Шпаргалка по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:14, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – это с-ма наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте чел. в нем, его ценностей и убеждений.
Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная с-ма взглядов чел. на окр. мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места чел. в нем.

Файлы: 1 файл

шпоры философ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

3.экзистенционализм – не возможна полная свобода во внешнем мире. Человек не свободен, т.к. он смертен и существует свобода других людей. Свобода возможна только во внутреннем, духовном мире. Она есть выбор человека в той или иной ситуации.

марксистская. Свобода – это осознанная необходимость

 

 

 

 

28. Познание как предмет философского анализа

Познавательное  отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности—мировоззренческую проблему.

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием.

Функционирование  знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом пассивного созерцания действительности. Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека.

Будучи  поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, состоит в достижении адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

 

 

 

 

 

 

 

29. Проблема истины в теории познания

В истории философской  мысли существовали разные понимания  истины: «Истина — это соответствие знаний действительности»; «Истина — это опытная подтверждаемость»

Специфика диалектико-материалистической трактовки истины (по сравнению с иными ее трактовками) заключается в след моментах. Во-первых, отражаемая действительность трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; Если первый момент отграничивает диалектико-материалистич понимание истины от любых форм идеализма, а второй — от метафизики, то оба момента вместе взятые отграничивают это понимание от агностицизма.

Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познават явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся от лжи. Заблуждение—это ложное знание, принимаемое за истинное. В основе заблуждений может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами'

Критерии  истины.В практике задействован субъект, его знание, воля; в практике — единство субъектного и объектного при ведущей роли (в отражательном плане) объектного. В целом практика — объективный, материальный процесс. Она служит продолжением природных процессов, развертываясь по объективным законам. Практика включает в себя знание, способна порождать новое знание, выступает его основанием и конечной целью.

В самой практике сплетаются и чувственная конкретность, и непосредственная действительность, и всеобщность (сущностность, законы сущности).

  Среди др. критериев выделяется логический. Здесь имеется в виду его понимание как формально-логического критерия. Его существо — в логической последовательности мысли, в ее строгом следовании законам и правилам формальной логики в условиях, когда нет возможности непосредственно опираться на практику. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки и заблуждения.

Аксиологический критерий - обращение к общемировоззренческим, общеметодологическим, социально-политическим, нравственно-этическим и эстетическим принципам

 

 

 

 

 

 

30. Специфика и структура науч познания. Формы научн знания

Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована практикой. Процесс познания начался с распредмечивания.  Процесс распредмечив – это выявление свойств предмета в определен позноват действиях (перцептивные). Пареллельно с перцептивными развиваются логич действия – действия, связанные с формированием понятий.  Понятия – первичная и гл форма логич операций. Формулы абстропирования понятий: 1.Идеализация (объект в чистом виде), 2.Изолирующая.

Суждение – это связь 2-х и более понятий. Человеч мысль существует в форме суждений. Суждений бывают полож и отрицате. Умозаключение – это когда из нескольк суждений делаются новые выводы. Суждения могут быть: индуктивными (частноеàобщее) и дедуктивными  (общееàчастное).

 Интуиция – целостное схватывание объекта, она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистичес, эмоциональн, инженерная.

После совершения вышеперечислнн познават действий возникает вопрос о том, насколько сформировавшаяся модель предмета соответствует реальн объекту – это процесс опрердмечивания.

Методы эмпирического познания:

наблюдение – целенаправлен организованн систематич восприятие предметов и явлений внеш мира. Сущ 2 вида: Непосредственное, С помощью приборов

эксперимент-дополнит изменение объекта, создание спец заранее определенных условий прохождения процесса.

сравнение – операция выявления сходства или различия объектов

описание-фиксация результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения.

Методы  теоретического познания:

Формализация – отображение содержания знаний в знаково символьном виде (формализованный язык)

Аксиоматическое – в основе лежит аксиома, т.е. все утверждение выведенное чисто логическим путем

Гипотетико-дедуктивный – создается система дедуктивно связанных гипотез, из кот выводят утверждения об эмпирических факторах.

Анализ – деление целого на части с целью познания кажд из частей.

Синтез – проведение соединения отдельных элементов в единое целое с целью его познания.

Индукция – от частного к общему.

Дедукция – от общего к единичному.

Абстрогирование – процесс мысленного обделения от ряда свойств изучаемых явления с одновременным выделение интересующих исследователя свойств.

 

 

 

 

31. Методы научного познания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.

Классификация методов научного познания:

I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного  познания

II.с учётом уровней познания выдел методы эмпирич и теоретич исследования

III.в зависимости от структуры познавател деятельности выделяют обще логические методы познания.

Методы  эмпирич исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение

Эксперимент -мысленный и с помощью приборов.

Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.

Методы  теоретического исследования:

1.метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть

законы его  развития. Выдел 2 этапа теоретического анализа:

-образование абстракций, в кот фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному;

-движ от абстракт  к конкрет в мышлении, выявл сущности явления

2. исторический (описание истории реальн объектов) и логич (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве

3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем, логики

4. моделирование - исследование объектов на основании модели.

Модели - физические и знаковые

Обще  логические методы познания:

- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части

- синтез - воссоединение целого из частей

- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер

- дедукция - рассуждения от общего к частному

- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах

- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств

- обобщение - установление общих признаков ряда объектов

 

 

32. Общество  как динамически развивающаяся  система.  Структура общества

Бытие человека в общ-ве предполагает существование власти. В животном мире существует власть лидера, им является наиболее сильное животное. Дети нуждаются в охране, след-но существует власть родителей. Она разумна, естественна, построена на авторитете родителей. Это сохранятся в общественных отношениях. Общ-во не может быть без власти. Обществення власть базируется на опыте, знании специалистов. Люди передают им власть. Т.О. выделяется особая группа, занятая управлением. Она требует предоставлетия соответствующих прав, которые и получает. В следствии этого она начинает выполнять свои функции не считаясь со справедливостью, традициями. Войны, разделение труда и товарные отношения причина возникновения государства.Гос. власть - особая власть. 1.Она предполагает наличия особой профессиональной группы,которая всю жизнь управляет общественными делами. 2. Это особые вооруженные отряды, выражающие гос. власть.

Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.

 Классы – большие группы людей различающихся по их месту в историч определенной системе обществен произвва, по их отношению к средствам произвва, по их роли в общественной организации  труда, по размерам доли обществен богатства, кот они располагают, классы – это группы людей, одна из кот может присваивать труд другой благодаря их различию в системе обществен уклада.

Это осн класообразующие  признаки. К вспомогател  относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…

В западной социологии с  осн классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам произвва, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:

1.В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц.  престиж.

2.Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.

3.При рассмотрении  общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.

Социально классовая структура  общества показывает, что  общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены  общества выступают  в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие

 


Информация о работе Шпаргалка по философии