Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:52, шпаргалка

Описание работы

Философия возникла почти одновременно в 6 веке до нашей эры в Древней Греции, Древнем Китае, древней Индии. Философия – это определенная форма мировоззрения. Через философию появляется наука. Философия изучает мир вокруг человека и внутри человека.
Основные функции философии:
Мировоззренческая – восприятие мира с позиции обдумывания его устройства и положения в нем человека (отсюда человек становится догматиком, скептиком, диалектиком).
Аксиологическая (аксиология – учение о ценностях) – позволяет сформировать свои ценности
Методологическая – разрабатывает методы познания (дедуктивный и индуктивный)

Файлы: 1 файл

ответы философии.docx

— 91.40 Кб (Скачать файл)

1)Философия  возникла почти одновременно  в 6 веке до нашей эры в  Древней Греции, Древнем Китае,  древней Индии. Философия –  это определенная форма мировоззрения.  Через философию появляется наука.  Философия изучает мир вокруг  человека и внутри человека.

Основные  функции философии:

Мировоззренческая – восприятие мира с позиции обдумывания его устройства и положения в нем человека (отсюда человек становится догматиком, скептиком, диалектиком).

Аксиологическая (аксиология – учение о ценностях) – позволяет сформировать свои ценности

Методологическая – разрабатывает методы познания (дедуктивный и индуктивный)

Интегрирующая – на основе других наук – общая  картина мира.

Структура философии: Онтология (учение о бытие), Гносеология (учение о познании), Антропология (учение о человеке), Социальная философия, История философии. Философия –  критическая деятельность, подвергает все сомнению.


2) Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Философское мировоззрение.

Философия  — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Научная картина  мира — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира).

Философская картина мира – рационально упорядоченная совокупность представлений о мире в целом и месте в нём человека. Главное понятие – бытие. (Отвечает на вопрос почему? а не как? )

Религиозная Картина Мира - совокупность наиболее общих религ. представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религ. мировоззрения.


3)

 

4)Онтология – философия бытия. Бытие – точка отсчёта всего существующего. Бытие выражает самую главную сущностную характеристику любого предмета. Бытие неделимо, оно не возникло и неуничтожимо.

Проблема  субстанции в философии бытия - это  важнейшая проблема (субстанция –  первооснова, сущность всех вещей и  явлений, основа всего сущего).

3 группы ответов о происхождении  субстанции: 1. Философский монизм (1субст); 2. Философский дуализм (2 субст); 3. Философский плюрализм (множество).


5)Детерминизм  – учение о всеобщей условности или зависимости всех процессов в мире. Механический детерминизм (классический-мир,замкнутая система,подчин законам механики), Функциональный детерминизм (изм. каждого сопутствуют друг другу), Коллективный детерминизм (диалектический,сосуществование), Детерминизм состояний (состояние объекта в один момент времени может влиять на состояние объекта в другой момент времени), Теологический детерминизм (всё происходящее предопределено Богом). Основа детерминизма – принцип причинности: ничто не может возникнуть из ничего и не может превратиться в ничто. Причина – явление, повлекшее за собой другие явления; следствие – результат действия определённой причины.

Индетерминизм - это учение, отрицающее объективную  причинную обусловленность всех явлений бытия. Отрицается либо принцип  причинности, либо его объективный  характер.

6) Филосо́фия простра́нства и вре́мени - это раздел философии изучающий вопросы онтологии, эпистемологии и сущности пространства и времени. Основные темы включают, в частности, следующие: существуют ли пространство и время независимо от сознания, существуют ли они независимо друг от друга, в чем причина субъективно наблюдаемой однонаправленности времени, существуют ли моменты времени, отличные от настоящего и вопросы сущности личности во времени.

Субстанциальная и реляционная концепции функционируют соответственно на теоретич. и эмпирич. (или умозрительном и чувственнопостигаемом) уровнях натурфилософских и естественнонауч. систем. В ходе человеческого познания происходит конкуренция и смена подобных систем, что сопровождается существенным развитием и изменением представлений. Это достаточно чётко проявилось уже в античной натурфилософии: во-первых, в отличие от бесконечной пустоты Демокрита, пространство Аристотеля конечно и ограниченно, ибо сфера неподвижных звёзд пространственно замыкает космос; во-вторых, если пустота Демокрита является началом субстанциально-пассивным, лишь необходимым условием движения атомов, то эпос является началом субстанциально-активным и любое место наделено своей специфич. силой.

 

 

7)Всё находится в непрерывном движении (Гераклит, Соломон, Гегель…).

Движение – неотъемлемое свойство бытия; необходимо разобраться в  его: сущности(способ существования бытия), свойствах(независимость от сознания людей,бытие не может быть реальностью без движения,даже когда тело в покое — движение присутствует), типах(количественный-сохранение качества,качественный-смена структуры объекта(высшим этапом качественного явл развитие)), причины(1-Бог,2-внутр cв-во бытия=>оно вечно)

Формы движения: движение связано с определёнными носителями. Энгельс вывел 5 форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

В наше время выделяются три группы форм движения: в неорганической природе(процессы на планетах и звёздах,геологич сдвиги земной коры), в живой природе(обмен веществ,саморегуляция,воспроизводство), в обществе(революции,культурная,учебная деятельность и т. д.)

Развитие – определённый тип изменения, когда объект бытия обретает новую качественную определённость. Признаки развития: Изменение структуры, Необратимость, Определённая направленность, Становление нового качества, Преемственность.


8)Диалектика - метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом. «Три закона диалектики»

1. Закон перехода  количественных изменений в качественные.

2. Закон единства  и борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания  отрицания (Сущность закона: закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета или явления)


9)Сознание — свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Самосознание  есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание  человеком своего общественного  статуса и своих жизненно важных потребностей. Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек. Отличается самостоятельностью в поступках; Способна нести ответственность и решать проблемы; Контролирует поведение, обладает силой воли; Способна изменяться с течением времени.

 


 

 

10) Гносеология исследует: Природа познания, Возможные пути познания, Отношение знания к истине, Условия достоверности и истинности познания.

Познание – вид человеческой деятельности, направленный на приобретение истинных знаний о мире.

Истина – соответствие субъективных знаний объективной реальности.

Формы истины: Относительная (неполное знание о предмете)

                             Абсолютная (исчерпывающее знание о предмете познания, которое не может быть опровергнуто)

Абсолютная  истина складывается из относительных  истин, а поскольку относительная  истина является частью абсолютной, то можно сказать, что каждая относительная  истина является абсолютной (Зенон).


11) Познание  — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная деятельность субъекта в любой ее форме. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать новую действительность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро, отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. Практика — это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Ее законами являются и коны самого реального мира, который преобразуется в этом процессе.

 

 

 

 

12) Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума. Иррационализмом в широком смысле принято называть те философские учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей — инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д. Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли). Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.

 


13) Философская дисциплина, изучающая сущность, происхождение и место религии в жизни людей. Структура религии: Религиозное сознание (вера), Религиозная деятельность (культ), Религиозная организация (в христианстве — церковь)

Функции религии:

  • Мировоззренческая (формирует мировоззрение; сквозь призму веры в Бога).
  • Регулятивная (регулирует поведение приверженцев данной веры, упорядочивает их помыслы, стремление, действия).
  • Интегрирующая (религия объединяет людей и способствует стабильности в обществе).
  • Коммуникативная (религия обеспечивает общение людей друг с другом).
  • Психологическая (религия снимает стрессовое состояние).
  • Культуротрансмерующая (религия способствует развитию культуры)

Формы религии:

    • Первобытные верования: Тотемизм (животные, растения), Анимизм (одухотворение природы), Магия (чародейство) – сверхъестественное воздействие на предметы или явления., Фетишизм (наделение неодушевлённых предметов сверхъестественными магическими свойствами)
  • Политеизм (язычество), индуизм, Древняя Греция, современный буддизм.
  • Монотеизм (единобожие) – Христианство, Ислам, Иудаизм

Научный: религия возникла в результате социально-классовых отношений.

объяснения  происхождения религии: Выдумка  жрецов, Невежество людей, страх перед  неведомым

Иррациональная  деятельность сознания (сны…)

Формы безрелигиозности: Скептицизм, атеизм: сомнение в существовании Бога, или его отрицание. Сатанизм – активная борьба с Богом. Антиклерикализм – борьба с духовенством и церковью. Пантеизм – отождествление Бога с природой, деизм – вера в Бога-творца, но не промыслителя.


14) Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта. Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"