Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

1 Понятие  мировоззрения, его структура  и функции.

Мировоззрение – обобщенный взгляд на мир, на человека и его место в мире.

Структура мировоззрения:

   1. Познавательный компонент: а)  мироощущение – это обобщение  эмоционального опыта (исходя  из своего опыта, кто-то ждет  от жизни одних неприятностей  и всегда насторожён, а кто-то  – наоборот); б) миропонимание  – это обобщение интеллектуального  опыта, т.е. наши знания (обыденные  и научные).

   2. Ценностный компонент (система  ценностей).

Ценности  – это сложные оценки, содержащие и познавательный и эмоциональный  компоненты. Ценности существуют в  форме убеждений, идеалов, смысла жизни  и т.п. Бывают материальные и духовные ценности. Высшие ценности – нравственные ценности.

Ценности  и знания являются основой для  формулирования нами целей деятельности.

   3. Деятельностный компонент. Человек  – существо деятельностное. Труд  сделал человека человеком. Без  труда человек не может выжить. Деятельность человека (как социального  существа) регулируется знаниями  и ценностями (но как биологическое  существо, мы что-то делаем и  инстинктивно). Итак, все компоненты  мировоззрения взаимосвязаны, влияют  друг на друга.

 

2 Исторические  типы мировоззрения.

По  мере развития человечества менялись его взгляды на мир и свое место  в мире. Все разнообразие этих взглядов можно разделить на три большие  группы.

1.Мифологический  тип мировоззрения

Возник  в первобытном обществе. Его элементы присутствуют и в мировоззрение  современного человека. Мифологическое мировоззрение характеризуется  некритичностью, непосредственностью, преобладанием наглядно-образного, чувственного отражения мира. Абстрактно-понятийное мышление только зарождалось Мифологическому  типу мировоззрения  присущи: одушевление  предметов и явлений антропоморфизация,  т.е. приписывание явлениям  человеческих черт; не отделяет реальность от фантазии; не ищет причин явлений, а все объясняет  по аналогии (чаще всего по аналогии с человеком) , т.е. по внешнему сходству и и др.

2.Религиозный  тип мировоззрения

Тоже  во многом имеет наглядно-образный характер. Религиозные тексты представлены рассказами, притчами, по аналогии с  которыми мы должны оценивать свои поступки. Но человек уже четко  различает материальное и духовное. Мир представляется удвоенным на земной и потусторонний. В человеческом сознании выделяются вера и разум. Но вера ценится выше, чем разум.

Религиозному  типу мировоззрения присущи: авторитаризм;  догматизм; символизм.

3.Философский  тип мировоззрения

Черты: Опирается на разум, науку, критичен, описывает мир не в символически-аллегорической форме, а в понятийно-теоретической  форме, ищет причины явлений, а не по аналогии объясняет мир. Философия  близка к науке. Но обобщения философии  шире и глубже. Она ищет предельно-общие  основания (причины) происходящего (то, что древнегреческий философ  Фалес назвал субстанцией). Для этого  философия вырабатывает свой язык –  систему понятий-категорий: материя, сознание, качество, количество, форма, содержание и т.д.

 

3 Философия  как феномен культуры. Предмет  философии.

Философия возникает в 8-6 вв. до н.э. в древней  Индии, Китае, Древней Греции.

Философия возникает тогда, когда человек  начинает осознавать факт, что кроме  мира «очевидных вещей», есть еще мир  вещей неочевидных, есть скрытые  связи. За тем, что видит глаз, есть еще то, что видит разум и  фиксирует  в понятиях. Философствовать  человек начинает тогда, когда сталкивается с проблемами, которые не может  решить на обыденном уровне сознания. Тогда требуется теоретический  подход. На этой основе возникают и  науки.

Философия решает проблему смыслов жизни, но при  этом стремится к универсальным, всеобщим ответам. Противоречивость оценок философии связана с противоречивостью  бытия.

Итак, объект философии – мир в целом, бытие.

Предмет философии – всеобщие формы взаимодействия человека и мира, наиболее общие  законы развития природы, общества, мышления, глубинные, скрытые, существенные связи, причины существующего.

В переводе с греческого, филео – люблю, София  – мудрость. Т.е. – философия –  это любовь к мудрости.

Философия становится возможной лишь там, где  место человека определяется не традицией, а собственной активностью, когда  человек отличает себя от мира в  качестве деятеля, сознательно строящего  свою деятельность. Она связана с  развитием личностного самосознания – рефлексии.

Частные науки дают знания отдельных сторон мира, философия же пытается осмыслить  частные явления как часть  целостного мира, найти те наиболее общие принципы, которые обеспечивают единство мира (бытия).

- Основные  разделы философии:

1. онтология  – учение о бытии;

2. гносеология  – учение о познании;

3. философская  антропология – учение о человеке;

4. социальная  философия – учение об обществе 

 Развитие  предмета философии:

 

   1. Античность (Древняя Греция):  философия  – натурфилософия (т.е. философия  природы-«натуры» - природы в широком  смысле слова, космоса; включала  в себя все имевшиеся знания, как наука всех наук).

   2. Средние века: философия – служанка  богословия (но предмет тот же  – говорить все обо всем, правда, со ссылкой на священное писание).

   3. Новое время, капитализм (17-н.19 вв.): философия не нужна, «наука  сама себе философия» (О.Конт). Но  физики ничего не говорят о  живом, а историки о химии…  Как связать знания в целостную  картину?

   4. Марксизм: философия – это учение  о наиболее общих законах развития  природы, общества и человеческого  мышления. Т.е. философия говорит  обо всем, но не все, а выявляет  в научных знаниях общее, что  связывает их воедино.

 

4 Типы  философского мировоззрения.

   I. Первая (онтологическая) сторона основного  вопроса философии отвечает на  вопрос «Что первично, вечно существует  – материя или сознание?»

По  ответу на этот вопрос все философы разделились на – материалистов  и идеалистов и дуалистов.

1). Материалисты: считают, что первично, вечно существует  природа, материальный мир, т.е.  материя первична. Сознание –  это свойство высокоорганизованной  материи (человека, как социального  существа, наделенного мозгом) отражать  мир. Будучи отражением мира  сознание вторично, т.е. зависит  от материального мира.

Исторические  формы материализма

А) наивный, стихийный материализм древней  Греции. Фалес, Гераклит, Демокрит и  др. Рассматривали мир как космос (природа в широком смысле слова), но без деталей.

Б) метафизический, механистический материализм 17- н.19 вв. Развивается капитализм, производство и наука, прежде всего, механика. Считалось, что все подчиняется законам  механики (природа, живая и неживая, общество, мышление). Это механистический  подход. Далее, сам материальный мир  не развивается, Бог привносит в  него движение и то оно только внешнее, а в своей сущности мир неизменен (это нашло свое отражение в  таких пословицах как: «ничто не ново под луной», «горбатого могила исправит»  и т.п. «мудрость»). Это называется метафизическим подходом (отрицание  развития и связей между предметами). Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро, Гольбах, Фейербах и др.

В) диалектический материализм (или марксизм). Диалектический подход, в отличие от метафизического, утверждает, что все развивается  и развитие не привнесено из вне, а  мир саморазвивается, и все в  мире прямо или косвенно взаимосвязано. Марксисты считали, что развивается  и природа, и общество, и мышление. Общество, как и природа, - материальная система. Развитие общества зависит  не от сознания, а от материального  производства, развития орудий труда, от форм собственности (поэтому отличаются: первобытный строй,  рабовладельческий, феодальный, капиталистический и, возможно, коммунистический). Наше сознание отражает объективную социальную реальность, осознает, пытается ее изменить, смотрит, что получилось и пытается изменить общество и природу дальше. Т.е. сознание вторично, хотя и активно. Учение об обществе называется исторический материализм.

2). Идеалисты:  считают, что первично, вечно существует  сознание, а материя вторична, т.к.  сознание творит материальный  мир.

Формы идеализма

А) объективный  идеализм: первично сверхъестественное сознание (Дух, Разум,Идея, Бог). Оно  творит мир.  Платон (Др.Греция): считал, что первичен потусторонний мир  идей. Сначала были идеи человека, дома и т.п., а потом материальные человек, дом и т.п. как воплощение идей. Гегель (нем.филос. 19 в.): первична единая Абсолютная Идея, она диалектически  развивается и творит природу  и общество. Природа не развивается.

Б) субъективный идеализм: первично сознание субъекта (человека), точнее его ощущения. Ощущения даны нам от рождения, откуда они  приходят, мы не знаем. Все, что мы знаем  – нащи ощущения. Беркли (англ. 18 в.): «Мир – это комплекс моих ощущений». Д.Юм (англ.18 в.): я знаю свои ощущения, а есть ли что-либо за ними, я не знаю.

3).  Дуалисты: первичны и сознание  и материя и они не зависят  друг от друга, не связаны…

1). Гносеологический  оптимизм. Познаваемость мира признавали

А). Материалисты. Они считают, что сознание – это  свойство материи отражать мир. Т.е. сознание и материя связаны, а  потому познание возможно.

 Б). Объективные идеалисты. Считают,  что сознание (Идея, Дух, Бог и  т.п.) творит материальный ми и  сознание человека и связывает  их, т.к. Дух присутствует и  в природе, и в сознании. Значит, познание возможно.

  Познание  – это всегда взаимодействие  субъекта (чел., наделенный сознанием)  и объекта (то, что вне субъекта): Субъект              Объект.

2). Агностицизм.  Отрицают познаваемость мира.  Выделяют две линии агностицизма:

А). Линия  Д.Юма

Б). Линия  И.Канта

 

5 Философия  Древнего Востока (Индия и Китай).

Древневосточным цивилизациям характерны такие черты  как ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (жизнь определялась традициями), ДЕСПОТИЗМ (абсолютизация  государственной власти), большая  роль РЕЛИГИИ в жизни общества, а в духовном освоении мира –  роль наставника – ГУРУ.

Древнеиндийскому  обществу была характерна кастовая система  организации общества, власть раджей, аристократии и родовой жреческой  знати – брахманов.

Касты – замкнутые религиозные или  сословные группы. К ХХ в. В Индии  было примерно 3,5 тыс. каст. Религия  индуизма регламентировала их отношения. Культуре и философии древней  Индии был присущ мистико-религиозный  характер. Древнейшим памятником культуры Индии являются ВЕДЫ. Это древние  тексты.  В их образном языке выражено древнее религиозное мировоззрение. Веды датируются примерно 1000 годом  до н.э.

С точки  зрения Вед, в основе мира лежит некий  мировой дух БРАХМАН. Мир возникает  из Брахмана. Душа человека – АТМАН  – бессмертна как воплощение Брахмана. После смерти происходит ее переселение  из тела в тело. Цепь перерождений называется САНСАРА. Очередное переселение  определяется предыдущей жизнью, т.е. КАРМОЙ. Карма – это закон воздаяния  или закон причинности.

Школы древнеиндийской философии делятся  на 2 группы:

   1. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (это те, которые  признают авторитет Вед, Брахмана  и т.д.):Веданта, йога, санкхья и  др. На их основе сформировался  индуизм (одна из мировых религий).

САНКХЬЯ (7 в. До н.э.): характерна дуалистическая концепция мира. Есть дух (Пуруша) и  материальное начало (пракрити). Мир  формируется, когда Дух пронизывает  материю. Истинное освобождение достигается  со смертью, когда связь между  ними распадается.

   2. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (не признают  авторитет Вед):

Джайнизм, буддизм, чарваки (локаяты).

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Китайское общество характеризовалось иерархической  организацией с чиновно-бюрократической  системой. Распространяются наивно-материалистические представления о мире, выраженные в идеях о пяти первоэлементах (огонь, земля, вода, дерево и металл), о противоположных началах ян и инь, об универсальном субстрате  ци, поддерживающем равновесие между  ян и инь, о естественном пути дао  и др.В целом в культуре и  философии доминирует интерес к  социально-этическим проблемам и  проблемам воспитания. Науки были почти не развиты.

6 основных  школ: конфуцианство, даосизм, легизм  – школа закона, моизм, натурфилософская  школа «инь-ян», школа имен.

КОНФУЦИАНСТВО. Основоположник Конфуций (Кун Фу-цзы. 551-479 гг. до н.э.) считал, что  ничто  не должно меняться, ибо это нарушает дао в обществе, нарушает порядок, гармонию. Основа его учения – культ  прошлого. Младшие должны подчиняться  старшим, подчиненные – начальникам. Дао у Конфуция – путь развития Китая и нравственно-политического  поведения человека. Основа его этики  – «не делай другим того, чего не желаешь себе», а также такие  понятия как «взаимность», «человеколюбие», «золотая середина» между несдержанностью  и осторожностью. «Не дай вам  бог жить в эпоху перемен»…

ДАОСИЗМ.   Основателем считается Лао-цзы. А  также Чжуан-цзы.

Конфуцианство и легизм – в основном этико-политические учения. Даосизм же интересовался  вопросами объективной картины  мира, проблемами бытия и небытия, становления, единого и многого  и т.д. Основная книга даосизма «дао дэ-цзин» («Путь к силе»). Это афористичная книга древних времен. Даосизм  – одна из основ китайской культуры и религии.

Слово «дао» означает «путь» - универсальный  путь. Это сила, которая управляет  Вселенной. Дао – это основа мира. Только связав себя с Дао -- пребывая в гармонии с силами природы, - можно  достичь собственного «дэ» («дэ» означает мощь) Чжуан-цзы говорил, что совершенномудрый подобен дао. Его главное качество – победоносное недеяние (у-вэй). Это  значит, что совершенномудрый «не  борется, но умеет побеждать». Как? Совершенномудрый правитель предоставляет всему  идти своим естественным путем дао. Не вмешивается… Дао – путь мира.

ЛЕГИЗМ.Легисты  развивали концепцию деспотического государства. Считали, что политика и мораль несовместимы. Награды и  наказания – вот механизм управления подданными.

Позже конфуцианство и легизм объединились.

 

6 Античная  философия. Натурфилософские ориентации  досократической философии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"