Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

Принципы  диалектики

Диалектику  от метафизики отличают два основных принципа:

1) принцип  всеобщей связи и взаимодействия. Он утверждает, что нет ничего  «самого по себе», вне связей  друг с другом. Связи бывают  единичные, общие, всеобщие; прямые  и обратные; непосредственные и  опосредованные; физические, химические, биологические и социальные и  т.д.  Можно говорить о многообразии  связей. Там, где есть связь, всегда есть и взаимосвязь и взаимодействие и, значит, изменение, движение и развитие.

2) принцип  движения и развития.  Он утверждает, что все находится в постоянном  изменении, движении, развитии.   Движение – это изменение вообще. Развитие - это движение от низшего  к высшему, от простого к  сложному. Развитие характеризуется  направленностью, необратимостью. Развитие  – это единство таких противоречивых  процессов, как прогресс и регресс.  Прогресс – это появление нового, ведущего к гармонизации  отношений  между элементами внутри системы  и, тем самым, к росту ее  устойчивости во внешней среде,  гибкости ее ответов на внешние  воздействия.  Регресс – это  изменения, ведущие к деградации  системы, снижению уровня ее  организации, внутренней нестабильности, неустойчивости во внешней среде.  Развитие представляет собой  единство процессов прогресса  и регресса (в отношении отдельных  сфер, традиций, если говорить про  общество, и т.п.) с преобладанием  прогрессивных изменений, поднимающих  систему в целом на новый  уровень развития.

Требования  диалектической логики:

1.   всесторонность рассмотрения предметов  и явлений, во всех их  связях  и взаимодействиях;

2.    рассматривать все в движении  и развитии ;

3.    во всех своих рассуждениях  исходить из связи теории и  практики.

Субъективная  диалектика – это диалектика нашего мышления. Она (как наше мышление, сознание) является отражением  бытия, которому присуща объективная диалектика.  Поэтому законы мышления должны в  основе своей совпадать с законами бытия.

Закон – это существенная, необходимая, общая связь явлений и предметов  мира.

 

28 Закон  единства и борьбы противоположностей.

Этот  закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?»  Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это  всегда саморазвитие.

Противоположностей  в мире бесконечно много и можно  говорить о принципе разнообразия мира.

Закон раскрывается через понятия: тождество (т.е. на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, соответствуют друг другу, хотя и не абсолютно), различие (по мере развития нарастает  различие между сторонами  предмета, они разные и развиваются  неодинаково), противоположности (различие сторон усиливается до противоположности), противоречия (отношения между противоположностями), конфликт (если противоре6чите вовремя  не разрешается, оно обостряется  и разрешается «взрывом», общим  скачком).

Этапы развития противоречия: 1) возникновение  и развитие противоречия (начиная  от тождества, через различия к состоянию  противоположностей сторон),  2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных  скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи  между элементами предмета).

Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних  условий его существования, как  вы это понимаете? (попробуйте разобрать  это на примере конфликта в  молодой семье, социального конфликта  в одной стране или на любом  другом примере).

 

29 Закон  взаимного перехода количественных  и качественных изменений.

МЕРА  – единство качественных и количественных сторон предмета

(нужное  нам качество связано с   определенным количеством и 

со  структурой предмета)

ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК –  изменение структуры.

К границам меры (т.е. к скачку) подводят количественные изменения

(нарушение  пропорций, сбалансированности и  т.п.)

Закон раскрывается через категории:

КАЧЕСТВО- это определенность предмета, совокупность его свойств.

КОЛИЧЕСТВО  – это степень выраженности качества.

МЕРА  – это границы, в которых изменение  количества не ведет качественным изменениям.

СКАЧОК  – это переход от одного качества к другому (количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно).

Предметы  многокачественны, но есть ведущее  качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через  свойства.  Приведите свои примеры.

Предметы  и явления всегда представляют собой  систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход  к новому качеству (скачок) –это изменение  связей между элементами системы (т.е. структуры). Это ведет к изменению  и самих элементов и, в итоге, к новому предмету (возникает новое  качество). Приведите примеры.

Формы скачков: 1) общие (или взрывные) –  когда ломается вся структура, все  связи системы;   2) частные (или  постепенные), когда рвутся отдельные  связи структуры.                                     Форма скачка зависит: а) от внутренней природы предмета и б) от внешних  условий.

 

30 Закон  отрицания отрицания.

Сущность  этого закона состоит в том, что  он отражает направленность и форму  развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»

Этот  закон раскрывается через понятия  «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».

Переход к новому связан  частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое  выступает как противоположность  старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в  старом. Поэтому Гегель говорил, что  необходимо второе отрицание, т.е. нужен  переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела, синтез (например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито  абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей;  взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и  погружается в суету мира, в  детали;  при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем  с себя опыт всей жизни, т.е.   синтетический  взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется  как двойное отрицание.

Понять  сущность предмета, направленность его  развития можно только как минимум  после двух отрицаний, ибо тогда  предмет достигает своей целостности.

ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего;  2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность  в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую  роль при этом играют и внешние  условия, хотя источником отрицания  старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит  как саморазвитие. Удержание  лучшего очень важно, ибо при  полном отрицании предмет уничтожится  и развития не будет (например, зерно  размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток  как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь  зерна продолжается). Внешние условия  могут способствовать развитию, а  могут ему препятствовать.

Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному  состоянию.

За  счет синтеза лучшего из старого  база для развития расширяется и  оно становится необратимым, а темпы  его убыстряются (расширяющаяся  спираль, а не круговорот).

Черты развития:  1. поступательность;  2. наличие относительных круговоротов;                  3. спиралевидный характер;  4. необратимость;   5. движение от низшего к высшему.

Метафизики  рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.

 

31 Категории  диалектики.

Категории – всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны.  Категории парные, выступают  как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким  образом, их связь можно назвать  законом.

ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

ЕДИНИЧНОЕ – категория, которая отражает отдельные  предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…

ОБЩЕЕ – категория, которая отражает связь  предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…

СУЩНОСТЬ  И ЯВЛЕНИЕ

Категория сущности отражает внутренние, главные  стороны предметов и явлений, связана с их качеством, природой.

Категория явления выражает то, что лежит  на поверхности, внешние связи. Явления  выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут  их черты.

ФОРМА  И  СОДЕРЖАНИЕ

Форма – это способ существования содержания. Бывает внешняя форма – это  способ внешнего проявления предмета, процесса (его конфигурация, объем, запах, цвет) и внутренняя форма –  это структура, способ организации  содержания, устойчивые связи между  элементами содержания. Форма отвечает на вопрос «как содержится».

Содержание  – совокупность элементов, единство свойств, процессов, связей, противоположностей предмета. Отвечает на вопрос «что содержится».

Ведущим в развитии является содержание. Так  считает материализм.

Отношения между формой и содержанием не однозначные. Одно содержание может  проявляться («категория» явление  близка  категории «форма») в разных формах, но не в любых, а в тех, которые соответствуют:  1) содержанию и 2) условиям.  Одна форма может  заключать разное содержание (так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений).

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Причина – категория, которая отражает то, что непосредственно обусловливает  и порождает нечто иное, что  называется  следствием.

Причина  возникновения и развития материальных явлений и предметов – взаимодействие элементов (причина существования  молекулы воды – взаимодействие кислорода  и водорода, причина существования  государства – появление и  противоречивое взаимодействие в обществе разных социальных групп, классов).

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

Необходимость – то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей, причин данного процесса и что при  наличии определенных условий произойдет обязательно, неизбежно.

Случайность – то, что не вытекает из внутренних закономерностей данного процесса, что обусловлено внешними явлениями, то, чего могло и не быть. Случайность  возникает при пересечении необходимостей. Пример: град – необходимость по отношению к сложившимся атмосферным  процессам; также и развитие растений необходимо, внутренне генетически  предопределено; но то, что град выпал  в данном месте и побил растения – случайное, внешнее явление  для растений.

Фатализм  – данный взгляд связан с преувеличением роли необходимости в жизни, с  отрицанием случайностей. Получается, что все в жизни предопределено, то есть действует некий рок, фатум, судьба. Человек просто не знает  судьбы, но она есть и что бы он не делал, он не может ничего изменить.

Волюнтаризм – данный взгляд связан с отрицанием необходимостей, закономерностей.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Возможность – категория, отражающая наличие  объективных тенденций развития в  предметах, явлениях  существующих в действительности. Основанием возможности  служат спорадически возникающие, неустойчивые связи, имеющие место в действительности. Они могут исчезнуть, а могут стать устойчивыми, необходимыми, т.е. новой действительностью.

Действительность  – объекты, явления, которые уже  существуют. Они включают в себя возможность новой действительности.

 Понятие  «вероятность» отражает большую  или меньшую степень превращения  возможности  в действительность.

Преувеличить  роль возможностей в нашей жизни  – это значит жить иллюзиями, принять  желаемое, возможное за действительность. Сами по себе,  т.е. без работы по преобразованию действительности, которая реально  существует, возможности в ней  заложенные, не превратятся в действительность. Преувеличить («обожествить») действительность, посчитать ее раз и навсегда данной, неизменной, идеальной значит не быть критичным, не замечать нарождающихся  возможностей, а они могут быть не только позитивными, но и негативными, несущими опасность.

32 Проблема  познаваемости мира.

Сам вопрос о познаваемости мира развивался по мере развития человека, его самосознания. С общественным разделением труда  развивается личностное самосознание. Осознание себя как личности, как  «Я», способствует соотнесению «Я»  и «не-Я», их сравнению,  познанию мира и себя. 

Теория  познания или гносеология включает вопросы о степени адекватности (соответствия) результатов познания, т.е. знаний, миру. Это вопрос об истине и ее критериях. Гносеология включает и вопросы об уровнях и формах познания, механизмах и закономерностях  познания, его целях и ценностях.

Познание  – это сложный процесс и  потому существует несколько определений  познания.

Познание  – это взаимодействие субъекта и  объекта. Познание – это социально  опосредованное, исторически развивающееся  отражение субъектом объективного мира.

Познание  – это активная творческая деятельность субъекта, направленная на изменение  объекта с целью раскрытия  его сущности.

Познание  – это диалектически противоречивый процесс, в результате которого мысль  человека об объекте все более  приближается к нему; это обогащение человека новым знанием.

Познание  – это деятельность сознания.

Познавательная  деятельность всегда связана с практической и оценочной деятельностью, влияет на них и сама от них зависит.

Когда мы говорим, что познали некий  предмет, явление, то, что это значит? В каком случае можно говорить о том, что мы их «знаем»?  Очевидно в том случае, когда мои знания соответствуют объекту, т.е. имеет  место совпадение знаний, как результата познания, и объекта. Гегель характеризовал вопрос о познаваемости мира как  вопрос о тождестве мышления и  бытия.

1) мир  развивается; 2) практика человека  конкретно-исторически ограничена, хотя и развивается; человек  смотрит на мир сквозь «призму»  конкретной культуры, к которой  принадлежит;          3) мышление и бытие хоть и  связаны, но разнокачественны  и полностью не совпадают; 4) не  совпадают такие стороны предметов  как сущность и явление, внешнее  и внутреннее и др.,

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"