Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Одна из тенденций в  развитии биологии выражается в резком возрастании ее практического значения, которое осуществляется через взаимодействие с техническим знанием, технологией, техникой. Это ведет к становлению  биотехнологии. Биология уже не только изучает, но и влияет на мир живого. Считается, что биотехнология вступила в новый – «биоинженерный»  – этап своего развития. На основе биотехнологии  оказывается возможным достижение широкого круга практических целей:–  резкое повышение продуктивности с/х  растений и животных;– производство в необходимых размерах ряда биогенных  веществ и препаратов;– разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий; – решение комплекса медицинских проблем и т.д.

25. Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.

Термин «ноосфера» был  введен в научную литературу в  начале 20-х гг. прошлого столетия Леруа и Тейяром де Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы.

Вернадский начинает рассматривать  ноосферу как качественно новый  этап эволюции биосферы, обусловленный  историческим развитием человечества, его трудом и разумом.Он считал, что с возникновением человечества и развитием его производственной деятельности, оно постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки земли. Он приходит к выводу, что человечество сможет обеспечить свое будущее только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Так как человечество сделалось определяющим фактором эволюции биосферы, и существовать вне биосферы оно не может, то должно принять на себя обеспечение направленности ее развития. Причем таким образом, чтобы свойства биосферы не вышли за те весьма узкие пределы, в которых только и может существовать «человек разумный». Дальнейшая эволюция биосферы приобретает цель – обеспечение будущности человечества.

Таким образом, ноосфера –  это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная  ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни  для гармоничного существования общества и природы.Происходит критический пересмотр всех направлений человеческой активности, а также требований, предъявляемых биосферой. Этими требованиями являются:– умеренность в потреблении природных ресурсов;– взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношении друг к другу;– следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям развития общества.

Тем самым открывается  новый этап в развитии взаимодействия общества и природы, а также и  в истории цивилизации в целом.

Можно выделить следующие  аспекты новых ценностных и мировоззренческих  ориентаций техногенной культуры:

– единство человечества и  биосферы;

– ответственность за развитие биосферы в целом;

– природосохраняющая деятельность как главное предназначение человека;

– недопустимость изменения  природной сферы во вред как людям, так и другим формам жизни;

– соизмеримость человеческой деятельности по преобразованию природы  земной поверхности с геологическими процессами;

– гармония социальной эволюции с биологической;

– биосферный принцип мышления, а в перспективе – ноосферный.

26. Человек как объект философского  познания.

Современная философская  антропология наиболее активно задействована  в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.

Социал-дарвинистская концепция  сформировалась на основе эволюционного  учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили благодаря работам  Шпенглера, Ницше. В данном случае человек  трактуется как биосоциальное существо, которое или характеризуется  стремлением к воли, или довольствуется аморфными (нелидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.

Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа. Она созвучна эволюционной теории Дарвина в части происхождения  человека как биологического вида, но при этом решающую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду.

Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер) сфокусирована на психике человека, его сознании.Здесь утверждается тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием области, отвечающей за инстинкты, архетипы, комплексы, сновидения и контролируемой в виде «Я» (индивидуального сознания) и «Сверх-Я» (норм общественного сознания). Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.

Экзистенциональная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных  условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий, как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «брошенность», «гуманизм».

Экзистенциализм оказался сроден мировой литературе, особенно России, Франции. В Беларуси категориальные структуры экзистенциализма просматриваются  в произведениях В. Быкова, А. Адамовича, И. Шамякина.

Характерная для экзистенциальной ф-и тенденция рассматривать человеческое бытие как уникальное, несводимое к каким-либо всеобщим схемам и законам, сложилась под влиянием работ таких авторов, как Хайдеггер, Ясперс. Человек для них не является ни теоретическим объектом исследования, ни элементом класса наряду с другими элементами того или иного рода, – он есть то, чем решил быть. Его существование дано как возможность выхождения за пределы себя – к Богу, миру, свободе, самому себе. Сущностью человека является его способность обладать экзистенцией как возможностью самосозидания.

Восходящая к «ф-и жизни» традиция рассматривать человека как «несостоявшееся животное» нашла свое отражение в теории психоанализа. Соотношение биологического, «природного» и культурного начал в человеке наиболее полно раскрывается в известном афоризме Фрейда «Культура есть насилие над природой». Утверждение Фрейда о том, что в основании цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов, и потому свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, легло в основу его теории человека. Если марксистская ф-я исходила из рассмотрения человека через призму общественных отношений, то фрейдизм, наоборот, переходит от анализа влечений индивида к трактовке общественных тенденций. Современный философ Г. Маркузе осуществил органичный синтез идей марксизма и фрейдизма. Согласно его идеям именно свободная многомерная личность может изменить социальный порядок, созданный господством человека над природой и человека над человеком, радикально пересмотрев самовосприятие и мироотношение. В отличие от Фрейда, Маркузе считал, что конфликт между цивилизацией и инстинктами не безысходен, а репрессивность принадлежит только специфически исторической организации человеческого существования.

27. Природа и сущность человека, понятие аптропосоциогенеза.

Кант считал, что проблема человека является основным вопросом ф-и. В этом смысле ф-я так или иначе является антропологией, т.е. учением о человеке, о мире человека.

В ф-и древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда – неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем «космическом» уровне.В древнеиндийской ф-и человек рассматривается как часть космоса, производная от бытия. Человеч. жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Карма детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней.

Античная Греция – родоначальница рационального гуманизма, т.е. системы  взглядов, признающей ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих  способностей.Фалес провозгласил: «Познай себя», а Сократ сделал человека предметом своей философии. Лозунг «Познай себя» он объяснил так: «Познай, кто ты есть, и будь им».

В средние века проблема человека приобретает самоценность. Христианство стало почвой европейской персоналистической традиции. Согласно Августину, человек есть разумная душа, которая пользуется земным телом. Человек есть личность, связанная с Богом, подобие Бога, а значит, может обладать волей и направлять ее либо во спасение (к добру), либо к отчаянию (злу).

В эпоху Возрождения в  качестве высшей ценности рассматривается  человеч. личность и ее свобода. В Новое время Декарт заявил, что человек – это «мыслящая вещь». Именно мышление определяет сущность и существование человека: «Мыслю, следовательно, существую». С этого времени начинается механистический подход к человеку, рассмотрение его как вещи, машины, механизма. Также мыслители Нового времени утверждали, что человек обладает самосознанием и является существом моральным. А духовность предполагает не только моральность, но и его эстетические возможности, и религиозность.

По мнению основоположника  классич.немецкой ф-и Канта, человек – это существо, предназначенное для общества.В марксистской ф-и человек рассматривается как совокупность всех обществ.отношений, как целостное единство биологич., психич. и социального уровней (биосоциальное существо).Ницше: «Человек – существо промежуточное между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек – человек, способный себя превзойти. Человек – путь, канатная дорога над пропастью, ведущая от животного к сверхчеловеку».

З. Фрейд рассматривал три  основных уровня в структуре личности:1) бессознательное – «Оно»– самый  нижний и самый мощный пласт, находящийся  за пределами сознания, где хранятся прошлый опыт, биологич. импульсные влечения и страсти, неосознанные эмоции;2) на этом фундаменте возвышается этаж предсознательного, это то, с чем человек постоянно имеет дело, – это его «Я»;3) последний этаж – «Сверх-Я» – это сознательное, находящееся над «Я», выработанное историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства и культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, религиозные запреты, с которыми человек должен считаться.

Антропосоциогенез современная ф-я рассматривает с различных позиций:

1 – концепция «недостающего  звена» исходит из эволюционной  теории: «Человек появился как  множество людей одновременно  на всей территории Старого  Света. Об этом свидетельствуют  каменные орудия, групповая организация,  речь и использование огня. Но  переход к такому человеку  не фиксируется через некие  внешние изменения, поэтому предполагают, что суть перехода от обезьяны  к человеку состоит в уходе  у самость»;

2 – версия инопланетного  вторжения человека. Бехтерева отмечает, что требования, которые предъявляются  человеческому мозгу в земных  условиях, во много раз ниже, чем  его возможности;

3 – теория трудового  происхождения человека. Именно  труд, который начинается с изготовления  орудий труда, и создал человека. В ходе труда рука становится  всё более гибкой и свободной.  Одновременно развивается мозг, достигается всё более тесное  сплочение людей, и возникает  потребность что-то сказать друг  другу. Но проблема, почему человек  стал трудиться, еще не решена;

4 – Кассирер исходит из того, что человек – это символическое существо. Человек живет в мире символов. Этот мир утончается, усложняется по мере развития человека;

5 – Главным основанием  эволюции человека является его  собственное тело (Мэмфорд). Тело, движимое умом. И благодаря этому человек стал самосовершенствующимся животным.

6 – Креационистская концепция  (религиозная).

28. Личность, ее духовные основание и общество.

В раннехристианский период отождествлялись понятия «ипостась» и «лицо». Следствием этого стало  возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире. В средневековой ф-и личность понималась как сущность Бога. В новоевропейской ф-и личность понималась как гражданин. В ф-и романтизма личность понималась как герой.

Под личностью понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (или «лицо»); 2) устойчивую систему  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или иного  общества или общности. Человек как  личность может утвердить себя только путем свободного волеизъявления, посредством  воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки  как бы внутри человека. Атрибуты личности: воля, свобода, разум, чувства.

В ф-и человека как личности выделяют два вида знаний: личностное, возникшее в недрах мифологического творчества, и надличностное, или абстрактно-теоретическое знание. Миф личностен, в отличие от теоретического знания. Миф насыщен эмоциональностью, картинностью, живописностью. Он олицетворяет, обоготворяет, почитает или ненавидит. В мифах представлен огромный спектр чувствований, переживаний, потребностей. Миф намного сильнее разума в понимании «Я», взятого не как непостижимая абстракция, а в обрамлении бессознательного, скрытого под покровом сознания. Разум же (высшая ступень мышления в понятиях, сознание вообще) имеет преимущество в понимании «Ты», то есть в строгой логике изучения объективного мира. Данное сопоставление мифа и разума заставляет признать, во-первых, их взаимную дополнительность, а, во-вторых, необходимость перехода от Мифа к Логосу (логически упорядоченным понятиям, духовному смыслу) и обратно как в индивидуальном, так и в историческом плане.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"