Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

42. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.

В целях рационализации научно-техн. исследований, придания им целевого характера  и сформирована система инновац. деятельности, включающая:стратегич. маркетинг; научно-исследоват. и опытно-конструктор. разработки;организац.-технологич. составляющую (технопарки);инновац. производство.

Стратегический маркетинг  заключается в изучении динамики рынка в области потребностей, роста цен (включая на энергоносители), экологических требований, требований безопасности.

Основными задачами НИОКР  являются:новые знания и новые области их применения;теоретич. и эксперимент.проверка возможности материализации знаний в сфере производства;практич. реализация новшеств.

НИОКР предполагает:фундаментальные исследования (теоретические и поисковые);прикладные исследования;опытно-конструкторские работы;опытные и экспериментальные работы.

ОКР – завершающая стадия НИОКР, это переход от лаборатор. условий и эксперимент. производства к промышл. производству. Под разработками понимаются систематич. работы, кот.основаны на существующих знаниях, полученных в результате НИР. Разработки переводятся в форму инновац. проектов.

Инновац. проект – это  комплект технич., организац.-плановой и расчетно-финансовой документации, кот. проходит соответствующую экспертизу.Сами по себе инновац. проекты могут быть не востребованы. Необходимы инновац. структуры. Они оформились в виде технопарков, технополисов, центров высоких технологий.Основными задачами этих структур являются: - формирование условий, благоприятных для развития инновац. деятельности; - создание и развитие малых инновац. фирм; - селекция и поддержка перспективных научных проектов; - успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технич. разработок; - сервисное обслуживание; - качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследователей; - обучение студентов; - решение регион.проблем, связанных с переориентацией экономики с материало- и энергоемких на развитие наукоемких отраслей; - создание предпосылок для эффективного обмена наукоемкой продукцией на мировом рынке.

Технопарки решают важнейшие  проблемы регион.развития – дают новые  рабочие места, способствуют структурной  перестройке и переходу традиц. производств  на новые технологии.Исследоват. парки занимаются обеспечением создания условий для эффект.проведения научных разработок.Технологич. – способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансфер технологий, коммерциализацию результатов научно-технич. разработок.

Технопарки выполняют  следующие функции: бизнес-планирование; маркетинг; аудит; юридич., хоз.-правовое, налоговое консультирование; кредитные услуги; консультации по ВЭД; помощь в получении правительств. заказов; поиск инвесторов; помощь в организации производства; решение технич. вопросов; освоение технологий; страхование имущества, инвестиций, перестрахование; введение информац. баз данных; подготовка и обучение кадров; издательская деятельность; организация выставок; хозяйственно-бытовые услуги.

Инновац. структура РБ включает в себя: республ. центр трансфера  технологий, свободные эконом.зоны, технопарки РБ, организация инновац. деятельности в ВУЗах, бел.инновац. фонд, информ. обеспечение инновац. деятельности.

Технопарки РБ: научно-технологическая  ассоциация "Инфопарк", парк высоких  технологий, технологич. парк «Политехник», технологич. парк «Могилев». В БНТУ успешно функционирует технопарк  «Метолит».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Общество как область изучения  социальной философии.

Несомненно, общество – это  системное образование, выделившееся из природы. Значимости природного начала в социальности философы уделяли  большое внимание. Сравнивали общество с организмом, не считая, однако, их тождественными, многие мыслители (Платон, Гоббс, Спенсер). Была и крайняя точка зрения в этом отношении, которой придерживалась органическая школа в социологии, имевшая место в конце XIX – начале XX вв. (Шеффле, Бормс и др.). Ее представители пытались объяснить общество как организм биологическими закономерностями: роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство и т.п.

Некоторые придерживались антропологического принципа, рассматривая человека и  общество как часть природы (Спиноза, Дидро, Гольбах). Оправдан такой вариант  социальности, считали они, который  соответствует подлинной, высокой, неизменной природе человека. Другие рассматривали общество как результат  соглашения индивидов (теория общественного  договора – Ж.-Ж. Руссо и др.). Согласно теории соц. действия (Вебер) отношения  между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Структурно-функцион. анализ (Спенсер, Парсонс) сосредоточил свое внимание на изучении отношений между классом структур и классом функций, необх. для стабильного существования общества как системы. А постмодернизм (Барт, Делез и др.), настаивая на радикальной плюральности человеч. жизни, вообще исключает из поля своего пристального внимания понятие общества.

Благодаря К. Марксу в XX в. широкое  распространение получил деятельностный подход в объяснении социальности, согласно которому в 1-ю очередь трудовая деятельность по производству матер.благ создает каркас общества. Сегодня акценты смещаются на жизнетворчество, где, в отличие от Маркса, на первом плане не большие соц. группы, а индивид как субъект соц. связей. С этих позиций «новая общественность» понимается как результат коммуникации свободных и равных индивидов по установлению норм, правил своего существования.

Возникновение общности между  индивидами предполагает наличие сходства между ними, открытости, совместимости, взаимодействия их жизнедеятельности. Задача, стоящая перед общественностью, в том, чтобы создавать постоянно  устойчивые многообразные связи, автономные объединения, способные действовать организованно, сплоченно, осознанно.

Таким образом, важнейшая  проблема соц.ф-и – выяснить условия единства, целостности общества, его смысла. Такая постановка задачи в корне отличает соц.ф-ю от других соц. наук, которых в современных условиях великое множество: социология, политология, демография и т.д. Соц. ф-я призвана также выяснить, при каких условиях возможен наиболее плодотворный вариант взаимодействия личности и общества.

Очень важной является проблема закономерностей функционирования и развития общества. Решая эту  задачу, соц. ф-я заявляет о себе как  о научной области знания. Для  этого потребовался подлинный переворот  в научном мышлении, который завершился в XX в.Значимый вклад в этот процесс внесли идеи Маркса, в которых утверждалось, что наука об обществе возможна наподобие наук о природе, хотя общество и обладает опред. спецификой: здесь интересы прокладывают себе дорогу через интересы, сознание, деятельность отдельных людей.Трудно не согласиться с известным высказыванием Маркса, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

В совр. условиях подчеркивается важность гражд. общества – такого соц. объединения, кот.ставит своей задачей гарантию прав и свобод личности на основе равенства всех перед законом (идея прав. государства).

Соц. ф-я не только выявляет и объясняет специфические срезы  своего предмета, но и занимается поиском  наиболее эффективных методов познания.

44. Экономические, политические, духовные  отношения в обществе.

Экономич. отношения в обществе функционируют на уровне производств., маркетинг., юридич. структур. Они отражают обществ.разделение труда и явл. базовыми по отношению к политич. и духовн. отношениям.

Политика – это функционирование в равной мере и политич. мысли, и  волеизъявления тех или других классов  и социальных групп общества. Это  сфера деятельности, связанная с  отношениями между классами, нациями, государствами и другими большими соц. группами. Т.к. объектом больших  соц. групп общества является эконом., соц. и политич. власть, то экон.е интересы больше и чаще других выступают соц. причиной политич. действий.

Осуществление политич. деятельности немыслимо без наличия опред. системы политич. власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями  политич. власти. Сюда входят гос. аппарат, полит.партии, профсоюзы, различные обществ. организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политич. организацию). Все это механизм, с помощью которого осуществляется политич. власть в обществе.

Политич. власть реализуется  для достижения опред. целей:1) согласование соц. процессов, удовлетворение интересов  людей, соц. групп в процессе соц. производства;2) поддержание устойчивого функционирования и развития соц. системы;3) придание соц. отношениям опред. направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;4) осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Эффективность власти связана  с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна.Легитимность – это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности полит.власти, данная М. Вебером. Т.о., возможны три вида власти: традиционная, харизматическая и рационально-легальная.

Традиц. власть опирается  на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществл. такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизм. власть основ.на личности вождя, кот. приписываются сверхъестеств. способности. В своей деят-сти харизм. лидер опирается не на традиции или законы, а на собств. предчувствие, энергию, ясновидение.

Легальная власть возникает  на том этапе истор. развития, когда в обществе сложились опред. нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Легальный тип власти характ-ся след.признаками: наличием права, регулирующего все сферы обществ. жизни; формированием соц. управления как процесса применения права; существованием бюрократии как субъекта управления; наличием элиты как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом; подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания  их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Духовные отношения сконцентрированы на вопросах души, духа, веры, жизни  после смерти, спасения души, милосердия, бескорыстного служения Богу и людям, любви. Они могут осуществляться в религиозной и светской формах. Индивидуальная душа ищет в духовности успокоение и уверенность в правильности избранного праведного пути. Она стремится к традициям народа и определенной религиозной конфессии.

Душа народа формируется  тысячелетиями и включает этнофольклорную, патриотическую, моральную основу.

45. Матер.производство и производственно-технологич. отношения. Экономическая философия.

Материальное производство структурно состоит из производительных сил общества и производственных отношений.

Производительные силы общества включают человеческий, инструментально-технический, природно-ресурсный, товарно-потребительский  факторы.

Человеческий фактор представляют менеджеры, инженеры, технические специалисты, маркетологи, специалисты в области логистики, программирования, рабочие.

Инструментально-технический  фактор актуализирован промышленной революцией в Англии (ХVIII в.) и характеризуется изобретением и активным использованием машин в технологических процессах, поскольку техника способствует росту производительности труда, повышает качество изделий, позволяет регулировать объемы производства.

Природно-ресурсный фактор обозначает актуальность материальной составляющей в производственных процессах (нефть, газ, руды, уголь, строительное сырье).

Товарно-потребительский  фактор акцентирован на рыночных функциях производственных изделий. Для производителя (человеческого фактора) в условиях насыщенного артефактами мирового рынка важно владеть навыками обратной связи с потребителями. Реализация продукции стала важнейшей  задачей производительных сил общества. Для ее решения используется потенциал  производственных отношений (юридических, технологических, психологических). Если производственные отношения не соответствуют  требованиям производительных сил, то они модернизируются.

Философия экономики —  рассмотрение философских оснований  экономической науки. Включает в  себя философию хозяйства, собственности, товара и денег, экономической политики, принципов распределения, потребительского выбора в обществе, экономической  природы бюрократии, а также хозяйственную  этику. Исследуется культурная ценность экономических факторов и связи  между экономическими теориями и  мировоззрением людей в определённые эпохи.Философия экономики фокусируется на таких проблемах, как проблема «стоимости — цены».

46. Культура и цивилизация.

Культура в широком  смысле слова – это исторически  определ. уровень развития общества, творч. сил и способностей человека, выраж. в типах и формах организации жизни и деят-сти людей, а также в созданных ими матер.и дух. ценностях.Культура в узком смысле слова – это сфера дух.жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики опред.Истор. эпохи, конкр. общества, нации, специф. формы деят-сти.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"