Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Субъект научного познания –  профессионально подготовленный человек, обладающий специальными научными знаниями. Объект научного познания – это исследование реальности, познание которой выходит за рамки исторически сложившейся практики, знание о которой находит применение в будущем. Цель научного познания – приращение научного знания. Средства научного познания – материальные объекты, включенные в научное познание (специальные инструменты, измерительные приборы и т.д.), правила методологического характера, специально созданный искусственный язык с четкими определениями терминов. Результат научного познания – истинные знания, отражающие существенные свойства изучаемых объектов.

Формами научного познания являются гипотеза, факт, закон, теория. Гипотеза – это предположение, которое либо подтверждается, либо опровергается. Теоретически гипотезы нередко противоречат непосредственному чувственному наблюдению, например, гелиоцентрическая система Коперника. Факт – это достоверная, объективная информация. Факт следует отличать от данных наблюдения. Во-первых, для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений и выделить в них повторяющееся, отбросив случайное. Во-вторых, для установления факта используютсяполученные ранее теоретические законы и положения. Закон – это существенное положение теории. Он отражает устойчивые, необходимые, общие связи изучаемых систем. Теория – форма организации научного знания, дающего целостное представление о закономерностях определенной области действительности. Это наиболее строгая и проверенная форма научных знаний. Функции теории – синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

Основные функции науки:

1. Познавательно-объяснительная. Заключается в том, чтобы познать  и объяснить, как устроен мир  и каковы законы его развития.

2. Мировоззренческаяпомогает  человеку не только объяснить  известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную  систему, рассмотреть явления  окружающего мира в их единстве  и многообразии, выработать свое  мировоззрение.

3. Прогностическая. Суть  состоит в том, чтобы предвидеть  последствия изменения окружающего  мира. Наука позволяет человеку  не только изменять окружающий  мир сообразно своим желаниям  и потребностям, но и прогнозировать  последствия таких изменений.  При помощи научных моделей  ученые могут показать возможные  опасные тенденции развития общества  и дать рекомендации по их  преодолению.

4. Производственная (катализатор развития) ускоряет процесс совершенствования производства.

5. Социальная сила. Наука  включена в процессы социального  развития и управления им при  взаимодействии гуманитарных и  технических наук (решение глобальных  проблем).

38.Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.

В структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический  уровни, которые между собой тесно  взаимодействуют. Эмпирический уровень  связан с выдвижением гипотезы и  ее подтверждением: ученый наблюдает  те или иные явления действительности, производит эксперименты, фиксируя полученную информацию. Впоследствии он обобщает увиденное, формулирует законы, призванные объяснять глубинные причины наблюдаемых явлений. Это и есть теоретический уровень научного исследования. В дальнейшем наличие работоспособной теории позволяет предсказать новые факты, акцентировать и интенсифицировать последующий научный поиск.

Наука представляет собой  сложную и многогранную сферу  человеч. деятельности, поэтому можно  выделить ее различные виды по разным основаниям. Осуществляя классификацию научных форм по их предметности, обычно разграничивают естествознание – занятое изучением живой и неживой природы (физика, химия, биология и т.п.), социально-гуманитарные науки – сфера их интересов связана с человеком и обществом (социология, политология, психология и т.п.) и технические – призванные развивать и теоретически осмысливать «искусственную природу», созданную человеком: различные машины, механизмы, электронные и другие приспособления.

Наиболее часто науки  классифицируются по их отношению к  практической деятельности, при этом обычно подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальная наука осуществляет изучение основополагающих законов окружающей природы и социума, человеческого сознания и мышления. Прикладная наука решает задачи технологического внедрения полученных знаний, постановки их на службу человеку.

Наиболее яркими примерами  фундамент.научного знания являются теоретич. физика, химия, математика и матем. логика, биология. К прикл. наукам относятся медицина, агрономия, бух.учет, навигация, военная стратегия и тактика, целый ряд других техн., экон. и тому подобных дисциплин. Хотя и  кажется, что именно прикл. знание непосредственно отвечает жизненным потребностям человека, и поэтому является более важным, но перспективы его развития непосредственно определяются уровнем, достигнутым фундамент.наукой, несмотря на ее абстрактно-теоретическую направленность.

Технич. прогресс не является самоцелью, он призван все более  полно удовлетворять потребности человека, имеет гуманистич. направленность. В условиях обострения глобальных проблем современности моральный критерий становится главным фактором научной деятельности, важнейшим показателем ее результативности.В наст.время ни одна биомедицинская программа, связанная с морфологией человека, не может начать реализацию, если она не прошла этической экспертизы.

Сегодня для всех очевидно, что наука как соц. институт нуждается  в постоянном квалифицир. контроле со стороны всего общества в целом. Цели, средства и методы любого исследования должны соответствовать нравств. критериям, иметь в виду не только стремление ученого к успеху, повышению своего научного престижа, но также интересы человечества в глобальном измерении. Процедура контроля должна носить открытый демократич. характер, выработать оптимальные

39. Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследоват. деятельности.

Методы эмпирического  уровня: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.

Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью  выявление существующих свойств  и отношений объекта познания. Наблюдение приобретает научное  значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с  наибольшей точностью и может  быть многократно повторено при  варьировании условий.

Эксперимент – это метод, с помощью которого объект или  воспроизводится искусственно, или  ставится в заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. Эксперимент - высшая форма эмпирич. исследования. Он нередко позволяет изучать сущностные характеристики явления. Важнейшие требование к эксперименту – чистота его проведения, для достижения которой исследуемый объект должен быть максимально изолирован от внешних влияний. Исследователь создает специальные, контролируемые условия, которые помогают восстанавливать ход явления. Но это не означает, что ученый произвольно творит свойство изучаемого предмета.

Эксперимент, как правило, не проводится без наблюдений и измерений, поэтому он должен отвечать их методическим требованиям.Научный эксперимент имеет классификацию:– реальный (работает с реальными объектами);– мысленный (формализованный, идеализированный);– компьютерный.

Измерение – метод, с помощью  которого получают количеств.информацию об объектах в соответствии с эталонными мерами. Простое наблюдение дает информацию о качеств.особенностях объекта, а измерение характеризует его количественную сторону. Его погрешность связана с приборами. Постулат о неизбежности погрешностей лежит в основе метрологии – науки об измерении. В соответствии с этим постулатом любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешности результатов.

В ходе наблюдений и экспериментов  осуществляется описание, протоколирование. Основное научное требование к описанию – его достоверность, точность воспроизведения  данных наблюдений и экспериментов. С помощью описания чувственная  информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную  для систематизации, классификации  и обобщения.

40. Теоретический уровень познания  и связанные с ним методы  и формы исследоват. деятельности.

Методы теоретического метода: идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод, математическая гипотеза.

Идеализация – мысленное  конструирование объектов, кот.в действительности не существуют, но широко используются в научном познании. Напр., абсолютно твердое тело, точка, линия и т.д.Суть идеализации: 1) лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств;2) наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными, гипотетическими, практически неосуществимыми свойствами.

С помощью ид-и исключаются  свойства и отношения объектов, кот.затемняют сущность изучаемого процесса. Использование идеальных объектов в научных исследованиях значительно упрощает сложные системы, что позволяет применять матем. методы исследования.Ид-я, как и всякий научный метод, имеет свои границы в познании. Относительность ее проявляется в том, что: 1) идеализир. представления могут уточняться, заменяться новыми; 2) каждая ид-я создается для решения опред. задач. Так, из физики Эйнштейна исключены ньютоновские ид-и «абсол. пространство» и «абсол. время».

Формализация – приписывание символам или их системам опред. значений. Формализованные языки отличаются строгостью, четкостью, а их выводы – доказательностью.Формализация позволяет строить знаковые модели объектов, а изучение реальных предметов и процессов заменять исследованием этих моделей. Эффективность формализации определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, насколько удачно схвачена его сущность.

Аксиоматический метод широко используется при построении теории математики, математической логики и иных математизированных науках.Суть метода: ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде теорем, законов.К аксиом.построенной системе знаний предъявляется ряд требований: непротиворечивости, полноты, независимости.Аксиом.построенная теория истинна, когда истинны как аксиомы, так и правила, по которым получены все остальные утверждения теории. В этом случае теория может верно отображать действительность.

Гипотетико-дедуктивный метод  – это метод научн. исследования, опирающийся на выведение следствий  из посылок, истинностные значения которых  неизвестны. Использование этого  метода подразделяется на три этапа: 1) выдвижение некоторой гипотезы; 2) выведение следствий из этой гипотезы; 3) проверка полученных следствий с  точки зрения их истинности или ложности.Наиболее трудный этап – выдвижение исходной гипотезы. Ориентиром выдвижения выступает решаемая проблема, а также ход развития научного знания.Если какие-либо следствия из гипотезы оказываются ложными, то исходная гипотеза отбрасывается или подвергается корректировке. Истинность следствия является необходимым, но недостаточным условием истинности соответствующих гипотез.При истинности следствий проверка истинности гипотезы может осуществляться: путем выведения гипотезы из других посылок, истинность которых уже установлена, или путем опровержения всех альтернативных гипотез, или путем опытной проверки на эмпирическом уровне познания.

Математическая гипотеза является видом гипотетико-дедуктивного метода. На первом этапе методом  математической гипотезы создается  математическое уравнение, представляющее модификацию ранее известных  и проверяемых соотношений. Следующие  этапы аналогичны этапам гипотетико-дедуктивного метода.

41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.

Метод – совокупность правил, приемов и операций практич. или  теоретич. освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – необх. условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство соц. контроля в рамках научного сообщества.История развития науки, свидетельствует о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования  методов работы.Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.

Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Она  стремится упорядочить, систематизировать  методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы  реализовать определенные научные  цели и, в конечном счете, получить новое  объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она  вовлекает в свою сферу множество  производных вопросов: что такое  знание, каковы критерии его отличия  от заблуждения,  какие формы развития и т.д.

Филос. содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Ф-я помогает определить правильное направление исследования, т.е. на уровне филос. методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых  справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных  научных дисциплин, составляют базовое  знание методов общенаучного характера.В XIX в. математические методы глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания и оказались необходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингвистика, история, социология, политология и др.).

Познавательные методы разделяют  на две группы: 1) общелогические –  присущие познанию в целом как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 2) приводящие к научному познанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"