается в переходе  от жертвоприношений и жестокости  к преданности и любви).

Устройство материального  мира в Древнеиндийской философии  базируется на том, что жизнь не имеет  явлений природы, а подчиняется  трудно-умопостигаемым законам бытия. Так например, в Бхагавадгите говорится: "Весь материальный мир состоит  из 5-ти грубых и 3-х тонких элементов...". Пятью грубыми элементами считаются: эфир, вода, воздух, земля, огонь; тремя  тонкими элементами - Ум-манас, интеллект (будхи), Эго (ложное я).

Онтология Древнеиндийской  философии насквозь пронизана мистикой. Она опирается на, так называемый, закон Риты. Это закон космической  эволюции, цикличности, порядка и  взаимосвязи. Бытие и небытие, в  этом случае, ассоциируется с выдохом  и вдохом Брахмы, который в свою очередь живёт 100 космических лет. После его смерти царит небытие, на протяжении 100 космических лет, после  чего он вновь рождается.

Что же касается гносеологии  Древнеиндийской философии, то главной  её особенностью является изучение процессов  происходящих в сознании, при соприкосновении  с миром предметов и явлений.

Эстетика и учение о  государстве у индусов являются отдельностоящими науками. И в данном случае нас не интересуют.

Говоря о передаче сокрального знания, следует отметить, что каждое индийское философское обучение должно пройти 3 ступени:

1. Изложение первоначальной  точки зрения;

2. Опровержение этой точки  зрения;

3. Изложение новой точки  зрения.

Индийская философия - проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания;— конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы;

Индийская философия, в отличии от западной - уделяет больше внимания размышлениям над познанием трансцендентального, т.е. выходящего за пределы разума и возможного.

Основные проблемы Древнеиндийской  философии тождественны философской  проблематике, например, проблема целостности бытия, проблема познаваемости бытия и т.д.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что индусы не создали "Историю  философии" как таковой, т.к. верили в вечность циклически возобновляющегося  мирового процесса. Именно это служит основной причиной в достоверности, объективности и точности информации.

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое оснавало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов – это зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской  религии являлся культ предков, который строился на признании влияния  умерших на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда  еще не было ни неба, ни земли, Вселенная  представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и ян, которые занялись упорядочением мира.

В мифах о происхождении  Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.

Мифологическая форма  мышления, как господствующая, просуществовала  вплоть до первого тысячелетия до н. э.

Разложение первобытнообщинного  строя и появления новой системы  общественного производства не привели  к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские  трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для  того, чтобы обосновать свои концепции  истинного правления и свои нормы  правильного поведения человека. Вместе с тем, конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.

Философия зарождалась в  недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением  в этом отношении и история  древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая  тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые  особенности, вытекавшие из специфики  мифологии в Китае. Китайские  мифы предстают прежде всего как  исторические предания о прошлых  династиях, о “золотом веке”. Они  содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому  натурфилософские идеи не занимали в  китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о  “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.

Наряду с появлением космогонических  концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникают наивно-материалистические концепции, которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.

Борьба за господство между  царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая  в централизованное государство  под эгидой сильнейшего царства  Цинь.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства  и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами  за гегемонию - нашли свое отражение  в бурной идеологической борьбе различных  философско-политических и этических  школ. Этот период характеризуется  рассветом культуры и философии.

В таких литературно-исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, прослеживаются философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”, выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы, и формируются школы - даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, натурфилософская школа, оказавшие затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. В этот период зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность.

Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение  длительного периода времени  шло обособленно от развития европейских  стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными. Это  способствовало появлению в Древнем  Китае представлений о том, что  Китай является центром мира, а  все остальные страны находятся  в вассальной зависимости от него.

 

5. Космологический  и антропологический этапы античной  философии.

Греческая философская мысль  имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который  часто называют досократоеским, носит  космоцентрический (космологический) характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях  философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу  между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими  сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"