Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

1. Философия как наука

Предмет философии

Философия – древнейшая система  знаний: 8 век до н.э. в древней  Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая  наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения  и науки. Они противоположны по таким  основаниям:

а) наука стремится к  однозначности, а мировоззрение  многозначно, ситуативно и исторично.

б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно  связано с ней и политикой.

Специфика философского знания

Специфика – отличительные  признаки данного объекта от другого.

1. Предметное самоопределение  в культуре человечества, относительно  точное обозначение и понимание  исследуемой сферы бытия. По  этому вопросу существуют разные  мнения. Стандартно:

Философия – мировоззренческая  наука о сущности, всеобщих качествах, законах формирования и развития бытия, его познания, отношениях человека к миру.

2. Дифференциация на систему  философских наук – относительно  самостоятельные области философии  – по предмету исследования.

ü Онтология – философская наука о бытии.

ü Гносеология (эпистемология) – теория познания.

ü Аксиология – философская наука о ценностях.

ü Этика – философская наука о морали и нравственности, т.е. о нормальном поведении на основе идеалов Добра, Гуманности и Справедливости. С середины 19 века сформировалась прикладная этика вне философии.

ü Эстетика – философская наука о сущности прекрасного и его модификаций и законов эстетического понимания бытия.

ü Логика – философская наука о законах, правилах и формах истинного мышления.

ü Социальная философия – философская наука об обществе.

ü Натурфилософия – философская наука о природе на основе логического рассуждения и аксиом природы.

ü История философии – философская наука о законах исторического развития философии.

ü Психология – философская наука о психике (душе) человека. С середины 19 века психология выделилась в самостоятельную науку.

ü Метафизика – философская наука о предельно общих сущностях, качествах бытия, принципах его познания и отношении человека к миру.

ü Философия науки и техники

ü Философия культуры

ü Философия права

ü Философия экономики

ü Философия образования

ü Философия антропологии и т.д.

3. Принадлежность к системе  знаний. Как знание, философия имеет  следующие признаки:

1) рациональность: логическая  точность понятий, суждений и  выводов, а также четкая последовательность  мышления, в котором выделяется  связь "цель → средство →  результат".

2) предельный уровень абстракции: философия достигает максимального  уровня в отвлечении от чувственной  наглядности исследуемого объекта.

3) теоретичность: отсутствие  опытной (экспериментальной) базы, утилитарности.

4) доказательность: любое  утверждение истинно или ложно.

5) универсальность: охват  всех уровней бытия, его познания  и оценки.

6) эвристичность: максимально содействует приросту новых знаний.

7) дуализм содержания: объединяет  признаки науки и мировоззрения.

4. Прогрессивное развитие  в истории культуры с 8 века  до н.э.

5. Плюрализм философской  системы знаний. Множественность  учений, теорий, школ, направлений и  типов.

Философское учение – это  система философии, созданная отдельным  мыслителем.

Философская школа – это  философская система, созданная  мыслителями, развивавшими идеи своего учителя.

Философская теория – это  философская система, которая логически  завершена, отличается четкостью определений, доказательностью и создается либо одним мыслителем, либо группой мыслителей.

Философское направление  – это философская система, которая  решает проблемы на основе сложившихся  традиций, в которых однозначно определенный принцип является организующим началом  разных философских учений. Напр., идеалистическое  и материалистическое направления.

Тип философии – это  система философии, основанная на национальных и культурно-исторических традициях  мышления данной эпохи.

Универсальные типы философии: восточный, западный, русский.

Исторические типы философии: Др. Индии, Др. Китая, античные и т.д.

 

2. Философия и мировоззрение

Мировоззрение (Мр) – [система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни]. Оно многоообразно, т.к. непосредственно применяется в динамике личной и общественной жизни людей.

Виды:

► Жизненно–практическое Мр – […], создающаяся в процессе индивидуального существования человека.

Его виды:

1) Пессимистическое Мр – […] с точки зрения последующего ухудшения, деструкции и роста негативизма. Различают два варианта пессимистического Мр:

а) все к худшему в  этом худшем из миров.

б) все к худшему в  этом лучшем из миров.

2) Оптимистическое Мр – […] с точки зрения улучшения, прогресса, позитивности:

а) все к лучшему в  этом лучшем из миров.

б) все к лучшему в  этом худшем из миров.

3) Реалистическое Мр – […] с учетом позитивных и негативных сторон индивидуального существования.

4) Эгоистическое Мр – […] с точки зрения личной выгоды без учетов интересов других

5) Альтруистическое Мр – […] с точки зрения пользы для других (даже в ущерб собственным интересам).

6) Прагматическое Мр – […] с точки зрения личной пользы с учетом интересов других.

Философия изучает эти  виды мировоззрения , но относится ко второму типу мировоззрения, т.к. ее знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с интересами государства:

► Общественно-историческое Мр – […], созданное специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью.

Общественно-историческое Мр используется для управления населением методом убеждения и для формирования культуры личности.

Виды:

1) Мифическое Мр – […] , основанная на особом почитании возможных состояний бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива.

Миф – форма объединения  людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства  не оспаривается.

Мифы существуют у каждого  из народов. Они становятся недостаточны по мере развития познания и практики.

В XX веке мифы составляют часть  художественной культуры человечества.

Миф преодолевается религиозным Мр.

2) Религиозное Мр – […], основанная на вере в реальное существование сверхестественных сил (силы) и организованном поклонении им в форме конфессий (официально установленный вариант вероисповедания).

Религиозное Мр основано на эмоциях страха и веры, оно позитивно для людей в целом, но недостаточно практически, т.к. жизнь людей и могущество государства зависят от науки, техники, производства и политики.

3) Научное Мр – […], основанное на практически проверенных и логически доказанных знаниях.

Его недостатки:

- Не учитывает ценностные  потребности людей, 

- Ограничивается возможностями  человека к усвоению больших  объемов информации.

4) Социальное Мр – […], основанное на обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства.

В рамках социального Мр возникает Идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. Социальное Мр ограничено субъективизмом социальных групп.

Все перечисленные четыре вида Мр имеют ограничения и мыслители пытаются создать универсальное Мр:

5) Философское Мр – […], основанное на обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное миропонимание.

Особенности философского Мр:

1. Максимальная степень  рационализации знания: в философии  знание представлено не эмоциями (вера и т.п.), а точными, логически  определенными понятиями, их смыслами, последовательностями рассуждений,  в которых четко выделенысредства, цели и результаты.

2. Логически доказанная по правилам и законам формальной логики – науки об организованном мышлении.

3. Практическая направленность:

- в систему управления  населением,

- в систему образования  для формирования требуемых обществу  качеств мышления населения,

- на формирование творческого  мышления специалистов.

4. Деление на два альтернативных  типа, которые взаимонесовместимы по исходным основаниям:

а) Материалистическое философское Мр (МФМ) – […], в котором доказывается первичность вещественно-энергетического бытия над идеальным.

б) ¬Идеалистическое философское Мр (ИФМ) – […], которое доказывает первичность идеального бытия над вещественно-энергетическим.

У каждого из этих типов  свои понятия и своя роль в культуре.

Основные понятия МФМ: материя, вещество, природа, причина, закон, сущность и т.д.

Теоретики МФМ: Демокрит, Гальбах, Гельвецкий, Лометри, Богданов, Чернышев, Энгельс, Маркс и др.

Роль МФМ в культуре:

1) Материальное – это  основа техногенной цивилизации,  т.е. общества, в котором приоритетны  наука, техника, производство, политика, свобода личности, демократия.

2) МФМ – теоретическая  основа естествознания (в том  числе и медицины), частично –  общественных наук, в первую очередь  – экономических и политических.

3) МФМ – теоретическая  основа принципа реализма в  мировой культуре и реалистического  Мр в целом.

Основные понятия ИФМ: дух, душа, высшее мировое сознание – в качестве универсальных, а остальные понятия интерпретируются с точки зрения основы идеализма. (Понятия "дух", "душа", "бог" также интерпретируются и в МФМ, но "со своей колокольни".)

Теоретики ИФМ: Пифагор, Платон, средневековые философы (напр., Фома Аквинский), Гегель и др.

Роль ИФМ:

1. ИФМ – теоретическая  основа ценностных форм культуры  – религия, мораль, искусство.  Впервые идеалы (высшие цели жизни: добро, красота, истина, гармония, гуманность, совершенство, бог как высшее совершенство) были определены в ИФМ.

2. ИФМ в восточной философии  – это основа традиционных  обществ, т.е. государств, в которых  приоритетны подавление личности, отсутствие демократии, господство  религии над наукой, отсталость  техники и производства. В Западной  Европе с 17 века начало развиваться  техногенное общество, в котором  ИФМ обеспечивал потребности  разума (рациональной организации  общественных процессов), однако  практика культуры западной цивилизации  материалистична.

3. ИФМ благодаря двусмысленности  используемых понятий способствует  развитию творческих способностей  человека к познанию неизведанного,  скрытого смысла бытия.

 

3. Философия и наука

Наука – это система  сознания и деятельности людей, организованная обществом для получения объективных  знаний о действительности. Наука  уникальна, т.к. дает максимальное практическое влияние на общество.

Философия имеет следующие  признаки науки:

1. Эссенциальность – направленность на познание истины, сущность законов.

2. Объективность - выражение  не субъективных мнений мыслителя,  но информации об общезначимом в исследуемом объекте.

3. Наличие понятийного  аппарата.

4. Формулировка законов  (напр., закон диалектики, закон соотношения  состояний бытия)

5. Практическая направленность  с учетом опосредованной связи  с производством и техникой  через мышление специалиста.

6. Соблюдение принципа  верификации и фальсификации  знания.

Верификация – это возможность  экспериментального чувственно-наглядного подтверждения философских теорий при проведении особых познавательных процедур.

Фальсификация – это возможность  теоретического опровержения любой  философской теории или любой  научной теории.

Однако, философия не является наукой в полном смысле этого понятия, т.к.:

1) в философии не проводятся  эксперименты, ибо они невозможны  и не нужны;

2) философия занимается  проблемами смысла жизни и  ценностей, которые абсолютно  исключаются из науки;

3) в философии существует  множество различных точек зрения  на одну и ту же проблему, которые могут быть логически  доказаны, но не решают проблемы; в науке же несколько гипотез  "работают" на одну истину;

4) отсутствие полной точности  используемых понятий (базовые  понятия определяются достаточно  точно, а новые понятия и  их смыслы вводятся мыслителями  и обосновываются в каждом  из философских учений и направлений);

5) философия связана с  идеологией и ценностными видами  культуры, а этим нарушается принцип  истины.

Значение философии для  науки

1. Философия разрабатывает  методы, общие для науки: диалектический, метафизический, систематический, индуктивный,  дедуктивный и др.

2. Философия определяет  понятия, которыми пользуются  науки, уточняя их (напр., понятия  "закон", "атом")

3. Философия определяет  предмет науки на начальной  стадии формирования её.

 

4. Проблемы философии

Проблемы философии –  это те познавательные и/или практические затруднения, которые необходимо преодолеть, чтобы развивался процесс деятельности. Они относятся ко всем сферам бытия.

Особенности философских  проблем

1. Делятся на группы  по предмету исследования:

ü Онтологические – [теоретические вопросы о сущности, качествах и законах функционирования и развития] бытия.

ü Гносеологические – […] познания.

ü Аксиологические – […] ценностных состояний бытия и ценностно-оценочных состояниях людей.

ü Теологические – теоретические вопросы о сущности и качествах бога и религиозного опыта или в его конфессиональных отношениях.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»