Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:52, шпаргалка

Описание работы

Философия возникла почти одновременно в 6 веке до нашей эры в Древней Греции, Древнем Китае, древней Индии. Философия – это определенная форма мировоззрения. Через философию появляется наука. Философия изучает мир вокруг человека и внутри человека.
Основные функции философии:
Мировоззренческая – восприятие мира с позиции обдумывания его устройства и положения в нем человека (отсюда человек становится догматиком, скептиком, диалектиком).
Аксиологическая (аксиология – учение о ценностях) – позволяет сформировать свои ценности
Методологическая – разрабатывает методы познания (дедуктивный и индуктивный)

Файлы: 1 файл

ответы философии.docx

— 91.40 Кб (Скачать файл)

В развитии средневековой философии  выделяется два этапа: Патристика – учение отцов церкви, имевшие главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии, заложившие основы священного придания. (Св. Августин Аврелий). Схоластика (shola – школьный ученый). Представители стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение в противовес отцам церкви. Проблемы схоластов: рациональное доказательство бытия Бога, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея и т. д. (Фома Аквинский).

 Философия Августина – это  философия в вере. Он не отрицает  необходимости философии, а пытается  примирить ее с теологией. Человек  с его точки зрения есть  разумная душа, которая пользуется  земным телом. Центральное его  понятие – углубление в собственную  душу. Душа – это образ и  подобие Бога. Для того, чтобы  познать Бога нужно углубиться  в собственную душу. К Богу человек идет двумя путями: через механизм познания разумом (богопознание), используя теологию и философию; через веру, проявляющуюся в воле человека. Воля человека позволяет ему подражать в жизни тому, кого он почитает – Христу. Поэтому воля и вера выше ума. Бог – это истина, добро и красота. У него три лика: Бог-сын, Бог-отец, Бог-дух святой. Троица – это единственный и истинный Бог.


 

36) Фома выделяет два пути к истине: путь веры, откровения (короткий путь);путь разума, науки (длинный путь со многими доказательствами).

Аквинский решает спор между номиналистами  и реалистами, который проходит через  всю средневековую философию: общее  существует через единичное или  наряду с единичным, Бог один или он везде? С точки зрения Фомы, общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона. Общее - в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде. Моменты же общего могут быть найдены в любой вещи, так как вещи причастны к бытию. И то что единичные вещи есть, т. е. существуют, связывает их в общее целое. Другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие, нет.

Те, кто утверждают, что общее  существует реально – реалисты; а те, кто утверждает, что общее  существует через единичное, т. е. понятие  есть лишь имена для обозначения  единичных вещей, – номиналисты.

38) Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.



 

31) Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон. Указал на значимость опыта в постижении истины. Философия должна носить практический характер. Томас Гоббс — приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего». Основной отправной точкой философии Декарта является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Паскаль считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца». Спиноза придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции, соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего».Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют. Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями, такими как Джон Роулз.

Философы:

 

 

 

Когда нет государства: 
естественное состояние людей

Ради чего был заключен

общественный договор

Что дал институт

государства народу

Томас Гоббс 
(Левиафан)

война всех против всех

безопасность

защита жизни каждого.

Джон Локк 
(Второй трактат о 
гражданском правлении)

у каждого есть 
естественные права 
(свобода и частная собственность)

свобода

свобода и 
частная собственность

Жан-Жак Руссо 
(Об общественном договоре)

каждый поступает в соответствии 
со своими личными интересами

безопасность и демократия

общественная польза


 

 

 

100500)

 

 

 

40) Кант предположил, что вначале материя находилась в состоянии газопылевой туманности, в которой вокруг более тяжелых частиц под влиянием сил притяжения и отталкивания группировались первоначально небольшие астероиды. Одновременно внутреннее движение частиц в первоначальных космических телах вызывало в них теплоту. По такой же схеме, по мнению Канта, происходило образование звезд и других небесных тел. Иначе говоря, по Канту, частицы движутся в одном направлении и по параллельным кругам, совершая свободные круговые движения вокруг центрального тела, составляющие которого легкие частицы воспламеняются и становятся огненным шаром.В целом И. Кант является основателем критицизма, или трансцендентальной философии. Он внес изменения в содержание понятий «метафизика» и «теория познания».


41)В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история. Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель в своих собственно философских исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления — «Малая наука логики», § 183). Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику — науку о развитии. Последнее согласно ей проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья.


42)Традиционными системами периодизации считаются — формационная (Маркс) и цивилизационная (Ясперс, Тойнби). Первая из них кладёт в основу развития человеческого общества производственно-хозяйственные отношения, а вторая — социокультурные типы.

Структура любой общественно-экономической  формации имеет основные элементы, которые ее составляют. Речь идет в первую очередь о базисе и надстройке, которые находятся в определенной взаимосвязи друг с другом. Базис – это совокупность производственных, экономических отношений, а надстройка – система политических, юридических, религиозных и всяких других идей, идеологических отношений и институтов, которые им соответствуют, т.е. государство, политические партии, церковь и т.п.

 

 

 

 

44)Основателями современной принято считать А.Шопенгауэра и более всего Ф.Ницше. Отсюда, мир по Шопенгауэру - это воля к жизни. В сознании субъекта мир существует как представление. В этом смысле, мир без субъекта немыслим: "Только для субъекта существует все, что существует". Человеком движет инстинкт самосохранения, реалии борьбы за существование, удовлетворение потребностей. При этом, человек не может получить рациональный "совет" от мира. Мир может быть постигнут только внутренним опытом, основанным на сверхразумном начале - интуиции.По Ницше жизнь – это непрерывный, неостановимый поток мыслей и образов, ощущений и эмоций, настроений и желаний. Поток переживаний - единственная реальность, способная быть предметом философского познания.Христианская религия сострадания коверкает и искажает человеческий образ.В человеке, по мнению Ницше, соединены воедино тварь и творец, в человеке есть материал, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель.Нужно любить не ближнего, как призывает христианство, а дальнего — того, кто, усиливаясь и преображая себя, еще только станет человеком. Современный человек — это путь к настоящему человеку, к сверх-человеку.

45)Основоположник психоанализа австрийский врач — психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной  заслугой 3. Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное — лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов.

«Оно» — глубинный слой бессознательного влечения — психическая самость, основа деятельности индивидов, «Я» — сфера сознательного, посредник между «Оно» и «внешним миром», в том числе, природными и социальными институтами. «Сверх - Я» внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта между ними. «Сверх- Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные интерио-ризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты власти родителей и авторитетов. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов,«первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия.


43) Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. четыре этапа развития позитивизма:

Первый позитивизм. Основатель —  Огюст Конт. Представители: Дж.Милль, Г.Спенсер.

Эмпириокритицизм. Представители: Э.Мах, Р.Авенариус.

Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Г.Фреге, Б.Рассел, Л.Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

Постпозитивизм.Представители: К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, МПолани, С.Тулмин.

 

 

 

100500)

 

 

48)Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Основная идея славянофилов - доказательство самобытного пути и развития России.

Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. В отличие от славянофилов они отрицали самодержавную власть монархию и выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением власти монарха, с гарантиями свободы слова, печати, неприкосновенности личности, с введением гласного суда

Петр Яковлевич  ЧААДАЕВ (1794-1856)

По существу, Чаадаев вытесняет  русский народ на обочину исторического  прогресса,  считая его,  вслед  за Гегелем и Шеллингом,  народом  не историческим.

Антипатриотический подход  Чаадаева вызвал недовольство многих общественных деятелей, в частности Герцена  и Пушкина. По мнению Чаадаева, божественная идея, лежащая в основе человеческого  мира,  наиболее полно выражается в христианской религии.И из различия католичества и православия выводится - это главное положение его историософии - неодинаковость  западноевропейской  и русской цивилизаций.  Когда Запад был уже оплодотворен к развитию христианством,  Россия все еще продолжала прозябать в язычестве.  К  моменту  крещения Руси единая церковь раскололась.  Католичество сохранило истинные заветы Христа,  а  православие стало  религией  дряхлой  Византии,  где оно было окончательно искажено.

 

 

100500)

 

50) Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этика религиозного самосовершенствования человека связывалась им с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. Согласно Толстому, «царство божие внутри нас» и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание бога неприемлемо для него. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.

Философские взгляды Достоевского приобрели небывалую нравственно-эстетическую глубину (отсюда тезис — «красота спасет мир»), взятую под углом зрения религиозной идеи. В понимании  человека Достоевский выступал как  мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия. Он развивал специфическую диалектику «идеи» и «живой жизни», при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи («идееносные герои» романов Достоевского). Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом сочетались с определенными богоборческими мотивами и религиозными сомнениями.  Достоевский оказал  сильное  влияние  на  религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также сформулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"