Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Если ф-я, как отмечалось, – это любовь к мудрости, а  любовь понимается как страстное, эмоциональное  состояние погруженности во внутренний мир другой личности, то такая ф-я  есть, во-первых, интуитивное, во-вторых, синтетичное знание этой личности (а  не ее формальное расчленение на «субъект»  и «объект»), в-третьих, метафоричное постижение ее душевно-духовной глубины (Н. Бердяев). Телом и его органами чувств мы воспринимаем мир физический. Этот мир изучает наука и технология. Душа, как показано выше, это личностное, сверхчувственное знание и переживание, образующее мир «вне-эмпирический», или «метафизический». Его изучают ф-я и психология, но изучают не теоретическим, а духовным сознанием, а именно: любовью, влечениями сердца, интуитивным разумом.

29. Философские проблемы анализа сознания.

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Их интересовало происхождение, сущность, специфика  сознания, его отношение к материальному  миру. Сознание – чрезвычайно сложный, таинственный феномен. Оно является предметом изучения психологии, антропологии, логики, социологии, кибернетики, информатики. Сознание – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Сознание – это свойственная лишь человеку высшая форма отражения действительности, возникшая в процессе его общественно-исторического развития и проявляющаяся в целесообразной творческой деятельности, направленной на преобразование мира и совершенствование себя.

Философский анализ проблемы сознания осуществляется с традиционных философских традиций: материализм, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая  трактовки.

Материализм исходит из того, что сознание – это высшая форма  отражения. Сознание развивается из всеобщего свойства материи –  свойства отражения. Отражение –  способность тел, явлений в процессе их взаимодействия изменять свое состояние  и сохранять полученную информацию в зависимости от их внутренней природы  и условий, в которых это взаимодействие осуществляется. Информация – одна из важнейших характеристик процесса отражения. Понятие информация трактуется по-разному: сообщение, сведение о чем-либо, «мера организации», «закодированное  сообщение» и т.д.

Исторически первой формой биологич. отражения является раздражимость  – способность живого организма  избирательно реагировать на внешние  воздействия.Простейшим психич. процессом, отражающим в форме образов отдельные внешние свойства предметов и явлений матер. мира, являются ощущения (зрит., слух., обонят., вкус., тактильные, и т.д.). Но в окруж. действительности предметы и явления обладают целым комплексом внешних свойств. Для адекватного их отражения возникла более высокая форма отражения – восприятие. На основе ощущений и восприятий появилась более высокая форма психич. отражения – представление – чувственно наглядный образ объектов, которые некогда действовали на субъект, вызывали в нем ощущения и восприятия, но в данный момент не действуют.Психической формой отражения являются и эмоции (переживания, волнения). Эмоции отражают отношение субъекта к объекту, имеющему значение для удовлетворения его потребностей.С появлением человека, развитием соц. связей происходит дальнейшее совершенствование мозга и возникает опосредованная форма отражения – мышление, проявляющееся в умении воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии. Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. И высшей формой отражения является сознание, для которого характерны абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, наличие языка.

Объективно-идеалистический  концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы  материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает  как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного  индивида) как первичное по отношению  к чувственному миру и противоположное  ему. Крайняя форма субъективного  идеализма – солипсизм - базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир –  комплекс моих ощущений». Сознание, с  точки зрения солипсистов, - это единственно  достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте).

30. Сознание и искусственный интеллект.

В ХХ в. стала реальной и  необходимой техника, используемая в управленческой функции, способная  взять на себя функции человеческого  мышления, способная стать естественным продолжением важнейших функций  мозга.Искусственный интеллект — наука и технология создания интеллект.машин, особенно интеллект. компьютерных программ. ИИ связан с задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта.

Можно выделить две основные линии работ по  ИИ.  Первая  связана с совершенствованием  самих машин,  с   повышением"интеллектуальности"  искусственных  систем.  Вторая   связана   с   задачейоптимизации  совместной  работы  "искусственного  интеллекта"  и  собственноинтеллект.возможностей человека.

Системы искусственного интеллекта, используя заложенные в них правила  переработки информации, вырабатывают схемы целесообразных действий на основе анализа моделей, хранящихся в их памяти. Способность перестройки  этих моделей, т.е. к самообучению, является признаком эволюции этих систем. Ключевая роль в разработке программ принадлежит  программистам.

ЭВМ работает сразу в режиме нескольких законов – физического (электродинамики), информационных (преобразования информации), технических (морального и физического старения). В рамках информационного закона решаются задачи:– создания устройств, выполняющих большое число логических операций с высоким быстродействием;– разработки проблемно-ориентированных языков для использования ЭВМ;– построения имитационных моделей жесткого или нежесткого решения постановленной задачи.

Техническая кибернетика, в  отличие от теоретической кибернетики, занята проблемами автоматизации технологических процессов, управлением сложными техническими комплексами, разработкой автоматизированных систем технологического и административного управления, и т.д. Технические возможности кибернетики значительно увеличатся с применением нанотехнологий.

Т.о., ИИ – это техническая  система, которая решает задачи и  способна к самообучению на основе трансформации матем. моделей, имитирующих  реальность. Под матем. моделированием следует понимать описание в виде уравнений и неравенств реальных процессов (физич., химич., технологич., биологич. и др.).

Наука «о создании искусственного разума» не могла не привлечь внимание философов. С появлением первых интеллектуальных систем были затронуты фундаментальные  вопросы о человеке и знании, а  отчасти о мироустройстве.Филос. проблемы создания ИИ можно разделить на две группы, условно говоря, «до и после разработки ИИ». Первая группа отвечает на вопрос: «Что такое ИИ, возможно ли его создание, и, если возможно, то как это сделать?» Вторая группа (этика ИИ) задаётся вопросом: «Каковы последствия создания ИИ для человечества?»

31. Виртуальная реальность и искусственный интеллект.

Термин «виртуальная реальность»  был впервые употреблен в Массачусетском технологическом институте в  конце 70-х гг. ХХ в. В середине 80-х гг. этого же века Леньер наладил производство интерактивных компьютеров с головными шлемами, позволяющими пользователю погружаться в виртуальные миры с максимальным спектром ощущений. Эти компьютеры были интегрированы в комплексные мультимедиа-операционные среды и создали основу для человеко-машинного континуума.

Можно определитьВР как явление, связанное с деятельностью сознания человека.

ВР существует, пока действует  порождающая реальность. Субъект, находящийся  в ВР, непосредственно не ощущает промежуточных звеньев. При этом он видит все виртуально происходящее со своей точки зрения. Главным участником событий всегда является он сам.

ВР обладает свойствами:–  порожденности (продуцируется активностью  какой-либо другой реальности, внешней  по отношению к ней);– актуальности (существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая  реальность);– автономности (имеет  свое время, пространство и существование);–  интерактивности (может взаимодействовать  со всеми другими реальностями, в  том числе и порождающей).

Электронная ВР:–обоснована стремлением человека создавать альтернативный мир;– проявляется преимущественно знаково;– широка по силе воздействия;– может менять сознание субъекта (обратная связь).

ВР – это благодатная  основа для реализации компьютерного  моделирования в динамике, что  позволяет проследить технические  характеристики чего-либо в условиях динамической среды, максимально приближенных к реальным, 1) например, условия боя, бездорожья для транспортной техники, 2) решение ландшафтных задач строительства гидрообъектов, микрорайонов и т.д.

В ХХ в. стала реальной и  необходимой техника, используемая в управленческой функции, способная  взять на себя функции человеческого  мышления, способная стать естественным продолжением важнейших функций  мозга. Искусственный интеллект  — наука и технология создания интеллект.машин, особенно интеллект. компьютерных программ. ИИ связан с задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта.

Можно выделить две основные линии работ по  ИИ.  Первая  связана  с  совершенствованием  самих  машин,  с   повышением "интеллектуальности"  искусственных  систем.  Вторая   связана   с   задачей оптимизации  совместной  работы  "искусственного  интеллекта"  и  собственно интеллект.возможностей человека.

ИИ – это техническая  система, которая решает задачи и  способна к самообучению на основе транс-формации матем. моделей, имитирующих реальность. Под матем. моделированием следует понимать описание в виде уравнений и неравенств реальных процессов (физич., химич., технологич., биологич. и др.).

32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.

Индивидуальное сознание – это живое сознание отдельного человека. Оно формируется под  влиянием его собственной жизненной  ситуации в мире. На ее основе складывается личностный опыт, который корректируется под влиянием образования, воспитания, общения с другими людьми, усвоения социальных ценностей, погружения в  мир культуры, мир природы. На него влияют также природные задатки  каждого отдельного человека, его  характер, его вкусы и т.д.

ИС – это неповторимый духовный мир, который включает в  себя знания, взгляды, интересы, чувства, переживания и т.д., которые также  могут объединять его с другими  людьми. В каком-то отношении ИС может  проигрывать по сравнению с общественным, выражая ближайшие, повседневные интересы.Оно может недотягиваться до той полноты охваты социального опыта, который там имеется. Но временами оно может бросить вызов консервативным установкам общества, обеспечивая прорыв к более высоким уровням осмысления реальности, обогащая тем самым общественное сознание.

Общественное сознание –  это предмет работы сознания многих поколений людей, который сохранился благодаря общественному признанию  и приобрел статус общезначимой ценности. Поэтому для общества очень важно  умение своевременно заметить, по достоинству  оценить такие завоевания индивидуального  сознания, сохранить и развить  их. Процесс социализации новаторских идей чреват и опасностями, связанными с тем, что общество может быть еще не готово к адекватному пониманию оригинальных идей.

С другой стороны, какими бы авторитетными ни были определенные идеи, личность должна их подвергать самостоятельной  критической проверке, чтобы не быть заложником идеологических спекуляций. Для этого очень важна возможность  и способность получать и самостоятельно анализировать достоверную информацию. Взаимодействуя, индивидуальное и общественное сознание обогащают друг друга.

В ОС выделяют обыденный и  теоретический уровни сознания. Обыденное  сознание отвечает непосредственно  жизненно-практическим запросам, оно  оперирует житейскими понятиями  и представлениями. Оно стихийно, несистематизировано, что служило  поводом принижать роль обыденного сознания по сравнению с теоретическим. На уровне «здравого смысла» обыденное сознание возможность человеку, не владеющему в достаточном объеме теоретическими знаниями, вести себя достойно, по-житейски мудро. Теоретическому сознанию, несмотря на его систематичность, доказательность, порой не хватает живой связи с действительностью, полноты и цельности мировосприятия. Обыденное и теоретическое сознание в процессе взаимодействия обогащают друг друга. Теоретическое черпает в обыденном неиссякаемые источники своего развития, а обыденное постоянно пополняется популярным изложением теоретических идей.

В духовной деятельности людей  можно выделить различные сферы. Сообразно с ними можно обозначить следующие формы общественного  сознания: наука, философия, искусство, мораль, религия, правовое и политическое сознание.

Будучи взаимосвязанными, формы общественного сознания относительно автономны. У каждой из них свой профессиональный язык, свои способы и средства влияния  на духовную ситуацию времени, в том  числе и в ее практических проявлениях  на уровне конкретных социальных событий.

33. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.

Философская теория познания человеком мира начала создаваться  в Древней Греции как гносеология. Одновременно там возник и другой термин – эпистемология, который  обозначал процесс научного познания, отличающийся своей строгостью от обыденного знания, приобретенных мнений и нарабатываемых жизненных навыков. Главной задачей эпистемологии является получение высшего знания, которое может открыться любителю мудрости как универсальное, логически непротиворечивое, теоретическое знание. Оно, в отличие от мнения, постоянно, лишено субъективной окраски и определено ничем иным, как самим космическим порядком – устройством мира самого по себе.

Гносеология решает такие  вопросы: - познаваем ли мир; - как  человек познает мир; - может ли он познать только то, что дано в  опыте, или он может выйти за рамки  опыта.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"