Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

Вот на такой основе стараются решать и  экологические проблемы, аргументация строится «от человека», подчеркивается ответственность человека.

 

37 Наука  в системе социальных ценностей.  Этос науки и социальная ответственность  ученого.

Наука – часть культуры. Она не «сама  по себе», И она должна соотноситься с моралью, нравственными ценностями. Наука не должна работать на часть  наших потребностей, а исходить из потребностей целостного человека, личности.

Исследуются этические аспекты науки.  Англ. Социолог Мертон называет этические  принципы науки:

- не  лги;

- не  укради;

- бескорыстный  поиск истины, ее отстаивание;

- обоснованность  знаний;

- организованный  скептицизм;

- универсализм (убеждение, что изучаемые явления  протекают везде и воспроизводимы);

- общность (научные знания становятся общим  достоянием);

- социальная  ответственность ученого.

Современные исследования в области нанотехнологий, ядерных исследований, генной инженерии, климатологии, психологии и других могут затрагивать благополучие природной окружающей среды, здоровье человека. Результаты научных открытий могут недобросовестными политиками или террористами использоваться в  корыстных целях. Кроме того, в  процесс самих исследований может  быть опасен. Невозможно проконтролировать  работу каждой лаборатории, поэтому  так важна ответственность каждого  ученого за последствия своей  деятельности. Ученый должен быть нравственным человеком. Наука является важнейшей  ценностью в системе ценностей  современной культуры, но еще более  значимыми ценностями являются жизнь, природа, здоровье человека, мирное развитие общества, культуры.

Функции науки:

1. культурно-мировоззренческая;

2. производительная  сила общества;

3. социальная  сила.

И все  же, следует помнить, что у науки  есть границы ее возможностей. Прежде всего, она упускает частные моменты, исследуя общее. Она отметает все  внерационально.

 

38 Уровни, методы и формы научного познания.

Специфика научного познания состоит в том, что оно стремится дать целостную, рационально-теоретически организованную систему знаний о мире. Для достижения этого само научное познание должно быть упорядочено.

Структура научного познания  включает определенные уровни научного исследования:

1. эмпирический;

2. теоретический;

3. метатеоретический.

Если  обыденное познание пользуется, так  называемым, методом проб и ошибок, то в науке есть целая система  методов познания. Бэкон Ф. сравнивал  метод с фонарем, освещающим путь.

«Метод» так и переводится как путь, способ познания или преобразования мира, совокупность приемов и операций  для освоения действительности. Наука о методах – методология. Роль методологии выполняет философия.

Классификация методов:

1. частнонаучные;

2. общенаучные;

3. философские.

1. Эмпирический уровень научного познания

Он  связан с исследованием объектов в процессе прямого или косвенного (приборы) взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственное познание

При этом формируются эмпирические методы:

1. наблюдение;

2. эксперимент;

а также  измерение и сравнение.

Цели  наблюдения и эксперимента ставятся на рациональном уровне.

В результате мы получаем такую форму эмпирического  познания как научный факт. Знания в форме научных фактов констатируют количественные и качественные характеристики объектов и явлений.

2. Теоретический уровень научного познания.

Он  имеет место тогда, когда из имеющихся  знаний выводятся новые, без непосредственного  обращения к объекту. При этом используются теоретические методы:

1. метод  восхождения от абстрактного  к конкретному; 

Объект       абстрактные понятия, фиксирующие  отдельные          конкретное, т.е.

2. сочетание  исторического (описание развития  по порядку) и логического (выведение  закономерностей исторического  развития) методов;

3. гипотетико-дедуктивный  метод (выдвигаем общую гипотезу  и смотрим, что она может  объяснить, т.е. от общего идем  к частному);

4. аксиоматический  метод;

5. методы  математизации, формализации, абстрагирования  и обобщения и др., например, системно-структурный,  методы синергетики…

Никакое научное познание невозможно также  без использования общелогических методов (приемов) познания:

- анализ (разделение целого на части  на практике или мысленно) и  синтез   (соединение);

- абстрагирование  и обобщение;

- индукция  и дедукция;

- аналогия  и моделирование   и др.   (найти самим).

3. Метатеоретические  основания науки

Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто.

Метатеоретические основания науки – это принципы, объясняющие развитие не отдельных  научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические  основания науки – это уровень  общенаучного и философского знания.

На  этом уровне формируются:

-- научная  картина мира (НКМ);

-- идеалы  и нормы исследования;

-- философские  принципы и др.

НКМ - это  система общих представлений  о мире, получаемых в различных  науках. Она исторически меняется.

В целом  в науке как общенаучная доминировала механистическая картина мира.

Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически  складывающимися идеалами и нормами  исследовательской деятельности.

Их  можно разделить на 3 группы:

1. идеалы  и нормы описания и объяснения;

2. идеалы  и нормы доказательности и  обоснования знаний;

3. идеалы  и нормы организации знаний.

Развитие  научных знаний

Обычно  становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной  теории. Поэтому говорят не о становлении  теории, а о росте научного знания.

Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих  представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного  развития науки.

 Затем  наступает этап научной революции  и происходит смена парадигм. Научная революция открывает  новые объекты и методы исследования.

…большую  роль играют традиции и новации в  науке…

Итак, наука – единство постепенных  количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций.

Примеры научных революций:  гелиоцентрическая  система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой  механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.

 

39 Специфика  социально-гуманитарного познания

Познание  – взаимодействие субъекта и объекта, значит, социальное познание будет  определяться прежде всего спецификой субъекта и объекта социального  познания.

Субъектами  социального познания выступают  люди как представители различных  социальных групп, у которых есть свои групповые интересы, убеждения, цели, ценности и т.д., сквозь призму которых они отражают социальную реальность. Объектом социального познания выступает общество как система  общественных отношений, отдельные  сферы его жизни, его развитие и др.

Общество, как предмет философского анализа, выступает как диалектически  противоречивое единство индивидуального  и общественного, объективного и  субъективного, материального и  духовного. Законы его менее устойчивы, чем законы природы, велика роль случайности  и вероятности (т.к. общество – многофакторная система).

Общество  является сложной противоречиво  развивающейся системой. Социальное познание – это самопознание обществом  самого себя в ходе исторического  развития, являющегося   практическим процессом.

В к.19-н.20 в. Дильтей, Виндельбанд (1848-1915), Риккерт (1863-1939) стали различать науки  о духе и науки о природе, выделять специфику гуманитарных и естественных наук.

Итак, естественным наукам  свойственно: стремление к обобщению, объяснение, монологическая форма знания, объективизм.

Гуманитарным  наукам свойственно: стремление к индивидуализации, понимание, диалогическая форма  знания, включение аксиологических  факторов в состав объясняющих положений.

 

Но  интерпретируют социальные события, выступления  политиков, оценивают социальные теории люди с точки зрения своих интересов  и ценностей. А т.к. все принадлежат  к разным социальным группам, то и  мнения по поводу, например, принятия тех  или иных законов, интерпретация  решений  и поступков политических лидеров, будет разной. Мы будем говорить: политик прав или не прав и т.п.

К 90-ым годам 20 в. СССР пришел к кризису, и  встала проблема, куда двигаться дальше? Социализм или капитализм? Сказать  да частной собственности или  нет? Разные мнения. К какому присоединиться? Какое – истинное?

Можно говорить о единстве человечества в  силу того, что у этой группы есть общечеловеческие интересы (сохранение жизни на планете, любовь, дружба, здоровье, образование, дети и др.). И если следует  присоединяться к защите каких-то интересов, то, очевидно, к защите общечеловеческих интересов. Важнейшие из них –  сохранение жизни на Земле. Это нашло  отражение в концепции устойчивого  развития (1992 г.).

 

Таким образом, социальное познание – сложный  процесс. Велика доля относительности  в социальном знании. Социальное знание выступает как процесс борьбы различных точек зрения. Бытие  определяет сознание. В свою очередь, сознание через практическую деятельность меняет социальное бытие и опять  отражает его, чтобы подвергнуть  дальнейшему изменению. Большое  значение имеет демократический  режим правления (Мамардашвили) для  выявления того, что может объединить разные группы общества.

 

Уровни  социального познания: 1. частнонаучный, эмпирические социологические исследования; 2. уровень общесоциологических теорий; 3. социальная философия.

Три основных типа социального знания: 1. гуманитарное; 2. социально-экономическое; 3. социально-философское.

Основоположник  социологии О.Конт выделял два основных подхода к изучению общества: 1. статический (исследование структуры); 2. динамический (исследование истории).

 

40 Общество  как объект философского анализа.  Исследовательские программы в  обществоведении.

Общество  – это система общественных надличных  отношений.

Основу  общественной жизни составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых  для существования человека, а  также деятельность по производству самого человека как социального  существа, его культуры.

Т.Е. общество – система деятельности и отношений.

Общество  – это также мир культуры.

Общество  как система имеет свою структуру. Можно выделить четыре основные сферы  жизни общества: 1.материально-производственная (экономическая); 2.социальная; 3.политическая; 4.духовная. Поэтому научный подход к обществу – это всегда системный  подход, дополняемый структурным,  функциональным и историческим подходами.

Материальная  сфера является основой жизни  общества, но ведущей является духовная сфера. Сознательно или бессознательно человек действует – от этого  зависят результаты деятельности.

Общество  – материально-идеальный континуум.

Материальное  в обществе:

1. географические  условия, природа, втянутая в  жизнь общества практикой (вторая  природа);

2. народонаселение  (численность, качество народонаселения,  влияющие на развитие производства);

3. технико-технологическая  база;

4. материальное  в обществе – это также система  закономерностей, отношений, которые  складываются и функционируют  не проходя через сознание  людей, объективно и в этом смысле они – материальны. Прежде всего, это производственные экономические отношения.

Идеальное в обществе:

1. это  общественное сознание, духовная  жизнь общества, духовные отношения.

Общество  – это развивающаяся система. Источник развития – борьба внутренних социальных противоположностей (основное противоречие – между производительными  силами и производственными отношениями).

Социальная  реальность на уровне сущности – это  надличные общественные отношения, а на уровне явлений – это люди (индивидуальный уровень), их группы, культура, производство, события (надиндивидуальный  уровень) и др. как носители общественных отношений.

Исследовательские программы в обществоведении.

Начнем  с того, что можно выделить материалистический и идеалистический подходы к  обществу. Но т.к. общество – многофакторная система, то появляется  разнообразие подходов, делающих акцент то на одни, то на другие аспекты жизни общества.

В нашей  программе дана следующая классификация  исследовательских программ в обществоведении:

1) Натуралистическая программа: рассматривает общество по аналогии с природой;

2) Социологическая программа: подчеркивает специфику социальной реальности. Общество понимается как надиндивидуальная реальность, подчиняющаяся объективным социальным законам. Маркс считал, что социальная реальность определяется экономической деятельностью, М.Вебер – что социальным действием, рациональным в своей основе, Хабермас – что коммуникативным действием.

3) Культурно-историческая (культурцентристская) программа начинает с различия наук о природе и наук о духе. Общество сверхиндивидуальная реальность, основа его – культура, т.е. надо выявлять уникальное в обществе (Дильтей, Виндельбанд и др.). Надо понимать, а не объяснять социальную реальность, мотивы (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).

4) Психологическая и социопсихологическая  программа считает, что в обществе основные – психологические факторы.

Есть  и другие классификации, например, выделяют:

1. Социологический  идеализм.

2. Географический  детерминизм.

3. Мальтузианство.

4. Биологический  детерминизм: а) социальный дарвинизм;  б) расизм;  в) фрейдизм. (не видят  разницы между разными уровнями  сложности в организации материи).

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"