Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Структура культуры включает в себя:1) деятельность по созданию ценностей;2) матер.и дух. ценности;3) саморазвитие человека, кот. происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Культура – это специфическая  человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в  индивидуальном опыте человека.

Особенности культуры:

1. Культура – это небиологич. деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеч. единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества.

2. Культура – мера развития  человечности. К. Маркс писал:  «Только в процессе усвоения  культуры естественные человеческие  свойства становятся собственно  человеческими».

3. Культура выполняет важнейшую  адаптационную функцию. Эта функция  возникла с первыми наскальными  рисунками, с первыми религиозными  обрядами.

4. Культура выполняет также  образоват., воспитательную, познавательную и регулирующие функции.

Среда культуры:1) Экономический  уровень.2) Социальная развитость.3) Уровень  политической организации общества, отражающий меру свободы индивида.4) Духовно-нравственная атмосфера общества.

Определения цивилизации:1) Синоним  культуры.2) Общество на определенной стадии развития.3) Уровень развития общества в целом.4) Совокупность технологических  достижений человечества.

Согласно теории Энгельса–Моргана можно выделить три этапа развития общества:1) дикость;2) варварство;3) цивилизация.

Этап цивилизации включает в себя:а) рабовладельческое общество; б) аграрно-феодальную цивилизацию;в) цивилизацию буржуазного типа.

В теории Освальда Шпенглера, кот.он изложил в своем знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своем развитии:1) этап восхождения, связ. с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры»; 2) этап нисхождения, связ. с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры.

Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития:1) рождение и детство;2) молодость и  зрелость;3) старость и закат.Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.

Структура цивилизации:1) технологический  базис;2) экономический базис;3) гражданское  общество;4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и  т.д.).

Этапы развития цивилизации  связаны с социотехнич. революциями:1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитич. революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он вкл. в себя первобытное, рабовладельч., феодальное общество.2) Промышл. революция XVIII в. и становление буржуазного общества привели к индустр. цивилизации.3) 40–50-е гг. XX в.

47. Этика, эстетика, религиоведение  как прикладные философские науки.

Традиционно этика изучает  мораль. Осмысливая эту проблему через  соотношение эгоизма и альтруизма, индивидуализма и коллективизма, марксизм, например, моральность связывал с  обществ.интересами. В качестве главных ценностей выступали альтруизм, коллективизм, а в отношениях между народами – интернационализм. За личным закрепился статус эгоистического. В результате сформировалась этика жертвенности, кот.обосновывала добро как необходимость приносить пользу обществу, служить обществ. прогрессу.

В совр. условиях на 1-й план выходит характеристика морали как особого способа духовно-практич. освоения мира и становления человека. Это требует иного понимания человека как морал. субъекта. Он не должен пониматься как послушный исполнитель воли общества. Принципиально иная трактовка соотношения личного и обществ.интереса позволяет и в личности увидеть источник развития общества.

Личный интерес в его  моральном смысле не противоречит общественному, а предполагает его как условие своей реализации. Личный интерес представляет собой постижение сознанием, чувствами необходимости реализовать свое родовое и индивид.начало как свободного, творчески деятельного существа.Сказанное означает потребность в реализации человеч. достоинства, а на языке этики – потребность в осуществлении себя как личности. С нравств. точки зрения личность характ-ся способностью свободно мыслить, анализировать, принимать решения, а, делая свободный выбор, действовать и нести ответственность за свою свободу.

Мораль призвана сформировать у человека потребность жить интересами собственной целостности и гармоничной организации общества. Это не значит, что когда-нибудь будет достигнута их окончательная гармония. Она выступает скорее как идеал, к которому мы стремимся.

С помощью морали создаются  три варианта целостности бытия: на личностном уровне, на уровне социума  и на уровне включения в природное  единство. Жить потребностью в этой триединой целостности и действовать  в данном направлении и есть духовность. Мораль как способ практически-духовного  освоения мира в изложенном контексте  и означает необходимость формирования для себя «трехмерного духовного  пространства» и действия сообразно  его требованиям.

Субъект морального творчества может получить заряд энергии  с помощью гениальных произведений искусства. Воздействие, вызванное вдохновением от их восприятия, позволяет соприкоснуться с «подлинным» и проникнуться стремлением к нему.  Это становится возможным, потому что искусство помогает «дозреть» и на эмоциональном, и на рациональном уровне той противоречивости нравственного бытия, которая имеет место в реальной практике человеческих отношений. И тогда противоречивость бытия замыкается на регулятивную идею личности, способной к внутренне свободному, полностью ответственному поступку.

Худож. творчество, архитект. и технич. дизайн явл. предметом изучения эстетики через категории стиля, эстетич. вкуса, прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического и др.

Религиоведение изучает  исторические особенности формирования дух.культуры человечества, разрабатывает картину современной дух. жизни с учетом ведущей роли мировых религий (христианства, ислама, буддизма), показывает правовые особенности деятельности религ. общин, отражает историч. роль конфессий в формировании идентичности. На территории РБ традиц. конфессиями являются православная и католическая. С их деятельностью связаны особенности архитектуры, образа жизни, национальных праздников.

48. Философское учение о ценностях.

Ценности отражают значимость кого-то или чего-то для отдельного человека или соц. группы, нации, человечества. На уровне общественного сознания ценности закрепляются в установках и оценках, императивах и табу, целях и проектах. На каждом этапе развития общества формируется своя иерархия ценностей, что выражается в ценностных ориентациях. Они воздействуют на мотивацию поступков, мировоззрение людей. Общечеловеч. ценностямиявляются: гуманизм, вера, любовь, справедливость. В европ. культуре значимую роль играют ценности индивид.свободы, соц. активности, трудовой этики; в белорусской – толерантность.

Отсутствие ценностей  или пренебрежение ими ведет  к бездуховности и социальному нигилизму. Нигилизм - полное или частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов.

Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно  воспроизводятся в соц. системе. Различия их выявляются в осмыслении обществом таких противоположных понятий, как «добро и зло», «война и мир», «истина и ложь». Присутствие нигилизма требует бережного отношения к ценностям культуры, ответственности перед обществом со стороны отдельного индивида, умения адаптироваться к инновациям.

Проблемы ценностей, их роли в жизни общества и каждого  человека изучаются ф-й в разделе «аксиология», который приобрел особую актуальность со второй половины ХIХ в. Важный вклад в становление соврем.аксиологии внес Кант и его последователи. В конце ХIХ в. ценности стали предметом рефлексии в работах представителей ф-и жизни (Ницше), ф-ой герменевтики, феноменологии. В ХХ ст. аксиология разрабатывалась как в общетеоретическом плане (марксистская аксиология), так и в прикладном, связанном с оптимизацией управленческих, производственных структур (теория человеческих отношений, теория бережливого производства и др.).

Усвоение ценностей отдельным  человеком называется социализацией  индивида. Процесс социализации осуществляется путем воспитания, самовоспитания, обучения. Он зависит от многих факторов – соц. среды, культурных оснований общества, особенностей характера и личных интересов человека. Определенную роль играют и биологические факторы – наследственность, состояние здоровья.

Ценности имеют биопсихологическую (натуралистический психологизм), идеальную (трансцендентализм), религиозную (персонализм), культурную (герменевтика), социальную (нормативную), экономическую (потребительскую, меновую) основу.

 

49. Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа).

Глобализация приобрела  устойчивый характер и основание. Ее экономические преимущества настолько  очевидны, что технократия стремится  максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и  информационному рынку.

Универсализация жизнедеятельности  человечества связывает культурно-исторические общности и актуализирует проблему идентичности, в первую очередь цивилизационной  идентичности, за которой скрывается фактор самодостаточности социокультурной  системы (геополитич., экономич., религиозно-духовной).

Имея необходимый арсенал  защитных средств и ресурсов, цивилизационная  общность культивирует свою идентичность.

Проблема цивилизационной  идентичности заключается в том, что ее устойчивость испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные с неоднозначной цивилизационной сродностью этнических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям.В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм.

Если цивилизация утрачивает идентичность, то в ней начинаются процессы распада, связанные с потерей  периферии. Ядро цивилизации также  может подвергнуться разрушению. Но это пока лишь одно из предположений, поскольку глобализация хронологически занимает небольшой исторический период, и его явно недостаточно для завершения определенных цивилизационных циклов. Пока в научной литературе выражаются лишь опасения по поводу вызванной  глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эпохой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон).

В структуре идентичности выделяются архетипы, менталитет, характер души народа.

Архетипы – это исторически  укоренившиеся в национальном сознании (коллективном бессознательном) образцы мировосприятия, оценки культуры, формы самовыражения и действия, берущие начало в древнейших периодах человечества с учетом локальных демографических процессов, наследования программ культуротворчества. Впервые архетипические структуры общественного сознания выделил и изучил Юнг.

Менталитет – это освоенное  и рационализированное нац. сознанием  архетипическое подсознание (коллективное бессознательное) в форме нац.мыщления, нац. литературы и изобраз. искусства, кино, телевидения, радио, музыки, хореографии, архитектуры, политической элиты. Термин введен французскими учеными.

Характер души народа –  это перепутанность благородных, патриотических порывов ради Родины и вредных  привычек, подрывающих физические силы народа (пьянство, наркомания, загулы). Большую роль в обуздании темных проявлений  характера народа играет религия, стремящаяся к установлению предпосылок для концентрации характера  народа на достойных его предков  делах.

50. Социокультурная динамика, ее направленность  и содержание.

Техногенная реальность актуализировалась  в ХVІ в. в форме западно-европейской  техногенной цивилизации, основанной на приоритетах научно-технич. развития.Новая реальность стала предметом изучения ф-и. Результаты филос. исследований представлены формационной, веберовской, цивилизационной, технодетерминистской, пассионарной, коммуникативной концепциями.

Формационная концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) рассматривает научно-технический  процесс, цивилизационную динамику в тесной увязке с критериями социальной справедливости.

Веберовская концепция (Вебер) рассматривает научно-технический прогресс в контексте религиозно-культурных традиций экономического прагматизма (как пример – протестантская этика труда).

Цивилизационная концепция (Данилевский, Н. Бердяев) рассматривает  техногенную динамику как живую  систему с присущими ее элементам  признаками рождения, вызревания, гибели, конкуренции. Аспект конкуренции доминирует в работах конца ХХ – начала ХХІ вв. Техногенные цивилизации характеризуются индустриальным, постиндустриальным, информационным уровнями развития.

Технодетерминистская концепция (Ростоу, Белл) акцентирована на технике как самодостаточной сущности, имеющей определяющее влияние на все аспекты жизнедеятельности человечества. Подобное представление обозначается как технократизм. Однако эта позиция вызывает критику, поскольку техника двойственна и в ней по отношению к человеку содержатся как конструктивные, так и деструктивные факторы.

Пассионарная концепция (Гумилев) обогащает техногенную динамику синергетич. процессами демографич. взрывов, влиянием космических факторов на земной миропорядок.

Коммуникативная концепция (Хайдеггер, Бахтин) проводит идею информатизации техногенной реальности, соответствующей  ее трансформации в глобализирующиеся пространства диалога, текста, нарратива, дискурса.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"