Шпаргалка по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – это с-ма наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте чел. в нем, его ценностей и убеждений.
Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная с-ма взглядов чел. на окр. мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места чел. в нем.

Файлы: 1 файл

шпоры философ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

1.Понятие  мировоззрения, его структура  и основные функции.

Мировоззрение – это с-ма наиболее общих представлений и знаний  о мире в целом и месте чел. в нем, его ценностей и убеждений.

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная с-ма взглядов чел. на окр. мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места чел. в нем.

Структура мировоззрения:

- общие знания  о мире (не все знания, а именно  общие, не включены, например, как  из бревна сделать табуретку.  Включены: развитие мира, что главное  в мире…)

- основные жизненные  принципы  человека (те основные  правила, которые он усвоил и придерживается в отношении с другими людьми (нормы морали).

- основные жизненные  идеалы человека (некие образцы,  выступают в виде целей из-за  которых человек свою жизнь,  свои отношения с людьми).

Классификация мировоззрения: обыденное полученная в процессе жизнедеят-ти); житейское; индивидуальное (присущее индивиду); художественное (присутствует в худ.образах); групповое (прис группе); автолитарное; тоталитарное; демографическое.

Основная  функции мировоззрения: ориентационная (помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы (передаются через гены только питание, размножение, безопасность, а должен освоить социальные программы (идеалы, профессия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исторические типы мировоззрения

1.Мифологическое – наделение предметов природы  и общественных явлений человеческим обликом и св-вами, а также уподобление отношений м/ду вымышленными существами отношениям м/ду людьми в обществе.

Ф-ции  мифологического мировоззрения:

- Обобщающая (она базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований).

- объясняющая (объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении).

- моделирующая (все происходящее в мифе приобретает хар-р образца, модели для воспроизведения).

- регулирующая (в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе с-ма ценностей, норм поведения).

2.Религиозное – тип мировоззрения и соответствующего ему поведения, основанного на вере в сверхъестественные силы(у классового общества признак – наличие профессиональных священнослужителей). Ядром является религиозная вера, чувства, настроения, с-ма религиозных ценностей и убеждений.

3.Философия - теоретическая форма рационального мировоззрения. Философские знания носят оценочный характер, в отличии от других наук, к-ые носят описательно-объяснительный хар-р. Основные вопросы: как относятся м/у собой мышление и бытие, дух и материя. Функции: мировоззренческая, познавательная (открытие и исследование фундаментальных законов бытия мира и чел), методологическая (формирование универсальных методов иссл-ия), социально-критическая (способность и склонность фил к критике всего устаревшего, что ограничивает чел свободу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие философии. Предмет филфии и его историч динамика

Философия – теоретич форма рационального мировоззрения.Фил-фия начинается с сомнения в очевидных вещах. Философия может существовать только в демократич обществе.Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития мира (природа, общество, мышление).Предмет Ф. – это проблема, кот связана с ист-ией развития самой Ф.

Платон: «Познание сущего, вечного и непреходящего».

Аристотель делит фил-фию на теоретическую, цель кот знание ради знания, практическую, цель кот знание ради творчества.

Иоанн Дамаскин дает 6 определений философии:

1.ф  есть познание природы сущего;2.Ф. есть познание вещей божественных и чел.,т.е. невидимых и видимых;3Ф. есть помышление о смерти как произвольной, так и естественной;4Ф. есть уподобление богу, ибо уподобляемся богу мы ч/з мудрость, справедливость, праведность, доброту, когда мы благодетельствуем нашим обидчикам;5.Ф. есть искусство искусств и наука наук, ч/з нее изобретается всякое искусство и всякая наука;6.Ф. есть любовь к мудрости.Кант отдавая высокую дань теоретическому разуму, на первые план выносит практический – то, чему учит Ф.Ф. воплощает в себе идею совершенной мудрости и указывает высшие цели чел. разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями чел. разума.Гегель : «Мыслящее рассмотрение предметов».Фейербах: «Познание того, что есть».Марксисты осн вопрос Ф. формулировали как вопрос отношения мышления к бытию.

С.Кьеркегор осн предназначение Ф. видел в осмыслении таких вопросов – Где я? Что значит сказать «мир»? Какого значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто я?

В.Соловьев связывает философ творчество с позитивным разрешением жизнен вопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христианского идеала.

Для А.Камю «есть лишь одна по-настоящему серьезная философск проблема-проблема самоубийства.Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,- значит ответить на фундаментальный вопрос Ф. Все остальное-имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно». Он стремиться основной вопрос Ф. связать с проблемой ценности чел. жизни.

4.Структура  и функции философии.

Части философии:

1. Онтология – учение о бытии мира в целом: что такое жизнь? Из чего он состоит?  Мир состоит из 2 реальностей (материальной и духовной). Матер – все то, что человек может увидеть, с чем может иметь контакт. Дух реальность-сознание (психика) человека, кот нельзя взвесить, разделить и т.д. Она не осязается напрямую.

2. Гносеология – наука о закономерностях познавательной деятельности человека – возможно ли познание мира??

- гносеологический  оптимизм – возможно (но есть  трудности)

- агностицизм  – не возможно (недостаток чувственного  познания, субъективность)

3. Антропология – учение о человеч исследовании проблемы человека: ( какова природа человека? Как в нем соотносятся врожденное (биологич) и приобретенное (социал)?  Материя и дух (тело и душа), субъективное и объективное в человеке? предопределена ли жизнь человека свыше или он сам её создает? какова моральная составляющая человека? Откуда берутся нравственные характеристики человека?)

4. Социал проблемы философии – все то, что касается закономерности развития общества. (какова природа общества? Чем оно отличается от сообщества животных? Каково соотношение в обществе сознател деятельности людей и стихийных, объективных факторов? что такое идеальное общество? Как его достичь?)

Гл функции: 1. Онтологическую выполняет тем, что она как системно-рационализованное мировоззрение вырабатывает самые общие теоретич основания представлений людей о бытии, природной и социал действительности, человеке и его предметной деятельности.2. Гносеологическая заключ в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познават отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсал методов науч познания и логич мышления. 3. Аксиологическая состоит в критическом анализе коренных теоретич оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетич идеалов, духов регулятивов поведения человека в мире культуры. 4. Праксеологическая проявляется в опосредованном ее воздействии на практич деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.

5. Религиозно-мифологический характер    древнеиндийской философии. Становление и основные школы древнеиндийской философии.

Д/и  цивилизация–одна из древнейш на планете. В конце 2-го тысяч до н.э. на территорию современ Индии проникли арийские племена. В основе мировоззрения новой индийск цивилизации лежали Веды (знания). Сущ 4 Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа , Атхарваведа (малые Веды). Общество Индии того времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты:брахман (каста жрецов, хранителей священного знания-вед); кшатрии (сословие воинов); вайшви (каста земледельцев);шудры (каста неприкасаемых–простые люди). Даршаны-филосовские школы. Все эти школы базировались на Ведах и явл ортодоксальными. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальн системы:Джайнизм. Буддизм. Локаята. Практич цель - достижение человеком свободы. Осн категории Веданты: Брахман (духов абсолют, кот вечен, неизменен, из него возник все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутрен Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Сансара–круговорот перерождений. Карма–плоды деяний, перевоплощ человека.Джайнизм-наиболее рационалистич доктрина, спасение понимается как результат индивидуал усилий; цель жизни достиже Нирваны. Важнейш категория Джайнизма - Джива – индивидуал психика, субъект познания. Аджива – неживая материя. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующ жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, кот достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью соверш добрых дел. Буддизм. Основоположн явл Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.4.Есть путь уничтожения страданий.  Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблеммы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом.

6. Философская мысль Древнего Китая

В 6 в. до н. э. Для  китайск философии характерно единство противоположностей:  ян-инь, день-ночь, небо-земля, свет-тьма, тепло-холод.Осн школы: конфуцианство и даосизм. Конфуции:551-479 г.д.н.э. Основа-соц. этич. проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка, кот должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники. Даосизм :  5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао-первопричина

Бекон возрождает примеры атомистики, то есть материя  – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У бекона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где  предсказал многие научн. отко.

Другим великим  философом того времени является французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) Декарт считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципаГлавная истина – само достоверность человеческого мышления. В этом принципе заложен главный принцип буржуазного общества – индивидуализм и субъективизм.

Декарт различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологического параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.

 

 

 

 

7. Условия формирования, этапы развития и основные проблемы древнегреческой философии

Ф. Др. Греции возникла во 2-ой пол. XVII-XVI в. до н.э.

Отличительные особенности Ф. Др. Греции:

1.рационализм

2.познания мира – ориентир на разум, а не на чувственность.

3.Концентризм – главная задача Ф. – осмысление мира.

4.Эстетизм – чел. рассматривается с позиций красоты.

Ранних греческих  философов обычно называют «физиками», «физиологами» или натурфилософами. Важнейшим для них был вопрос об «архе» (первоначалах мира).

Для греков природа  выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют её неотъемлемую часть  и олицетворяют основные природные  стихии. Человек же не теряет своей  изначальной связи с природой , но живет не только «по природе», но и «по установлению», на основе разумного обоснования.

Этапы развития: 1) 6 в до нэ – натурфилосовский период – на первый план выходят проблемы фил природы. Выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Пифагор) и поздних (Эмпидокл, Анаксагор, Демокрит). Ранние – монисты, обращаются к поиску одного начала, с которым связывают происхождение и сущ–ие мира. Поздние – плюралисты, вводят множество начал и обосновывают тот или иной принцип косообразлвания. 2) 5-4 вв до нэ – классич  фил. С Сократа начинается обращение к чел. Аристотель создал категорийный аппарат фил и привратил её в научное знание. 3) 3в до нэ- 4 в нэ – эллинистически-римская фил представлена такими течениями как эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм. На первый план выходят проблемы жизни, обоснования чел жизни.

Проблемы: 1) Начало всех вещей, бытия, небытия, материи и её форм. 2) Проблемы чел, его познания, его отношение с др людьми. 3) Проблемы воли и свободы чел, достижения счастья. 4) Проблемы отношения чел и бога, божественной воли, строение богом космоса. 5) Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных фил проблем, построения метафизических  с-м, признавших два мира – мир идей и текущий, подвижный мир вещей.

 

8. Натурфилософские ориентации  досократовской философии

Здесь раньше развилась  раб., торговля и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние  цив., пришедшая оттуда математика, астрономия, обработка мифологии в поэзии  и искусстве).  Произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем, а произошло это при развитии классового общества и государства. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико, что означало многообразие философских типов объяснения мира. Это сделало античную философию школой философского мышления для последующих поколений.  
Первые учения - г. Милет VII-VI в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ. Деятельностью, таким образом, им свойственен философский материализм и стихийная диалектика.

Информация о работе Шпаргалка по философии