Шпаргалка по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – это с-ма наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте чел. в нем, его ценностей и убеждений.
Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная с-ма взглядов чел. на окр. мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места чел. в нем.

Файлы: 1 файл

шпоры философ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Все произошло  из некоего влажного первовещества  или воды. Все рождается из этого  первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу. стоит у истоков демифологизации мира - Зевс - мировой разум, боги - действующие в мире силы.

Для раннего периода Др. греч. Фил хар-ны натурфилософия (фил  природы) и космоцентризм (центральная  проблема – вопрос о космосе).

Ионийская философия: присутствует содержательное единство, к-ое проявляется в космической наглядности, обращении к модели мира резюмируется в космических образах, космологических построениях и космогонических описаниях. Непосредственный фил-ий интерес направлен на человеческое окружение, к-ое космизируется, достигает комической симфонии, космического описания.

Италийская  фил: обращение к внутреннему миру чел. Недоверие к внешнему миру, к наглядному и образному его восприятию подрывает состоятельность физ, физиолог аргументаций. Ставится вопрос о мн-венности начал и источники космического движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Классический период древнегреческой философии

Демокрит (V-VI вв. до н.э.). Материалист. Онтология – мир представляет собой единство 2-х реальностей: атомы и пустота.

Антропология – человек имеет естественное происхождение, и он представляет собой единство души и тела, но душа смертна и состоит из атомов, человек – микрокосмос. Гносеология – познание состоит из 2-х форм: - чувственное (с помощью органов чувств) – темное знание (дает знание о внешних характеристиках => поверхностное); - рациональное (получение знаний о явлениях на уровне их сущности).

Платон – первый философ, от кот остались работы в оригинале. Создал школу философии. Представил схему объективного идеализма.

Онтология: мир состоит из трёх компонентов: - небытие (материя); - кажущееся бытие (мир всех вещей(живых, неживых + человек)); - подлинное бытие (мир идей) (сущности вещей, как их духовные прообразы, которые существуют вечно и являются прообразами вещей. Сами вечности конечны, а сущность будет всегда; духовное творит материальное).

Общество чтобы было благополучным, должно состоять из трёх классов и человек не должен выходить из них:

-правители (те  у которых преобладает разум  (учёные философы))

-воины (обеспечивают  порядок и безопасность (те у  кого преобладают воля и благородные  желания ), должны быть лишены частной собственности, семьи, личной собственности.

-производители  (ремесленники, торговцы,  купцы –  не могут самостоятельно действовать,  должны быть управляемы), преобладают  чувства. Класс не зависит от  того, где родился. Правители должны обнаруживать.

Аристотель – ученик Платона. Создал самую общую систему знаний. Онтология:  промежуточная позиция между материализмом и идеализмом. В основе мира лежит материя.

Материя – потенциальная  предпосылка бытия предметов. Вещи появляются в результате взаимодействия пассивной материи и активной формы (активного начала, благодаря которому из материи получаются предметы) Мир = материя + форма. Форма – множество форм активных начал (то же что и мир идей)

Гносеология: больше материи; познание процесс отражения внешнего мира человека с помощью сознания. Знание из контакта. Чувственные и рациональные познания взаимосвязаны.

Социальное  возражение: рабовладение – естественное состояние, необходимое (неравенство  людей), но говорит, что стабильное общество состоит из трёх групп (богатые, бедные и средние), должны преобладать средние, чтобы полюс бедности был минимален. В процессе имущественной дифференциации должно принимать участие государство.

 

 

10. Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики

Появление в 1 в. н. э.  В Палестине постепенно пришла на смену древнеримской (политеизм). Древнегреч империя испытывала как система колонная. Народ стремился избавится от давления власти : кризис рабовладельч системы . Реакция высшей власти –усиление репрессивных мер , появлялись бунты ,восстания, Они подавлялись Поэтому  в народе распространялась  миссейская идея –идея поиска спасения. Поскольку на земле ее нельзя было найти, поэтому они обращались к небу. Боги были не идеальны, поэтому пришли к идее создания единого бога. Христианство – интернациональная религия изначально. Патристика - от слова «Пастер-отец». Философия высших церковных членов ( Августин Аврелий 5 век):

Ф. для него –  иносказание, откровение.

И Ф. и религия  имеют одну цель – освободиться от греховности, истины Ф. – произнес. Чел., истины религии – слово Божье, но они говорят об одном и том же. Главная тема – отношение Бога и чел.

Онтология: в основе лежит идея креационизма (идея творения мира Богом).

Бог сотворил мир  и продолжал творить. Сам мир вторичен и основные законы устанавливает бог.

Гносеология: познание осуществляется с помощью разума и главный объект познания — Бог. Все знания о мире содержатся в боге. Бог, зная о мире все и делится знанием в рамках откровения (в священном писании) из этого следует, что человек должен постоянно заниматься его чтением, изучением.

Этап  патристики (от слова «патер» - «отец»,имеется в виду «отцы Церкви») – 1-6 в. Главные проблемы: 1) проблемы сущности бога и его тройственности; 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движение к опр-ой конечной цели и опр-ие этой цели- «Град Божий»; 4) свобода воли чел и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по к-ым его терпит бог, и др проблемы.

На построение основных концепций и категориального  аппарата фил «отцов церкви» опр-ое влияние оказало влияние Платона. С 5 по 8 в – этап так наз-ой поздней  патристики. Этот период не принес в  фил значительных новаций.

Крупнейший  представитель – Августин Аврелий. Он сделал бога центром фил мышления. Бог явл-ся высшей сущностью Цель и смысл чел жизни – счастье, к-ое должна опр-ть фил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Философские проблемы периода схоластики

9-15 вв - этап  схоластики. Термин схол обозначает «школьную, учебную» фил, преподававшуюся в унив-ах и школах. На первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки, а так же вопрос соотношения общего и единичного. Схол ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки – фил.

Специфический способ философствования. Главная задача: теоретическое обоснование существования  Бога. Период начала отношений христианского  вероучения.

Ранняя схоластика: Обемер, Ансельм.

Классическая: Аристотель, возвышение университетских  центров.

Поздняя: попытка  уровнять в правах веру и разум, теория «двойной истины», Дум Скот, У. Окон.

В ХI в. оказало влияние наука арабского Востока.

 Теория «двойной  истины» была создана на арабском Востоке. Символ схоластики: острое соперничество реализма и номинализма.

Реализм: общее  понятие существует в сторго иерархич. Порядке.

Высшее понятие  – Бог.

Номинализм: подлинным  существованием обладают только единицы  вещей.

Ф.Аквинский  – осмыслил теорию «двойной истины».

2 формы теории:

1.Различие предметов и методов науки и Ф.; истины разума и веры отличны по методу получения, они не пересекаются.

2.Неизбежность и необходимость м/ду наукой и верой из-за их несовпадения.

Ф.Аквинский: различие методов не приводит к радикальным различиям предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Гуманистический антропоцентризм философии Возрождения

Антропоцентризм - гл объект изуч человек и природа. Монополизм религиозного мировоззрения ослабляется.

Причины изменения:

1.Экономический фактор: это время первоначального накопления капитала в Запад Европе, кот сопровождается обезземеливанием крестьян и формирование свобод рабочей силы, кот могла быть свободно использована на создающихся промышлен предприятиях.

2.Географические  открытия, кот дали информацию, изменили представление о земле.

3.Изобретение книгопечатного станка => рост литературы.

4.16 в. реформация социально-политич движение, направленное на реформу католической церкви

 Причина  реформации: католич церковь стала собственником, кот больше заботился о своем материал положении, чем о верующих (продажа индульгенций, догмат о чистилище, большой церков аппарат).Результатом реформации стало появление протестантства (отсутствие монашества, вместо семи таинств – крещение и причастие =>церковь более дешёвая и демократичная).

Открытия  Кеплера, Коперника. Коперник в 1543г. Опубликовал книгу “О вращении небесных сфер”, где обосновал гелиоцентрич систему, земля не является неподвижным телом и совершает альфа типа движения (вокруг оси, вокруг солнца). Этот вывод привёл к десакрализации мира (потери небом своей святости).

Гуманизм – идея, по кот человек признаётся высшей ценностью (Данте, Петрарка: сущность человека определяется не только Богом, но и природой; всё в обществе должно быть подчинено разуму; государство и церковь имеют социал происхождение . Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень: гуманизм  в своей основе натуралистичен, т.е. человек (как природное существо) в жизни должен следовать “зову природы” =>аскетизм аморален, человек сам создает свою жизнь  и мало зависит от Бога, самоценен, самостоятелен, идеал всесторонне развитой личности; критика образа жизни духовенства (но это не реформаторы); философия должна освободится от “мёртвых» догм, а стать собранием истин, которые помогают человеку жить; Томас Мор:1516г. – “Утопия ” в ней возрождается стремление древнегреческих философов создания идеального общества (“Утопия” – “место которого нет”, нечто несовершенное, нереализованное).

Осн цели гуманистов: 1) антропоцентризм- чел должен жить на земле не только заботой о будущем загробной жизни, но и о жизни настоящей, не только уповать на бога, но и сваим действием изменить мир вокруг себя; 2)принципиальное равенство всех людей; 3) свобода воли – именно она выделяет чел из животного мира и сближает его с богом; 4) учение о фатуме (роке, судьбе); 5) понятие о фартуне (удачи).

 

13. Натурфилософия Возрождения

Появляется  новая картина природы. Б. Гелезио, Дж. Бруно.

Б. Гелезио – деизм (мир создан Богом, Бог создал мир, но после этого мир развивается сам; говорит о материальном единстве земли и неба. Все звезды материальны; философия должна отделиться от теологии и должна опираться на опыт и разум, а не на авторитеты священного писания). Дж. Бруно – священник. Пантеизм (основа мира – единое (материя), которая выступает потенциальной предпосылкой бытия всех предметов, а активной причиной является (разум) мировая душа, которая находится в самой природе. “Пантеизм” – “Бог везде”. Дж. Бруно разделял взгляды Коперника. Выразил мысль о бесконечности Вселенной в пространстве и времени. Космос физически однороден (нет привилегированных (особых) и второстепенных мест). Гипотеза о том, что жизнь есть и на других планетах (на выводе о том, что Земля не является телом избранным) Дж. Бруно считал, что должна быть религия Разума, а не религия веры.

Натурфилософия (вторая пол 16- начало 17 вв) – фил природы. Широко распространяется идея пантеизма – «бог во всем». Бог как бы сливается с природой, а природа те самым обожествляется. Но при этом бог утрачивает свой трансцендентный хар-р, т.е он уже не «вне» своего творения, а растворен в нем. Появляется идея «прометеизма», согласно к-ой чел явл-ся творцом, сотрудником бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Проблема научного познания  в философии Нового времени.  Дилемма рационализма и эмпиризма

Фил нового времени  охватывает период 16 – 18 вв.

Проблемы: 1) полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. 2) выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить чел-во, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап, обеспечить общественный прогресс. 3) развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках.

При поисках  нового метода произошло деление  философов на сторонников эмпиризма  и рационализма.

Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк и др): единственный источник знания- опыт, к-ый связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. В душе и разуме нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Главный метод получения знаний – индукция (на отдельных фактах получали общий вывод).

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц): опыт основанный на ощущениях не может быть основой общенаучного метода.

Информация о работе Шпаргалка по философии