Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

zarozhdenie_i_formirovanie_predmeta_filosofii.docx

— 126.88 Кб (Скачать файл)
  1. зарождение и формирование предмета философии

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия возникла в 3 тыс. до н.э. в  период бронзового века. С момента  возникновения философия включает в себя все знания о мире. Отдельные  сведения о предмете и явлении.

Философия как система  делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

— теорию познания;

— проблемы теории познания и творчества;

— этику;

— эстетику;

— теорию культуры;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской  мысли направляются к тому, чтобы  найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

  1. определение философии. философия как любовь к мудрости

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Основные вопросы которые изучает философия::

  1. что такое бытие и небытие? Материальное и духовное бытие? Сущее и несущее бытие? Ничто?
  2. Законы развития мира, природы, общества, человека
  3. Изучение всеобщих свойств материи:материя, пространство, время, движение
  4. Возможности познания мира и получения истинного знания
  5. Место и роль человека в мире, смысл жизни человека
  1. основные разделы философского знания

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) — учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, Логика – наука о формах последовательного мышления. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику.

Онтология изучаетфундаментальные принципы бытия. Основные подходы в изучении онтологии:

    1. материалистический- основы мира составляет материя, сознание есть продукт развития материального мира
    2. идеалистический- основы мира составляют духовные начала ( бог, идея, мировая воля, дух, мировой дух и т д) и предметный мир результат развития или воли духовного начала
    3. дуалистический (дуализм) признание двух начал, материального и духовного( аристотель, декарт

Натурфилософский Экзистенциональный  подход изучения бытия

Диалектический подход- бытие изучается в развитии

Метафизический- статичность, отрицание развития, развитие есть изменение, круговорот

Гносеология- учение о познании. Изучает основные формы познания

Эмпирический уровень познания- чувствуемый, видимый. Представители сенсуалисты.

Рациональное познание. Представители- рационалисты, опираются на сознательную деятельность, основой является сознание. Сознание опирациется на мозг. Результат сознательной деятельности является теории, понятия, правила и т.д.

Виды познания:

  1. Научное
  2. Обыденное- жизненный опыт
  3. Художественное- с помощью выразительных средств познаем и выражаем действительности

Логика – наука о формах последовательного мышления, Аксиология, Этика, Эстетика. аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях. Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.

Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.

Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Однако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из которой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы поступков отдельных людей. Предметом социологии являются по преимуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная философия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и личности является одной из ее важнейших тем.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

4. мировоззрение и его исторические типы мифология религия философия

Мировозрение - система взглядов, принципов , ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей.  Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Элементы ( структура) мир-я : потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

5.философское мировоззрение  и его особенности

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:

  • Миропонимание – познавательно - интеллектуальный уровень
  • Мироощущение – эмоционально - психологический уровень
  • Мироотношение – наличие в мировоззрении побуждений к активности.

Разновидностями миропонимания являются обыденно-практическое и теоретическое  мировоззрение.

Обыденно-практическое мировоззрение имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека. Часто в фил-ой лит-ре обыденное мир-ие наз-ся мироощущением, а теоретическое - как миропонимание. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания.

6.философия как особый  вид знания. Сравнение философии  с религией, наукой и искусством

Философия- особый вид знаний о развитии природы, общества и человека.

Философия - это наша мысль о  мире, попытка понять себя и других, сознательно отнестись к собственному существованию.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат  исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.

Философия и религия стремятся  ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Сходство философии и искусства  состоит в том, что в их произведениях  широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь  к тонкости ума, то деятель искусства  выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И  философия, и наука, и религия, и  искусство создают свою картину  мира, дополняя друг друга.

7.мудрость и философия

Каждый человек, который идет тернистым  путем самосознания, стремится достичь  наивысшего идеала- мудрости. Как понятие и как идеал мудрость традиционно ассоциируются с таинственным и вместе с тем привлекательным слоном "философия", Каждый имеет свое собственное представление о том, что такое философия. Это слово, как ни странно, современное и модное, - мы постоянно слышим; "философская позиция", "жизненная философия", "философия деятельности", "философия бизнеса" и тому подобное. В повседневной жизни слово "философия" используется часто и по-разному, но в основном оно ассоциируется с чем-то умным, каким-то труднодоступным занятием, на которое способный далеко не каждый. В переводе из древнеГреческот "философия" означает любовь к мудрости (любомудрость). В VI ст. к Н. э. Пифагор из Самоса на вопрос тирана Поликрата о том, чем он занимается, ответил: "Нет, я не мудрец, я любитель мудрости". Пифагор мотивирует свою позицию тем, что человек через слабость своей натуры не способен владеть таким достойным качеством ума, как мудрость. Критицизм относительно реальных возможностей людей оказался у Пифагора в разграничении понятий "софия" и "философия". Первое (мудрость) - прерогатива богов, второе (философия) - призвание человека.Соответственно философ - не мудрец, а любомудр - тот, кто стремится к мудрости. Мудрецу, как и Богу, уже нет к чему стремиться, его мудрость суверенная и абсолютная, любитель же мудрости всегда динамический, он двигается, идет к мудрости. Догадки по этому поводу можно строить любые, ведь Пифагор, как потом и Сократ, ничего не писали и никому свои убеждения не навязывали. Невзирая на это, на основе пифагорейства возникали долговременные таинственные союзы, членов которых даже карали смертью (это осуществлял, например тиран Килон в городе Кротоне в середине V ст. кн. э.). А люди продолжали философствовать. Что их к этому вынуждало? Не то ли, что "философия", любовь к мудрости, является самым надежным способом постигнуть тайну жизни и ее смысл?Мудрость присуща не всем людям, хотя потенциально доступна каждому. Она добывается различными путями, оказывается в разнообразных сферах знаний и деятельности, закрепляется в пословицах, притчах. Мудрость существует, потому что существуют проблемы, которые требуют решения. И хотя они не являются окончательными решениями, однако способствуют правильному устремлению и самопознанию человека.

8.диалектика и метафизика. исторические формы диалектики и метафизики.

Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир  складывался в течение длительного  развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов  древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три  ее исторические формы:

стихийную диалектику древних,

идеалистическую диалектику немецкой классической философии,

материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних. Ярко выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Гераклит: всё течет и изменяется, все существует и в то же время  не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность.

Сократ рассматривал диалектику как  искусство обнаруживать истину путем  столкновения противоположных мнений в споре. Платон называл диалектикой  логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. (Кант, Шеллинг, Гегель).

Под диалектикой Гегель понимал  не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод  познания действительности, который  учитывает противоречивость мира, его  изменение, взаимосвязи явлений, вещей  и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

По Гегелю, развитие окружающего  мира определяется саморазвитием «абсолютной  идеи», мистического «мирового разума»  в процессе рассуждения о самом  себе.

Материалистическая диалектика современности - марксистская модель.

Маркс освободил диалектику Гегеля ее от идеализма и элементов мистики.

Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к  другим вещам.

Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Самая характерная, существенная черта  метафизики — однородность, абсолютизация  одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой  ее форме.

Метафизика, как и диалектика, изменялась:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"