Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

Политические  режимы:

1. демократический. 

2. авторитарный;

3. тоталитарный;

4. диктатура.

 

Исторические  типы государства:

1. рабовладельческое;

2. феодальное;

3. капиталистическое;

4. социалистическое.

Сегодня существует и такое деление государств: 1. национальные государства  и   2. иммиграционные государства  (образованные мигрантами, как США, Австралия, Канада и др.).

 

ПОЛИТИКА: ИДЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ (ценности)

Политическая  жизнь общества относится к надстройке, ибо политическая жизнь общества, как сфера связанная с осознанием группами своих интересов, невозможна без идеологии (идеологических программ).

Политическая  идеология – это система политических идей. Это отражение в сознании политического общественного бытия, которое затем на бытие активно  воздействует.

Политические  идеологии интегрируют членов одной  партии. Идеология всегда пристрастна, так как выражает интересы определенного  класса, группы. Она объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реалии. Отсюда,  политика –это арена  столкновения идеологий.

Наиболее  известны такие идеологии как: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм и др.

Деидеологизация невозможна, но политика демократического государства должна стремиться к  утверждению плюрализма идейно-политических течений, к терпимости их друг к другу  и открытости в отношениях друг к  другу.

Еще один важный аспект политики и идеологии  – это вопрос о соотношении  политики и ценностей. (Учение о ценностях  – аксиология).

 ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

ТЕОРИИ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

   1.  Государство возникло как божественное творение;

   2.  как результат «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо);

   3.  Юм: из разрастания семьи, рода;

   4.  теория насилия (органическая теория) – Дюринг;

   5.  марксизм: шло разделение труда, появились классы, частная собственность и потребовалось государство как управленческое ядро общества.

Исторически государство служило господствующим классам, но чтобы влиять на общество, оно должно стремиться выражать интересы всех граждан.

Вместе  с тем само государство испытывает «угрозы»:

1. Угроза  сверху – это процессы глобализации, требующие создания наднациональных  органов управления в сфере  финансов, политики, экономики, экологии  и т.д. Международный валютный  фонд и др., вмешивающиеся в  политику суверенных государств.

2. Угроза  «снизу»:  идет стремление мелких  национальных групп получить  свою государственность. 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это формирующаяся  в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (союзы, фонды, клубы, организации, ассоциации и т.п.) во все сферах жизни общества.

Признаки  гражданского общества:

   *  самоуправляемость (так проявляется тенденция к децентрализации власти),

   *  свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм,

   *  жизнедеятельность базируется на принципе координации,

   *  осуществление прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48 Духовная  сфера жизни общества. Уровни  и формы общественного сознания.

Сознание  на определенном этапе развития общества обретает относительную самостоятельность. Общественное сознание выступает не только как идеальный образ общества, и как то, что регулирует деятельность, но и как сама общественная жизнь.

Духовно-сознательные факторы функционируют как общее  духовное поле, механизм обмена духовными  ценностями. Так складывается единство образа жизни, черт личности (социальный характер по Фромму, социальные типы…).

 Жизнь  общества включает в себя не  только материальный, но и духовный  момент. Идеалистические направления,  в отличие от материалистических (например, марксизма) считают духовную  жизнь первичной для общества. Так, русский религиозный философ  С.Л.Франк (1877-1950) писал: «что такое  есть семья, государство, нация,  закон, хозяйство и проч. Словом, что такое есть социальное  бытие, и как совершается социальное явление – этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности. …Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна». (Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию.-Париж,1930.-С.126).

Общественное  сознание – это духовная сторона  общественного процесса, целостное  духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой:

А. Уровни общественного сознания:

   1)  гносеологический аспект (по  глубине отражения мира):

     а) обыденное сознание;

     б) научно-теоретическое сознание.

   2) социологический аспект (по внутренней  структуре):

     а) общественная психология;

     б) идеология.

Б. Формы  общественного сознания:

   1) философия; 2) религиозное сознание; 3) научное; 4) искусство (эстетическое  сознание); 5) мораль;    6) политическое  сознание; 7) правовое сознание.    

Это традиционно  выделяемые формы общественного  сознания. Сегодня обосновывается правомерность  выделения таких форм общественного  сознания как экологическое или  экономическое и некот. др.

Уровни  общественного сознания

 

Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание. Отражает бытие на уровне явлений, а не сущности, поверхностно, не системно.

Теоретическое сознание – глубинное, систематизированное  отражение жизни общества. Является следствие научных исследований.

Общественная  психология – совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, волеизявлений и т.п., складывающихся в результате: а) непосредственных воздействий  жизни и б) в результате идеологических воздействий (так, распускаемые слухи, воздействие СМИ и т.п. могут  искажать действительное положение  дел в обществе, формировать негативные социально-психологические комплексы  у масс или наоборот). Например, ненависть  к фашистам была результатом прямой реакции на агрессию; так, в Беларуси было 260 концлагерей во время Великой  Отечественной войны. А вот «обожествление»  Сталина явилось результатом  идеологической пропаганды, не результатом  прямого знакомства с ним.  Общественная психология может характеризоваться  такими понятиями как апатия или  энтузиазм, нетерпеливое желание скорого  успеха и целеустремленность, агрессивность  или толерантность и т.п.

На  уровне общественной психологии складываются коллективные представления, которые  социолог Э.Дюркгейм рассматривал как  особого рода «социальный факт». Представителям власти важно знать  существующие в обществе коллективные представления по поводу власти. Интересно  также знать коллективные представления  данной власти по поводу существующего  общества.

Духовная  сфера жизни общества затрагивает  не только уровень общественной психологии, но и теоретико-идеологический уровень. Так, говоря об условиях существования  власти, П.Бурдье вводит понятие поля политики, в котором осуществляется обмен и производство политического  и символического капитала. Т.е. общественное бытие в широком смысле слова  включает  не только материальные факторы, но и общественное сознание.

Идеология – теоретическое систематизированное  сознание, выражающее интересы той  или иной группы (национальные, религиозные, классовые идеологии). Понятие «идеология»  возникло в 17-18 веках, ввел его французский  философ и экономист Дестю  де Траси (1754-1836).

Гельвеций (1715-1771) писал: «Если физический мир  подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса».

Если  для научного познания главным является отражение объективных законов  как они есть, стремление отвлечься  от интересов познающих субъектов, то для идеологии, напротив, главное – выражение и защита интересов группы. Идеология служит закреплению позиций определенных групп в обществе.

Формы общественного сознания

Формы общественного сознания – это  те формы, в которых человек осознает себя человеком, т.е. общественным существом, в которых, через которые человек  представляет себе природу и общество.

Функции общественного сознания: 1. познавательная; 2. выражение интересов социальных групп; 3. социально-практическая (люди на основе общих идей объединяются в группы, размежевываются с другими  группами).

Формы общественного сознания разделяются  по:

1) предмету  отражения; 2) способу отражения; 3) по  выполняемой ими функции (какие  потребности удовлетворяют).

Философия.    Изучает всеобщие, существенные закономерности, которым подчиняются природа, общество, человек и его мышление, Они  интересуют философию  в их   целостности и единстве (см. тему «Предмет философии, ее роль в культуре).

Религия.    Специфическое отражение мира через  разделение его на земной и потусторонний,  признание ведущей роли последнего. Религиозному сознанию характерно эмоционально-фантастическое отражение действительности, основанное на вере в сверхъестественное. Функции: компенсаторная (утешение); интегративная (объединение верующих); регулятивная (регулирует поведение верующих через  религиозные ценности, отправляемый культ); коммуникативная (осуществляется в совместной культовой деятельности); функция помощи.

Наука.   Предмет – природный, социальный, внутренний мир человека. Способ отражения  – отражение в понятиях, законах, теориях. Функции – познавательная, практически-действенная . (См. тему «Научное познание»).

Эстетическое  сознание и искусство.    Основное понятие «прекрасное» (противоположное  – «безобразное»). Отражается именно эта сторона мира. Искусство –  способ  освоения действительности в форме художественных образов. Функции – удовлетворение эстетических потребностей;  учит давать эстетические оценки; воспитание через эмоциональное  воздействие на человека;  коммуникативная, познавательная. Художественный образ  раскрывает общее в единичном. В  индивидуальном художник вскрывает  типическое (в науке  наоборот –  идут через познание единичного к  общему).

Мораль  и моральное сознание.   Мораль регулирует отношения между людьми, опираясь на общественное мнение, а  также на собственную совесть  человека. Нормы морали существовали у человека всегда, формируясь в  ходе его социализации, они менялись с развитием общества. В своей  идеологической части нравственность находит отражение в различных  этических учениях. Оценочные категории  морали: добро и зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Функции: охранять человека от того, что угрожает жизни, здоровью, безопасности, достоинству, благополучию людей.

Право и правосознание.   Право –  возведенная в закон воля господствующего  класса. В демократическом государстве  право должно в той или иной степени выражать интересы всех социальных групп. Возникает с возникновением классового общества и государства, чтобы регулировать отношения между  классами и др. социальными группами, между государствами. Складывается система юридических законов. Право  – та форма, в которой узаконивают  себя все другие отношения – экономические, семейные и т.д. Правосознание есть одна из форм цивилизованности. Правосознание  тесно связано с нравственным и политическим сознанием.

Политика  и политическое сознание.   Они  возникают с возникновением государства  как система управления. На уровне политической идеологии это система  взглядов на то, как должно быть организовано общество, его государственное устройство, какую политику следует осуществлять. В государстве могут быть группы с разной политической идеологией. Политическое сознание отражает политическое бытие.

 

49Понятие  культуры. Концепции культуры. Культура  как форма самореализации человека.

В переводе с латинского «культура» - возделывание (агрокультура как возделывание земли). Культура противопоставлялась природе, которую «пересоздает» человек. (Преобразованную природу часто  называют «второй природой»).

Культура  становится носителем определенных человеческих замыслов, смыслов и  это становится главным в понимании  культуры. Культуру делят на материальную и духовную. Однако предметы становятся предметами материальной культуры (артефактами), если в них воплощено (объективировано) духовное содержание. Т.е. культуры без  сознания, без духовного компонента не бывает.

Культура  может быть представлена в качестве системы объективаций – вещественных, знаковых (прежде всего это язык, как система материальных знаков), поведенческих. Отсюда, можно говорить о культуре поведения, культуре труда  и отдыха, культуре речи, о живописи, скульптуре, пении, разного рода дизайне  как явлениях культуры, если в них  воплощается, объективируется система  духовных (прежде всего, нравственных) ценностей.  Еще раз повторим, что главное при этом – духовное содержание этих объективаций.

Концепции культуры

 

   1. Деятельностная концепция культуры.

В этой концепции подчеркивается, что культура – это специфически человеческий способ деятельности (в том числе  и по отношению к природе; отсюда можно говорить об экологической  культуре). Что в человеческой деятельности специфически человеческого, отличающего  ее от деятельности животных? – то, что она регулируется надбиологической системой средств – ценностей¸ знаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"