Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

 Итак, развиваются 2 основные гносеологические  программы:

1. эмпиризм (эмпирио – опыт). Представители  Бэкон (1561-1626) ,   Гоббс (1588-1679), Локк 1632-1704) считают, что важнее  эмпирические методы – наблюдение, эксперимент. Локк: «Нет ничего  в разуме, чего бы не было  в чувствах». Разум, теоретические  методы важны, но без опыта,  опирающегося на органы чувств, они ничто. С эмпиризмом тесно  связан сформулированный Бэконом  индуктивный метод – от частного  к общему. Также этот метод  близок рассуждению Локка о  том, что человек рождается  как «чистая доска», и только  потом жизнь пишет на ней  свои письмена. Разум отражает  мир. 

Это материалистическая линия.

2.другой  метод – рационализм. Развивается  Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой. Декарт рассуждает так: опыт  может приводить к заблуждениям, чувства нас часто обманывают, чтобы в них разобраться, нужен  разум. В разуме от рождения  есть ясные идеи. Прежде всего,  ясно, что «человек мыслит» (Декарт: «Я мыслю, следовательно, я  существую»). По правилам дедукции  мы от общего идем к частному  с  помощью разума.

На  самом деле эмпирические и теоретические  методы, эксперимент и теория должны дополнять друг друга.

Вместе  с тем, в Англии 18 века развивается  агностицизм: Беркли, Юм. Они субъективные идеалисты. Считают, что наука невозможна. (Беркли: «мир есть комплекс моих ощущений». Юм: «я знаю свои ощущения, есть ли что-нибудь за ними, я не знаю».

В отношении  общества философам 17-18 веков был  характерен идеализм. Они верили в  силу разума, считали, что именно разум  – основа жизни общества и прогресса.

Гоббс  (1588-1679) считал, что все люди от рождения равны и свободны. Чтобы свобода  не привела к «войне всех против всех», необходимо договориться и отдать часть своих прав на свободу (свободу  самоуправления) в пользу государства. В итоге, государство создается  в результате общественного договора (это происходит в процессе выборов). Есть государство и есть гражданское  общество. Сторонниками идеи происхождения  государства в результате общественного  договора были также Руссо, Локк  и др.

Важной  и для сегодняшнего дня является идея Локка (1632-1704) о естественных неотчуждаемых  правах человека: право на жизнь, здоровье, свободу и собственность.

 

11 Основные  идеи философии XYIII в. (французские  материалисты, Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж.  Руссо, Д. Юм).

Идейной формой свободомыслия в Европе 18 века становится деизм, который утверждает, что после акта творения бог не вмешивается в природу. Значит, теперь к природе возможен материалистический подход и над «обезбоженной» природой возможен эксперимент Всем представителям эпохи Просвещения был характерен материалистический взгляд на природу  и идеалистический взгляд на общество.  Считали, что жизнь общества зависит  от человеческого сознания, т.е. в  обществе первично сознание, поэтому, чтобы жить лучше, людей надо просвещать. Отсюда и идея энциклопедии. Во Франции  в русле демократического просвещения  зарождается идея создания «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел». Основателями выступают  Д.Дидро (1713-1784) и Д’Аламбер  (1717-1783).

Французские материалитсты создают научную  картину мира, в которой нет  места богу. Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального  мира, свойством материи они рассматривали  движение. Мышление  и ощущение они  представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации.

Руссо (1712-1778)  считал, что все люди от рождения равны. Неравенство связывал с разделением труда и появлением частной собственности. Он выступал только против крупной частной собственности. Но отстаивал значение мелкой частной  собственности. Руссо выдвинул идею природосообразного воспитания. Естественным состоянием человека является природное состояние, которое было до разделения труда и появления частной собственности. Ребенка надо воспитывать на природе, в сельской местности, чтобы заложились правильные нравственные убеждения. Только потом можно отпускать его в общество. Общество портит человека, незакаленного нравственно. Был сторонником концепции договорного происхождения государства; деист.

 

12 Немецкая  классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах).

И. КАНТ (1724-1804 гг.)

Его творчество условно делят на два периода: докритический и критический. Сначала  он интересовался вопросами, связанными с естественными науками и  параллельно с Лапласом выдвинул, опираясь на механику И.Ньютона, гипотезу о происхождении Солнечной системы  из газо-пылевого облака благодаря  законам притяжения и отталкивания.  Здесь можно усмотреть элементы эволюционизма, диалектики и материализма, ибо допускается существование  мира независимо от человека.

Во  втором периоде своего творчества он занялся проблемами познания критически их рассмотрев. Его интересует проблема соотношения и познания «явлений»  и «вещей в себе», т.е. возможности  познания внешних проявлений и познания внутренних закономерностей, т.е. сущности предметов и явлений.

Кант  считал, что мир существует,  и  мы можем знать его внешние  проявления. Но проникнуть  в сущность вещей, явлений мы не можем, сущность, закономерности в принципе непознаваемы. Это – агностицизм. (На самом деле мы, конечно, много го не знаем, но считаем, что то, чего мы не знаем, в принципе может быть познано – это гносеологический оптимизм).

ГЕГЕЛЬ  Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.)

Объективный идеалист. Мировое развитие – это  развитие Духа (Абсолютной идеи). Дух  первичен и находится в состоянии  развития. Гегель разработал систему  идеалистической диалектики, ее законов  и категорий. По Гегелю,  развиваются  Дух и мышление, а природа, которую  отчуждает от себя Дух в процессе своего развития (как свое инобытие, свое иное), не развивается. Можно сделать  вывод, что его диалектика носила непоследовательный характер.

 Общество  проходит свои стадии развития (в истории реализуется Дух)  пока не достигает конечной  стадии и это – Прусская  монархия во времена которой  жил Гегель. И тут мы видим,  что развитие имеет конец.

ЛЮДВИГ  ФЕЙЕРБАХ  (1804-1872)

Главный интерес Фейербаха – критика  религии, а значит, и идеализма. По Фейербаху, не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию, наделив его  чертами, которые мы бы хотели видеть в людях.

Человек есть родовое (природное) существо. Он един в своей телесной и духовной сущности. В нем нет ничего сверхприродного. Даже социальное – это более высокая  ступень развития природы, а не новый  уровень организации материи. Ну, а раз нет движения от низшего  уровня к высшему, то это - метафизический подход, а не диалектический к происхождению  человека, общества и сознания (мышления). Итак, в человеке представлено и  духовное и телесное (материальное), поэтому предметом философии  должен стать человек, а философия  должна стать антропологией. Отсюда, философию Фейербаха характеризуют  как антропологический материализм.

Следует иметь в виду, что люди у него связаны лишь природными связями (любовь). Классовая, национальная и др. социальные характеристики человека значения не имеют. Подчеркивая любовь как основу отношений в обществе, он остается на позициях идеализма по отношению  к обществу.

 

13 Социально-экономические  и идейные предпосылки философии  марксизма. Социальная философия  марксизма.

Маркс Карл (1818-1883) определяет задачи: «Философы  лишь различным образом объясняли  мир, но дело заключается в том, чтобы  изменить его». Таким образом, Маркс  говорит, познание должно быть связано  с практикой. Практика – это источник, цель познание и критерий истинности наших знаний.

Главная часть философии марксизма –  это исторический материализм, в  его основе лежит идея материалистического  понимания истории. В обществе первичны материально-экономические отношения. Материальное производство определяет образ жизни, сущность людей и  идей той или другой эпохи и  их отношение к природе. История  – это естественно-исторический процесс, проходящий стадии развития –  общественно-экономические формации. Их пять: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и, как прогноз, - коммунизм. Нельзя перескакивать через  формации. Подлинная история начнется с эпохи коммунизма. Она будет  характеризоваться отсутствием  антагонистических противоречий между  людьми и по отношению к природе.  Характерным для перехода к коммунизму будет тенденция к обобществлению собственности, снятие отчуждения, вызванного частной собственностью на средства производства. Главным богатством будет  свободное время, необходимое для  всестороннего развития человека.

Энгельс Фридрих (1820-1895) разработал материалистическую диалектику природы, опираясь на данные науки того времени (закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, клеточную теорию).

В работе «Роль труда в превращении  обезьяны в человека» обобщил  данные антропологии о социоантропогенезе. Был сторонником трудовой теории происхождения человека и его  сознания.

 

14 Рационализм  и иррационализм. Иррационализм  XIX в. (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).

Шопенгауэр  Артур (1788-1860 гг.)

Шопенгауэра относят к такому течению как  «философия жизни» (также как и  Ницше, Бергсона, Дильтея, Шпенглера  и др.). Первична жизнь и только потом она распадается на материю  и сознание.

Наиболее  известное произведение «Мир как  воля и представление». Мы знаем  мир не таким, каков он есть, а  по нашим представлениям. В основе мира лежит воля к жизни, она находится  по ту сторону нашего представления. Все явления – результат объективации воли. Бессознательная слепая сила – воля к жизни бессмысленна, т.к. каждый обречен на старость, страдание, смерть. Есть один выход – погасить волю к жизни. В пример он ставил буддизм с его учением о  нирване как свободном стремлении к угашению жизни, выборе небытия. Итак, у Шопенгауэра есть два пути ухода  от бессмысленной воли к жизни:  1. уйти в себя, погружаясь в нирвану, отказаться от желаний;                     2. уйти в созерцание искусства.  Вечной красоты, где царит музыка.

Человек – проявление воли. Каждый есть то, что он есть в силу своей воли.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855) датский философ

Критиковал  науку за то, что она интересуется общим. Но мы все разные. Растворение  во всеобщем уничтожает человека как  личность. Кьеркегора же интересует существование (экзистенция) конкретного человека. Главное его произведение «Страх и трепет». Он описывает разбитое, бессмысленное бытие мира. Ответ  на него – страх и отчаяние. Поэтому  индивид должен отдаться на волю Бога (т.е. он – религиозный философ). Бог  – не предмет мысли, а предмет  переживания. Достойное христианина  существование характеризуется  фанатичной набожностью, страхом и  трепетом перед Богом, чувством вины перед ним, страданием, чувством одиночества, ужасом перед смертью и робкой надеждой на царство божие. Такова экзистенция (существование) человека. Уникальность Я и может сформироваться только в ситуациях неопределенности, напряженности.

Кьеркегор – основоположник экзистенциализма: экзистенция человека характеризуется  отчаянием, одиночеством, тоской и т.п.

НИЦШЕ Фридрих  (1844-1900 гг.)

Он  тоже рассуждает о воле, но у него мировая основа – не воля к жизни, а воля к власти.

Многие  говорят, что человек по природе  добр и это у него от Бога. Ницше  же говорит, что  «Бог умер! И мы его  убийцы!», теперь в мире господствует воля к власти (кто кого).

Это мы создали такой мир, в котором  добро проигрывает. Человек –  иррациональное существо, которое живет  инстинктами. Мир – это процесс, который ведет в «никуда»…

Слепая  воля к власти утверждает в мире власть сильных над слабыми. Это  и есть, по Ницше, естественный порядок  вещей.

Итак, Бога нет, нет  и никакого смысла в жизни. Жизнь человека лишена смысла и ему нужны иллюзии и обман. Но не всем людям. Существуют раса господ и раса рабов. Сильному не нужна мораль, ему позволено все. Это сверхчеловек. Иллюзии создаются для рабов. Таково христианство как религия  «истощенных». (Демократию называл  моралью стадных животных).

 Таким  образом, в своем мироощущении  он отражал назревавший кризис  в обществе (потом будет первая  мировая война, потом фашизм  как крайняя реакция на тот  же кризис).

 

15 Основные  направления русской философии  XIX-XX вв. Философия В. Соловьева,  Н. Бердяева.

В русской  философской мысли были представлены и материалистические, и идеалистические  взгляды.

А) Философские  воззрения  западников  и  славянофилов

Возникло  направление славянофильства. Представители  – А.С.Хомяков, И.В.Киреевский и др. Они настаивали на самобытности русской  культуры. Только она может осуществить  православный христианский идеал. Смысл  его – в соборности (А.Хомяков). Соборность – это сочетание единства и свободы многих личностей на основе их общей любви к Богу.  В политике им характерна идея триединства, т.е. сочетания самодержавия (монархия), православия и народности.

Славянофилы главной опорой развития считали  не государство, общину, ее нравственность, основанную на православии. А западники  – государство и право, но не отвергали  и роли общины и православья. Западники  и славянофилы во многом сближались на почве либеральной освободительной  программы и подготовили основу для реформы 1861 года об отмене крепостного  права.

Б) Философская  доктрина  всеединства   В.С.Соловьева

Первое  место в списке выдающихся имен конца 19 века занимает В.Соловьев с его  «философией всеединства». Он рассуждал, что множество созданий может  достигнуть полноты бытия только благодаря слиянию в одно целое  – один живой универсальный организм. Речь идет о человеке, обществе, природе, Боге.

Человек должен стать Богочеловеком по образу Христа (т.е. у него должны быть развиты  в единстве и телесность, и дух). Природа, будучи одухотворена, должна стать Богоматерией. Дело в том, что  и человек, и природа имеют  смысл только в единстве с Богом. Без него они ничто, их бы не было. С другой стороны, Бог без человека и природы – это всепоглощающее безразличие. Они нуждаются друг в друге. Отсюда и идея всеединства  – божественного и мирского.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"