Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

(мы  уже говорили о культуре поведения,  труда и т.п.)

   2. Семиотическая концепция культуры.

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В этой концепции культура представляется как система знаков. Прежде всего, имеется в виду язык как система материальных знаков.

Основной  функцией знаковых систем, а значит, и культуры, является передача сообщений  и выражение смыслов (в том  числе и смыслов, которые существуют в обществе по отношению к природе  – это одна из функций экологической  культуры).

Передаче  смыслов должны служить системы  образования, воспитания, СМИ, традиции и т.п. Все они и относятся  к сфере культуры.

Отсюда, одна из основных функций культуры – это трансляция смыслов.

3. Аксиологическая  концепция культуры (аксиология  – учение о ценностях).

В рамках этой концепции культура определяется как мир ценностей. Одно из главных  определений культуры: Культура –  это система ценностей. 

Система ценностей (культура) является итогом предшествующей деятельности человека и представляет собой сложную  иерархию значимых для конкретного  общества духовных и материальных образований (в том числе и экологических).

Осваивая  их, человек становится человеком. Отсюда, культуру определяют также как меру человеческого в человеке. И тогда  говорят о культуре личности, культуре общества (в том числе об экологической  культуре человека, общества).

Универсалии культуры

Универсалии культуры – это то, что есть в  любой культуре (национальной, религиозной  и т.п.). Это: язык, традиции, ценности, система символов, типичные связи (родственные, брачные отношения, ритуальные, обряды). В каждой культуре они разные, но в каждой культуре они есть.

Человек становится человеком, когда усваивает  и далее развивает все универсалии  культуры.

Культура  – это всегда характеристика взаимоотношений  людей и к предметам, созданным  людьми.

Экологическая культура – совокупность знаний, ценностных ориентаций (включая нравственно-эмоциональное  отношение к природе), а также  основанные на них умения и навыки взаимодействия с о средой обитания.

Источник  развития культуры – борьба ее внутренних противоречий, прежде всего между  традициями и новаторством.

Функции культуры

   1. Познавательная: достижения культуры  используются для дальнейшего  познания.

   2. Информативная: культура накапливает  и транслирует социальный опыт.

   3. Коммуникативная: культура позволяет  людям вступать в общение, служит  средой, условием общения.

   4. Нормативная: культура вырабатывает  нормы, ценности, с помощью которых  оценивает всё происходящее в  обществе («цензура культуры» по  Фрейду).

   5. Гуманистическая: воспитывает  человека.

   6. Социально организующая.

   7. Экологическая функция культуры.

Классическая  культура учила жизни, формулировала  идеалы, цели развития. Современная  массовая культура – это средство отвлечения от будней. Правда, говорят  и о наличии элитарной культуры, однако она представляет собой чаще всего просто игру ума, без определенного  смысла (не стремится к выработке  смыслов жизни человека и общества, т.е. нет устремления в будущее  – живи здесь и сейчас! Жить надо на поверхности, говорят постмодернисты).

Наше  время – это время наступления  бизнеса на природу и естественность. И это наступление стало чрезвычайно  агрессивным – идеалы модных лица и фигуры, одежды и косметики, пропорций  и объемов навязываются потребителям авторитетами в мире моды и красоты. Подчас они отражают личные пристрастия  кумиров, но часто базируются на интуитивном  постижении тайных желаний большинства (а люди рождаются прежде всего  биологическими существами и массовая культура взывает к этим нашим  особе6нностям…)

…бьюти-аддикция – новый вид психической зависимости… Бьюти-зависимость, юни-мания (против развития, против изменений – всегда быть молодым. Всегда одни и те же).

 

50 Культура  и цивилизация. Диалог культур  в современном мире.

-------------------------------------------------

Культура  возникает и развивается вместе с возникновением и развитием  человека и общества. Это – специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет  человека без культуры.

-------------------------------------------------

Цивилизация же развивается с переходом к  классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» - от латинского «гражданский», «государственный».

Вместе  с тем, понятие «цивилизация»  достаточно многозначно. Оно употребляется  в разных смыслах:

   1. часто отождествляют понятия  «культура» и «цивилизация»;

   2. используют понятие локальных  цивилизаций. Оно позволяет увидеть  у разных стран и народов  общее и особенное, сравнить  их, так у Монтескье, Гердера,  Тойнби, Данилевского цивилизация  – это пространственно-временные  группировки обществ, взятые в  аспекте культурно-идеологической (религиозной) близости. Так, у  П.Сорокина  - существуют восточная  и западная цивилизации (можно  сказать, что существуют восточная  и западная культуры). Также и  у С.Хантингтона, но он еще  выделяет и другие цивилизации  (культуры).

   3. сегодня говорят о формировании  всемирной цивилизации. (Этот процесс  сопровождается формированием массовой  культуры).

   4. цивилизацию часто понимают  как этап в развитии общества. Сначала было варварство (первобытность), а потом – цивилизация (можно  говорить о первобытной культуре, но не о первобытной цивилизации).

   5. у О.Шпенглера цивилизация –  это особая стадия в развитии  культуры. Он понимал культуру  по аналогии с биологическим  организмом. Как организм, культура  рождается, зреет и умирает.  Умирая, она превращается в цивилизацию. 

Цивилизация есть собственно социальная, а не природная  организация общества в целях  воспроизводства общественного  богатства. Ее появление связано  с разделением труда,  затем, дальнейшим развитием техники и технологии (это и было положено в основу деления общества на варварство и цивилизацию в цивилизационном подходе).

Итак:

-------------------------------------------------

Цивилизация – это социальная организация  общественной жизни на определенной экономической основе.

-------------------------------------------------

Культура  полагает целевые и ценностные установки  цивилизации.

-------------------------------------------------

Цивилизация  обеспечивает социально-организационные  и технологические средства функционирования и развития культуры

 

-------------------------------------------------

Культура  – это содержание общественной жизни.

-------------------------------------------------

Цивилизация – это форма организации общественной жизни.

-------------------------------------------------

Культура  вырабатывает систему ценностей  с целью гармонизации отношений  человека с миром. Она всегда направлена на человека, задает ему смысложизненные  ориентации.

-------------------------------------------------

Культура  – сфера свободной самореализации человека.

-------------------------------------------------

Цивилизация ищет формы осуществления гармоничных  отношений человека с миром. Цивилизация  – это нахождение способа приспособления к миру, создания благоприятных условий  для человека. …Нормы, образцы поведения…

Рамки, нормы, образцы цивилизованного  на данном отрезке времени поведения  когда-нибудь теряют свое значение, устаревают. Мгновения драматических смысловых  преображений никогда не теряют своей  культурной значимости. Остается неповторимый духовный опыт, встреча одного сознания с другим сознанием, взаимодействие индивидуального со стереотипами.

Источник  развития культуры – противоречия между традициями, устоявшимися нормами  и правилами и новаторством.

 

Основные  формы культуры

В большинстве  современных обществ культура существует в следующих основных формах:        

1)   высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая  музыка и литература, создаваемая  и потребляемая элитой;  

2)   народная культура - сказки, песни,  фольклор, мифы, традиции, обычаи;        

3)   массовая культура - культура, сложившаяся  с развитием средств массовой  информации, создаваемая для массы  и потребляемая массой.    

 

От  А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени  распространенности грамотности и  образования среди массы, а по степени образованности высшего  слоя населения.    

Массовая  культура - надстройка над базовой  культурой.

Существует  точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы  средств массовой информации лишь изучают  потребности масс и дают то, что  хотят массы. Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура  продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств  массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания  им своих ценностей и стандартов жизни.      

Иногда  используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение  между элитарной и массовой, являясь  элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя  культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много  подгрупп с различными культурными  ценностями и традициями. Система  норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся  выработать нормы и ценности, которые  противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может  вступить в конфликт с господствующей культурой.

 

Особенность социологического подхода к пониманию  культуры заключается в том, что  культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.

При самом  общем социологическом подходе  к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1)    культура представляет собой  общеразделяемую систему

ценностей, символов и значений;

2)    культура - это то, что постигает  человек в процессе своей

жизнедеятельности;

3)культура - это все то, что транслируется  от поколения к поколению.

Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему  социально приобретенных и транслируемых  от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

 

Можно говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном  мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать: 1) уровнь общеразделяемых  ценностей, принимаемых обществом  в целом и 2) уровень локальных  ценностей,  служащий основой деятельности различных социальных групп и  общностей, образующих субкультуры  данного общества.

 

Функции культуры в обществе, ее структура

Культура - социальный феномен и в своих  основных подсистемах (материальной и  духовной) выполняет следующие основные функции:

1)      созидание и преобразование окружающей  среды;

2)  созидание и преобразование самого  человека;

3)потребление:  от элементарного  жизнеобеспечения  до

эстетического наслаждения;

4)коммуникативно-нормативная  функция, благодаря которой

общество  существует как слаженная иерархия коллективов.

 

В основе каждой культуры лежат определенные ценности - разделяемые всеми убеждения  относительно целей, к которым следует  стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место  в культуре занимает язык, который  можно определить как систему  коммуникаций, использующих звуки и  символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение.

Духовная  культура включает в себя следующие  основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет  различные функции.

 

51 Философские  вопросы антропосоциогенеза.

Вопрос  о происхождении человека и общества неразрывно связан с вопросом о происхождении  сознания.

3 основные  концепции социоантропогенеза.

1. Религиозная  или креационистская концепция

Считает, что человек создан по образу Бога, а сознание – это искра божья. Поэтому уже от рождения в нас  присутствует некое «чистое сознание», могут быть врожденные идеи или ощущения.

2. Трудовая  или эволюционно-натуралистическая  теория социоантропогенеза

Большую роль в возникновении общества, человека и его сознания отводит  труду, сложной орудийной и коллективной деятельности.

Еще в 19 веке Ф.Энгельс в работе «Роль  труда в превращении обезьяны в человека» обобщил данные естествознания по этому вопросу. Он выделял биологические  и социальные предпосылки возникновения  человека и сознания.

А) биологические  предпосылки: прямохождение, освобождение руки, мясная пища, пользование огнем, стадный образ жизни, развитие гортани  и др.

 

Б) социальные предпосылки:

1) Труд  как совместная деятельность  людей по производству орудий  труда, а не простому использованию  подручных средств; передача орудий  и способов их изготовления  по наследству. Только человек  способен изготавливать орудия  с помощью других, ранее изготовленных  орудий. Процесс изготовления включает  в себя момент творчества как  создания нового (творческая активность  – специфически человеческая  черта).

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"