Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

zarozhdenie_i_formirovanie_predmeta_filosofii.docx

— 126.88 Кб (Скачать файл)

Соотношение знания и веры

Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном  случае; цена такой вере — «один  дукат». Вера в общие положения  — доктринальная. Например, вера в  то, что на всех планетах Солнечной  системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она  может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где  вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный  закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры —  как религиозную веру вообще. Только она из всех видов веры имеет ценность для теории познания. Вдумаемся в  мысль Канта. Истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она имеет онтологическое основание  в самом существовании человека. Хотя Кант формулирует это в психологических  понятиях («не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным  презрения»), эта мысль глубже и  нуждается в очистке от психологизма. Религиозная вера — это внутренне  присущая человеку связь с сущей  истиной, которая конституирует  собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет.

Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной  философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое  бы отрицало значимость откровения, непосредственного  божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии  путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается  и то обстоятельство, что наука  и соответствующие ей стандарты  рациональности занимают особое место  в жизни человека.

Еще одной важной тенденцией понимания  взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными  науки, связать их воедино.

15. научное познание. Отличия  философского знания от научного  подхода в объяснении действительности.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс  активного  отражения  социальным  субъектом  действительности,  а  не  её механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми  (см. научное сообщество), опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы  (см. методы научного познания, парадигма, исследовательская программа). Результаты Н. п., в отличие от  познания обыденного,  универсальны,  они  раскрывают  сущность  изучаемого  предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, Н. п. имеет общезначимый характер,  лишено догматизма (см. уровни научного познания,  формы  научного  познания). Научное  познание  осуществляется  по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.

Философский и научный  подходы являются "звеньями единой цепи" в направленности человеческого  интеллекта к постижению основ бытия.

Научное знание как форма  сознательного поиска и познания истины многообразно: оно и фундаментальное  и прикладное, и экспериментальное, и теоретическое. Однако все научные  знания должны отвечать определенным стандартам. Во всем реальном массиве  законов, теорий и концепций действует  закон достаточного основания. Согласно ему ни одно положение не может  считаться истинным, если оно не имеет достаточного основания. Этот закон является логическим критерием  отличия знания от незнания. Другим критерием выступает предметно-практическая деятельность, которая переводит  спор об истине в практическую плоскость.

Наука видит реальность как  совокупность причинно обусловленных  естественных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Наука  ратует за естественный порядок, который  может быть выражен законами естествознания и математики.

Философские теории нельзя проверить  при помощи опыта или эксперимента, они исключительно зависимы от личности мыслителя, каждая философская система  авторизована. Сам статус научности, который многие века оспаривала философия, предполагает ряд необходимых признаков.

Разделение науки и философии  частенько проводится со ссылкой  на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия  нет. На основании открытий и достижений науки можно построить технические  сооружения, рассуждения философии  не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда  его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют  или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда.

Единственное отличие философского знания от научного это его характер, философское знание не обладает объективной истинностью, так как представляет собой мировоззрение, точку зрения определенного субъекта, не является общезначимым, и поэтому всегда плюралистично.

16.проблема источника  познания  в истории философии.  Эмпиризм и рационализм как  основные направления в истории  познания

История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Историко-философский  процесс — это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).

Предмет истории  философии — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

Основные проблемы в истории философии:

— смысл и цель человеческой жизни;

— поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.

При оценке значения различных форм познания в гносеологии возникли два основных направления - эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от древне греч. "empeiria" - опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.

Рационализм (от лат. "ratio" - разум) - признает разум, мышление основой познания.

Между представителями эмпиризма  и рационализма шел постоянный спор, особенно в философии Нового времени. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в сознании человека есть набор некоторых исходных "врожденных" идей. Это такие идеи, как "я мыслю, следовательно существую", основные положения логики и математики (целое больше части и т.п.). Исходя из них как из аксиом можно посредством логических выводов получать знание о действительности.

Эмпирики (Бэкон, Локк, Юм) доказывали, что никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально  приобретается из восприятия и опыта. Их основной принцип: "нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах".

Рационалисты считали основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более  конкретного знания. В этом они  ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные  системы. Эмпирики подчеркивали роль наблюдений, фактов и их обобщения с помощью  индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью  обнаружения общих свойств и  устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов.

Спор между рационализмом и  эмпиризмом внес много ценного в теорию познания. Но сторонники рационализма и эмпиризма слишком преувеличивали значение одной стороны человеческого познания и соответственно недооценивали другую. Для того чтобы получить знание, на самом деле нужны и понятия разума, и чувственный опыт. Противостояние между рационализмом и эмпиризмом во многом преодолел в своем учении о познании Кант, который показал, что в познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. Согласно Канту, опыт, эмпирия дает материал, содержание нашему познанию, а разум придает ему форму. Содержание невозможно без формы, а форма без содержания.

В современной теории познания положение  о том, что в человеческом познании чувственное и рациональное неразрывно связаны, стал общепринятым

17. понятие методологии.  Методы познания в развитии  философского знания

Понятие "методология" образовано от греческих слов methodos – способ (путь) познания и logos – учение (мысль), слово) – 1. Наука о методе. 2. Система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки. 3. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

Методология – учение о путях  научного исследования. Однако содержание методологии шире. Оно включает изложение  основных принципов, онтологических предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и  объясняющих способы получения  научного знания, его приращения, развития и применения.

Выделяются несколько уровней  методологии. 
1. Философская методология изучает наиболее общие законы развития человеческого мышления, познания, включая и познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией. Гносеология концентрирует внимание на анализе знания. Методология делает акцент на процессуальных характеристиках познавательного процесса. 
2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках. 
3. Специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т. д. Специально-научная методология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной научной дисциплины.

Основные общенаучные методы, используемые в философии, - это анализ - мысленное  разложение предмета или явления  на составляющие его элементы, и  синтез - составление из разнообразных  элементов единого целого. Философия также использует индукцию - метод обобщения, при котором используется логическое движение от единичных фактов к универсальным выводам (от единичного к общему), а также дедукцию - движение от общего к частному. Совокупность разнообразных методов философского исследования составляет его методологию. Указанные методы используются не только философией, но и другими науками. Специфически же философскими методами, позволяющими найти свой, уникальный и неповторимый путь к мудрости, является метод "сократического диалога" - диалектической беседы (диалектика (греч. dialektike - беседовать, рассуждать), в ходе которой её участники открывают для себя скрытые ранее смыслы казалось бы понятных вещей и явлений.

18. философские представления  о сущности истины. Критерии и  основные виды истин

Истина — это отражение  в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния. Философия  с точки зрения теории познания делит  истину:

— на абсолютную;

— относительную.

Абсолютная истина является предельной целью, идеалом человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина — это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием  науки, а обогащаемое и постоянно  подтверждающееся жизнью.

Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических  исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более  полной, более глубокой, стремится  стать абсолютной.

Объективная истина — это  такое содержание наших знаний, которое  не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому  истина субъективна по форме). Признания  объективности истины и познаваемости  мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

Необходимая истина — знание, достигнутое в результате совокупности связанных внутренней последовательностью  действий. Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта. Аналитическая  истина имеет место тогда, когда  приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии  с необходимостью. Синтетическая  истина — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения дополнительной (зачастую случайной) информации об исследуемом  объекте в понятие об этом объекте. 
Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом нравственных побуждений.

Основным критерием истины признавалось тождество мышления и  бытия. Наиболее разработанной теорией  истины в античной философии выступала  концепция Платона, согласно которой  истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

19. бытие как фундаментальная  категория онтологии. Соотношение  понятий «бытие», «сущее», «ничто»

ОНТОЛО́ГИЯ (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и др.Основным методологическим принципом вольфовской онтологии становится принцип непротиворечивости, понимаемой как фундаментальная "характеристика бытия как такового, ибо ничто не может одновременно быть и не быть. Принцип достаточного основания, в свою очередь, призван объяснить, почему одни из сущностей реализуются в существовании, другие - нет, причем в объяснении и обосновании нуждается именно бытие, а не небытие. Основным методом такой онтологии становится дедукция, посредством которой из ясных и несомненных первых принципов выводятся необходимые истины о бытии. Смещение акцента на жизненную реальность как подлинное обнаружение бытия свидетельствует о формировании онтологии нового типа. Так М. Хайдеггер, утверждая свою «фундаментальную онтологию», полагает, что характер бытия зависит от человека, определяющего, что же такое оно, собственно, есть. Один из основополагающих принципов вольфовской онтологии - принцип достаточного основания, не достигает подлинной глубины онтологической проблемы, ибо содержащиеся в нем требования обоснования именно и только бытия, а не ничто, заранее предполагает неравноправность этих категорий. Хайдеггер трактует бытие и ничто как равноправные имена, обретающие реальный смысл в наших утверждениях и отрицаниях. Таким образом, в новой онтологии окончательное решение о бытии принадлежит не абстрактной логике или методологической процедуре, а человеку. Такая онтология, в отличие от онтологии классической рациональности, уже не может быть ни дедуктивной, ни систематичной.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"