Шпаргалка по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – это с-ма наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте чел. в нем, его ценностей и убеждений.
Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная с-ма взглядов чел. на окр. мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места чел. в нем.

Файлы: 1 файл

шпоры философ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

3 з-на  развития: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания

 

 

21. Пространственно-временная структура бытия

Пространство  есть форма бытия, характеризующая  порядок сосуществования и рядоположенность материаль образований, их структурность и протяжённость.Время – форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.Материя бесконечна во всех своих проявлениях, и единственным ее постоянным св-вом явл независимость от человеч сознания. Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие свойства П. и В.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материаль системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре;количеств и качеств бесконечность. Различ метрич. (т.е. связанные с измерениями) и топологич. (напр., связность, симметрия пространства и непрерыв-ность, одномерность, необратимость времени) свойства П. и В. Топологич. Хар-ки описывают: а) прерывность и непрерывность, б)размерность, в) связность, г) ориентируемость.Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и бесконечность, в)изотропность, г) гомогенность. Всеобщ свойва пространства: протяженность, означающ рядоположенность и сосуществование различ элементов (точек, отрезков, объемов),возможность прибавления к кажд данному элементу нек-рого следующ элемента либо возможность уменьш числа элементов; связность и непрерывность;трехмерность.Специфич. (локальные) св-ва пространства: симметрия и асимметрия,конкрет форма и размеры, местоположе, расстояние между телами. Распределение в-ва и поля, границы, определяющ различ системы. Всеобщие св-ва времени: объективность; неразр связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и ассиметричность; необратимость и направленность от прошл к будущему. Специфич. Св-ми времени явл конкрер периоды существов тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, кот всегда относительна, ритм процессов, скорость измене состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем

 

 

 

 

 

 

 

22. Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистическая диалектика - метод изучения различных явлений, раскрытия закономерностей, тенденций развития и преобразования действительности. Через диалектику форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Основные  принципы диалектики - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Материалистическая Д. выражается в системе философских категорий и законов. Одной из центр. проблем античной ф. - проблема единого и многого. Со временем она превратилась в проблему связи единичного/общего, части/целого и т.д. Такие универсальные связи бытия стали важными предметом диалектики. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Диал. отриц. включает в себя триединый процессс: 1) Деструкция (разрушение) прежнего. Обеспечивает почву для след. фазы процесса. Но сама по себе деструкция отрабатывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к след. фазам. Нор. продолжение процесса, его связь, единство, целостность обесп. 2) кумуляция - частичное сохранение, преемственность. Без этого пр-с всегда возращался бы к исх. точке, сл. движ. нарастает, движ. к фазе 3) конструкция - новации, формир. качеств. новых связей,F, черт. Реальн. аналогом о.о. в прир. и о-ве служат спиралевидн. процессы, сочет. цикличность, относит. повторяемость и поступат-сть: рождение и смерть, истор. пр-с.

 

 

 

 

 

23. Законы и категории диалектики

Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Диал. отриц. включает в себя триединый процессс: 1) Деструкция (разрушение) прежнего. Обеспечивает почву для след. фазы процесса. Но сама по себе деструкция отрабатывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к след. фазам. Нор. продолжение процесса, его связь, единство, целостность обесп. 2) кумуляция - частичное сохранение, преемственность. Без этого пр-с всегда возращался бы к исх. точке, сл. движ. нарастает, движ. к фазе 3) конструкция - новации, формир. качеств. новых связей,F, черт. Реальн. аналогом о.о. в прир. и о-ве служат спиралевидн. процессы, сочет. цикличность, относит. повторяемость и поступат-сть: рождение и смерть, истор. пр-с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Проблема сознания в философии. Структура и функции сознания

Сознание – функция человеческого мозга по отражению мира в идеальных образах (не материальных). Сознание – разновидность отражения. Сознание – вторичная реальность по отношению к материи:

- сознание –  функция мозга, т.е. оно не  функционирует, если нет функционирующего  мозга

1. Отражение  приобретает форму механических, физич, химических изменений.

2. Отражение  носит характер активного реагирования на внешнее воздействие:

- допсихическая  форма отражения, растения и  одноклеточные организмы  (характер  недифференцируемой  реакции на  внешнюю среду)

- психическая  форма отражения, животные с  нервной системой

насекомые, черви – появляется ощущение (отражение отдельных свойств предмета, но не отражает предмета целиком);

- рыбы, земноводные,  пресмыкающиеся – наряду с  ощущением появляется восприятие (отражение предметов в совокупности  его свойств, т.е. в виде целостного  образа);

- высшие животные (птицы, млекопитающие), самые близкие  человеку шимпанзе, орангутанги,  гориллы. На этом уровне у  животных появляется еще и  представление (целостный образ  предмета, но в отсутствие предмета, удержание его в памяти, и оживляемые  под каким-то воздействием); появляется отражение связей между предметами; появляется индивидуальность; данные животные включаются в элементарную "орудийную деятельность" (используя "природные предметы" для добывания пищи), но не видоизменят эти предметы; данные животные могут включаться в "двухэтапную деятельность" (осуществлять действие, направленное не только на достижение биологически значимой цели, но и  подготовительные действия): питание, размножение, безопасность.

 

 

 

 

 

 

25. Генезис сознания. Осн предпосылки возникновения сознания

Происхождение сознания. Сознание – это специфический человеческий способ регуляции, взаимодействия между человеком и окружающим миром. Это высшая форма отражения действительности, способ отношения человека к миру и к самому себе. В общем случае отражение – это способность двух взаимодействующих между собой вещей образовывать следы друг друга. В зависимости от характера взаимодействия конкретных материальных систем с окружающим миром возникает и развивается та или иная форма отражения. Например, у животных, способных к самосохранению, самовоспроизводству и нуждающихся в активной ориентации, возникает информационное отражение. Такой подход применим и к проблеме возникновения сознания, несмотря на то, что оно качественно отличается  от генетически предшествующих форм отражения. Возникновение сознания определяется специфически человеческим способом существования в мире, то есть практикой, практически-преобразовательным отношением человека к природе. Практически-преобразовательная деятельность связана с необходимостью закрепления различных навыков, норм, способов этой деятельности в особых формах отражения. Поскольку такие навыки, способы носят общественную природу, то и закрепляющие их формы отражения носят социальный, общественный характер. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества.

Самые перывые  представлени о сознании возникли в  древности. Тогда же возникли и представл  о душе и были поставлены вопросы: что представлет собой душа? как  она соотноситс с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности сознания возможности его познани.

Сознание - это  высшая, свойственна только человеку и свзанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном  и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно  абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ нарду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи.

Сознание сущ  не всегда. Оно возникло в ходе истор  развити материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

 

 

 

26. Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека

В период античности сформировался космоцентричный  образ человека. Выделялось два уровня: душа и тело.

В период средневековья сформировался теоцентричный образ человека. Преобладало противопоставление души и тела.

Эпоха Возрождения: антропоцентричный образ. Человек  занял место Бога.

Начиная с XVII века, при рассмотрении человека акцент делается на его разуме.

Со второй половины XIX века формируется иррациональный подход в решении проблемы человека.

Фридрих Ницше  «Жажда власти». Фрейд: сущность человека в непознанном.

Природа, сущность, назначение человека. Антропосоциогенез.

Понятие природа  раскрывает или указывает на биологическую сущность жизнедеятельности человека.

Сущность указывает  на социально значимые факторы человеческой жизнедеятельности.

Понятие «сущность» раскрывает то, что человек представляет.

Концепции предназначения человека:

1.смысл жизни подвластен самой жизни.

2.смысл жизни вынесен за границу самой жизни.

3.цель жизни выбирается самим человеком.

Антропосоциогенез:

Теория Дарвина: человек произошел из животного  мира (от обезьяны).

В марксистской философии была изменена теория Дарвина. Факторы генезиса по марксизму (социальные):

1.труд.

2.язык.

3.регулирование брачных отношений (переход от эндогамии к экзогамии, т.е. переход от половых отношений, присущим животным к половым отношениям, присущим людям).

4.требование поддерживать жизнедеятельность своих недееспособных сородичей.

5.запрет на убийство своих соплеменников.

Концепция космического происхождения человека: человек  произошел из космоса.

 

Вопрос о сущности и существовании человека в философии.

Существуют  две концепции:

1.классическая. Согласно ей, сущность человека предшествует его существованию. Человек рождается с сущностью, которая и обуславливает его существование.

2.не классическая. Существование предшествует сущности. Т.е. человек в процессе своего существования творит свою сущность.

 

 

27. Индивид, индивидуальность, личность. Сущность процесса социализации личности

Индивид – это понятие, которое констатирует принадлежность к роду homosapiens (т.е. любой человек – это индивид).

Индивидуальность – это понятие означает уникальность человека, его отличие от других.

Личность – это понятие, которое раскрывает социально значимый аспект в жизнедеятельности человека. Понятием «личность» обозначается то, что есть продукт влияния общества на человека. Личностью не рождаются, ей становятся. Более того, личность может умереть ранее, чем умрет человек.

Выделяют следующие уровни или формы личности:

1.физическая (тело человека; предметы, которые его окружают).

2.духовная (человеческие мысли).

Социальные  типы личности:

1.деятель – люди, занимающиеся активной деятельностью.

2.мыслитель-люди, занимающиеся интеллектуальн деятельностью.

3.гуманист – подвижники; цель их жизни – помогать другим людям.

4.эмоциональный тип – люди искусства.

Философские концепции свободы. Свобода личности и необходимость.

Свобода – это философская категория, которая раскрывает возможность человека мыслить и действовать в согласии со своими идеями и мыслями. Существуют разные формы свободы: внешняя и внутренняя (т.е. физическая и духовная).

Философские концепции свободы:

1.фатализм – это фил. Концепция, которая признает полную зависимость человека от внешней силы (судьбы, рока).

2.волюнтаризм – это полная, абсолютная свобода человека. Человек при этом не зависит ни от кого и не от чего.

Информация о работе Шпаргалка по философии