Шпаргалка по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – это с-ма наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте чел. в нем, его ценностей и убеждений.
Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная с-ма взглядов чел. на окр. мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места чел. в нем.

Файлы: 1 файл

шпоры философ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Представители: Френсис Бекон, Джон Локк, Томас Гиббс. Считали, что врожденных знаний нет у человека => должны появится => основа познания – чувственный метод (“Нет ничего в разуме, что ни прошло бы через чувства ”(Бекон)). Главный метод получения знаний – индукция, которая дает возможность получения знаний на основе отдельных фактов и получает общий вывод.

Интуиция – прямое постижение истины разумом. Империки или отрицали или сводили ее к чувству, аргументации, то есть опытная аргументация: в данный момент не осознается, но она есть.

Рационалисты: Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Лейбниц, основные идеи: основа получения знаний о  мире – разум. В разуме есть значения, которые носят внеопытный характер, внеопытное происхождение (врожденные или от Бога). В.Лейбниц: «В разуме нет ничего, что не прошло бы через чувства, кроме самого разума». Главный метод познания – дедукция – получение знаний о конкретных единицах, объектах на основе общего знания, считая, что интуиция – высший способ получения знаний, который представляет собой прямое постижение истины разума. Гносеологической основой является математическое познание, где преобладает дедуктивный способ познания. Философия рационализма получает отражение в философии Просвещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Философские идеи эпохи Просвещения.

 

18в. в истории  мысли наз-ют эпохой просвещения.  Научные знания, ранее 

бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь распространяются вширь, став предметом обсуждения литераторов, популярно излагавших последние  достижения науки и философии. Уверенность в мощи чел разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающим условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь разум лозунг и метафизиков - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверх опытных <гипотез>. Чел в философии 18века предстает , с одной стороны, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, человек - носитель разума и справедливости. Столкновение эгоистического индивида и <человека вообще> составляют основу коллизии и в литературе 18в.

Просвещение представляет собой далеко не однородное явление : оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Жизнь буржуа была направлена на мирское наслаждение и мирские интересы, на земной мир. Это имело антитеологический и антиметафизический характер. Метафизика практически потеряла всякое доверие.

В Англии : Дж Локк, Дж. Толанд, А. Коллинз , Т. Рид, А. Смит.

Во Франции : Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах.

Вершиной развития философии нового времени - это немецкая классическая философия. Она представлена именами Канта, Гегеля, Фейербаха и др. В это время Германия была экономически и политически отсталой страной. Немецкая буржуазия была не способна выступить против феодальных порядков. Поэтому общественно-политические вопросы решались в форме абстрактных теоретических систем. В рамках немецкой философии были выработаны проблемы диалектики и теории познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Особенности и достижения немецкой классической философии

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант - основоположник нем. классич. идеализма. разработал концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной). Два периода творчества - докритический и критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности.

Фихте - отрицал агностицизм  Канта, его представление о вещи в себе. Предлагает объект "Я" и  субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис - высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист.

Гегель - все, что существует, существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три  этапа, потому что активна: 1) развивается  сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе.

Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы  Гегеля.

Показал, что  идеализм является теоретической основой  религии. Критически оценивал агностицизм  Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного мира.

 

 

 

 

 

 

17. Становление и основные черты неклассической философии

Неклассическая Ф. выражает тип философствования, сформировавшейся в Ф. 2-ой пол. XIX – XX вв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классическ парадигмой, «преодолеть» ее рационалистич установки.

Представители неклассич Ф. продемонстрировали одну из ф-ций Ф. – критическую, причем в различных ее вариациях: от «мягкой», не отрицающей позитивной роли классич наследия, до жестко неклассической, обусловленной необходимостью осмысления кризиса западной цивилизации, совпавшего с кризисом классической Ф.: «Назад к Канту» (неокантианство); «Назад к Гегелю» (неогегельянство); неотомизм.

Можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1.иррационалистическая традиция в неклассической Ф. (С.Кьеркегор, А.Шопенгаузер, Ф.Ницше);

2.социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменение социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);

3.критико- аналитическая программа, включавшая в себя переосмысление научно-рационалистич приоритетов и ценностей (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая Ф., структуризм);

4.экзистенциально-антрополого-психологическая программа переосмысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

Особенности неоклассической философии:

1.К неклассической философии по-новому рассматривалась проблема разума (раньше существовало как благо, преимущество над всеми, то, с помощью чего познать и преобразовать в лучшую сторону (высшее проявление развития разума - наука), но человек еще не во всем разобрался => проблемы). Классическая – оптимистическая. Неклассическая – пессимистическая: разум  - это зло. Из-за него человек создает такие элементы культуры => уничтожения всего человеческого сообщества (войны) => наука приведет общество к гибели =>? почему человек действует иррационально?)

2.Отношение к проблеме человека. (Раньше существовал человек как один из предметов в мире со  своей спецификой , он был объективно обусловлен чем-либо (природой(матер.) , духом(идеолог.))), в новой – существование человека как главную фигуру в мире и мир в этой связи. Все определяется сознанием человека. Мир через человека.

3.Роль философии в обществе. Философия должна играть роль такой схемы знаний , которая связана с реальной жизнью => критика предшествующей философии , оторванной о жизни.

 

 

 

 

18. Онтология как философское учение о бытии. Специфика основных форм бытия.

Учение о  б. - онтология - одна из центр. проблем  ф. В самом широком смысле слова  Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о  существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?”

Второй  аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира.

Третий  аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов.

Ф. фиксирует  не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь  всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями  сущ-ют и тем самым объединятся  со всем тем, что сущ. в мире. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Б и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.

 

 

 

 

 

 

19. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке

Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и процессов, кот превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м. быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет мат. дейст-сть.

В домарксовском  материализме материя часто поним. как нечто существующее наряду с  вещами, как некот. телесность, праматерия, из кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи.

 Диалект.  мат-м развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. Категория материи явл фундаментальным философс понятием. Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано Лениным : “Материя есть ф. категория для обозначения объ. реальности, кот дана человеку в ощущениях его, кот копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.”

В этом определении  выделено 2 осн. признака: 1) материя  сущ. независ. от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. 1я х-ка озн. признание первичности материи по отн. к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости мат. мира

Вместе с  тем ленинское определение материи  заключает в себе и такое содержание, кот отличает диалектич понимание мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных характеристик.

В традиции материализма были и другие определения. Напр., многие материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из кот построен мир. В основе совр. научн. представл. о строении м. лежит идея ее сложной системной организации.

Любой обьект мат. мира может быть рассмотрен в кач. системы, то есть особой целостности, кот. хар-ся наличием эл-тов и связей между ними. Например, макротело можно рассм. как опр. организацию молекул. Любая молекула тоже является системой, кот. сост. из атомов и опр. связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Матер. системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Система - это элементы и их структура. Все виды материи связаны между собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.

 

20. Движение и развитие как атрибуты материи. Проблема классификации форм движения

Сущ-е любого мат. объекта возм. только благ. взаимодействию образующих его эл-тов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется взаимод. между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их молекул, клеток и органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимод-ю различных подсистем соц. организма. Взаимодействие приводит к изм. его св-в, отн-й, состояний. Все эти изм-я, рассмотренные в самом общем плане, предст. собой неотъемл. х-ку бытия материального мира. Изм-е в ф. обозн. понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я, кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут материи. Итак, 1й тип движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм. Сущ. еще один тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с изменением качеств. состояния предмета. 2 разновидности пр-сов развития. 1) Пр-сы качеств. превращений, не выход. за рамки соотв. вида материи, опред. уровня ее организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня к другому. Сущ. качественно разнообразные формы движения материи. Идея о формах дв.м. и их взаимосв. выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след. принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию: механич., физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. Совр. наука открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ.

Информация о работе Шпаргалка по философии