Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Разворачивает свою деятельность СымонБудны, знаменитый философ, историк, филолог и религиозный реформатор. В Вильно он занимает пост катехизиста (преподавателя протестантской общины). Вскоре Будный вместе со своими друзьями основывает в Несвиже типографию, из кот.выходят в свет две его работы на старобелорусском языке «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Из его типографии выходит Новый Завет с предисловиями и комментариями философа. Еще один труд Будного «О главнейших положениях христианской веры», вышедший из той же типографии в Лоске в 1576 г., исследователи считают главным религ.-филос. произведением. В нем предлагается оригинальная версия происхождения христианства. Согласно ей, богом в христианской религии является лишь Бог-отец, Святой же Дух – только сила божья. Что касается Иисуса Христа, то он – простой человек, возведенный в божеский сан благодаря его высоким моральным достоинствам и заслугам в пропаганде христианского учения. По существу это была не столько теологическая, сколько типично рационалистическая интерпретация христианства, разрушавшая его основополагающий догмат святой Троицы.

Андрей Волан объявлял право выражением коллективной воли народа, своего рода высшим разумом, заложенным в природе. Законы, издаваемые в государстве, по его мнению, должны соответствовать природному разуму, а это станет возможным, если они будут соединены с идеей общего блага граждан.

Во многом с идеями Волана совпадали взгляды позднеренессансного  политического деятеля Льва Сапеги. Он тоже убежден, что на основе закона и права можно защитить ценности, здоровье и имущество народа. С именемСапеги связаны подготовка и издание третьего Статута Великого княжества Литовского 1588 г. В нем содержались статьи, закреплявшие политико-правовой статус княжества в составе Речи Посполитой.Статут, в частности, требовал вводить в ВКЛ государственное судопроизводствона белорусском языке, запрещал польским феодалам получать посты и приобретать земли в княжестве.

В ХIХ в. отечественная ф-я находилась под влиянием романтизма, герменевтики, демократических идей (филоматы, филареты – А. Мицкевич, Я. Чачот, Т. Зан, И. Домейко, В. Врублев-ский, К. Калиновский).

В ХХ ст. в системе высшего  образования господствовала марксистская ф-я.

В шестидесятых годах на основе работ В. Степина, связанных с  методологией науки, сформировалась Минская школа.Были актуализированы исследования оснований современной науки (научная картина мира, идеалы и нормы научной деят-сти, филос. принципы).В постчернобыльскую эпоху актуальными стали вопросы, связанные с экологией, гуманизацией инженерной деятельности, модернизацией деятельности.

18. Российская философия 18-го -20-го веков.

В духовном повороте ф-и к неклассическим подходам участвовала и Россия. Этот период (к.19–н.20 вв.) именуется Духовным Ренессансом. Развитию российской филос. культуры содействовало распространение филос. учений Запада, прежде всего – немецкой классической ф-и, иррационализма, позитивизма. Они использовались для обоснования специфически русских явлений, что приводило к весьма оригинальным интерпретациям. Особой популярностью пользовались идеи прогресса, революционного демократизма, социализма, коммунизма.В конце ХVIII в. философия становится обязательной и самостоятельной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях.

Существовала проблема самоидентификации  русской культуры, обнаружения основ  ее самобытности и определения путей исторического развития.Сущностью спора между западниками (Бакунин, Белинский,Лосский)  и славянофилами (Даль, Островский, Тютчев)был поиск онтологических оснований российской культуры, определение ее базовых ценностей, идеалов, традиций. Западники связывали будущее России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, с идеей рационализации всех сфер жизнедеятельности общества. Славянофилы настаивали на сохранении оригинальности и самобытности русской культуры, в онтологических основаниях которой особое место занимают иррациональные мотивы, эмоции, православная духовность.

Существовала и теологическая  проблематика, в рамках которой поднимались  вопросы взаимосвязи Бога, человека и общества, роли веры в социальной жизни. Русская ф-я носила преимущественно религиозный характер. Это связывают с обострением общественных противоречий. В целом Бог в русской ф-и трактуется и как онтологическое основание мира, и как основа духовности человека, и как гарант общественной жизни. При этом важно подчеркнуть, что предпочтение отдавалось именно православной конфессии христианства.

Проблема человека является центральной в русской ф-и. Она реализовалась в разработке вопросов экзистенциального, психологического, этического, художественного характера.Экзистенциальные проблемы духовности, добра и зла, жизни и смерти, добра и блага, правды и справедливости, духовного и телесного, преходящего и вечного, культурного и природного, конечного и бесконечного, свободы и др. в той или иной степени затрагивались большинством русских философов, но особое место они занимали у Достоевского, Толстого, Бердяева. Глубинный анализ человеческой души способствовал развитию психологии. Разрабатывались мотивы о связи человеческой души со Вселенной, природой, всемирным тяготением. Анализировались вопросы становления души, ее развития, частных и индивидуальных изменений, бессознательных состояний. В этой связи характерны работы Велланского, Авсенева, Введенского.

Русский космизм оформился  в конце XIX – начале XX вв. и ставил перед собой такие проблемы, как  единство человека с космосом, проблема космической природы человека, космического масштаба человеческой деятельности. Идея космизма в том, что Бог-творец создал мир и человека в нем; отношения  между человеком и миром несовершенны и негармоничны, и в этом замысел  творца, – он тем самым оставил  человеку возможность дальнейшего  творческого развития и совершенствования  мира. На этом основании некоторые  космисты развивают идею о «богочеловеке».

В космизме выделяется два  направления: религиозно-философское и естественно-научное.

Религ.-филос.: Федоров, Соловьев, Н. Бердяев. В нем акцентируется  идеал «богочеловечества», задача совершенствования  внутренней природы человека, идея незавершенности развития мира и  человека, их негармоничного состояния, что объясняется как замысел  божий, как возможность, оставленная  творцом для дальнейшего совершенствования. Николай Федорович Федоров разработал учение, которое он сам называл  «активным христианством». В своем  труде  «Ф-я общего дела» он ставил целью преображение природного, смертного  мира в неприродный, бессмертный. Он считал, что с расширением поля деятельности человека, в т.ч. и космического пространства, человек овладевает пространством и временем, и благодаря этому станет способным обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения.

Естеств.-научное: Вернадский, Н. Умов. Оно тесно связано с развитием науки и, в частности, естествознания, в аспекте утверждения гуманитарных ценностей и формирования экологич. сознания. Преобразующая деятельность человека рассматривается как смысл человеч. жизни, а активность как необходимый атрибут человеч. природы. Вместе с тем подчеркивается, что освоение природы в планетарном и космическом масштабе должно строиться на единых ценностных основаниях, на понимании общности микрокосма (человека) и макрокосма (мира). Вернадский под ноосферой имеет в виду результат развития биосферы, для которой характерно

19. Онтология как учение о бытие.

Ф-я характеризует термином «бытие» не просто существование, а то, что гарантирует существование. Парменида считают основателем онтологии и первым метафизиком, т.к. он рассуждал о том, что недоступно чувственному восприятию и его возможных свойствах.Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, и его мысль и есть это бытие; так впервые в ф-и появляется принцип тождества бытия и мышления. Атомисты Левкипп и его ученик Демокрит говорили об атомах – неделимых твердых частицах, из которых все состоит, и пустоте, в которой атомы двигаются. Платон, основатель учения об идеях, первым в древнегреческой ф-и противопоставил мир вещей – материальный и изменчивый, миру идей – вечных и неизменных сущностей, обладающих подлинным существованием. Аристотель, ученик Платона, в каждом существующем объекте различал форму и вещество и пришел к идее первоформы и первовещества.

В древнеиндийской мифологии  представлена чрезвычайно сложная  и запутанная картина сотворения мира, в этом мире нет ничего постоянного, все изменчиво и перетекает друг в друга, даже боги могут иметь  разные  имена и обличья. Тем  самым как бы утверждалось, что  истина не известна никому, даже богам.

В Древнем Китаеф-я вышла из простой и стройной мифологич. картины мира. Началом всего китайские философы считали пять первоэлементов – землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци – материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами ян и инь – темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т.д. В даосизме началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. Дао – некая пустота, из которой появилось все. Иероглиф, передающий дао, состоит из двух частей, означающих дорогу и человека, смысл его в том, что дао – это путь, по которому идут люди.

Средневековая философская  мысль, в условиях господства религиозного мировоззрения, обладающим истинным бытием считала бога, а неистинным –  сотворенный им мир.

В Новое время в Европе развивается, в противовес господствовавшему  религиозному мировоззрению, материалистич. учение. Возникает понятие материи – вечно существующей материальной субстанции. Всякое же иное существование могло быть только идеальным, что не вписывалось в материализм, поэтому фактически из лексикона философов-материалистов исчезает категория бытия.

Рене Декарт в своем знаменитом тезисе «я мыслю, следовательно, существую», фактически выступил против идеи божественного сотворения человека и мира. Согласно этому тезису, человек своим существованием обязан только акту своей мысли, и первая мысль, начинающая его существование, является самой простой – «я есть», она не содержит ничего, кроме чистого, без каких-либо свойств, существования.

Быть или иметь, быть или  существовать – в подобных фразах люди выражают свое понимание отличия  разных способов человеческого существования: как независимое от мира вещей, как  способность противостоять обстоятельствам, а не плыть по течению. В противном  случае человек растворяется в мире вещей или становится их рабом. У  Хайдеггера это называется растворением человека в сущем, забвением бытия. Он разделяет существование объектов матер.мира и существование человеческое – сущего и бытия. Переход от сущего к бытию человек осуществляет благодаря трансценденции – вынесению себя за пределы сущего, он выступает в просвет бытия. Тем самым человек освобождается от своей захваченности сущим и может определять свое отношение к нему. На это определяющим образом влияет осознание человеком собственной смертности. Именно осознание собственной конечностизаставляет его понять главную заботу своей жизни. Забота является способом бытия, как и другие виды настроения, например, радость, любовь и прочее.

Сартр  различает бытие-в-себе, как способ существования материальных объектов, и бытие-для-себя, присущее только человеку. Бытие-в-себе означает, что бытие есть то, что оно есть (стол есть стол). Человек начинает свое существование с бытия-в-себе, но в какой-то момент он начинает осознавать себя, и это ведет к прекращению бытия-в-себе, когда человек перестает быть частью сущего и выступает в ничто. Это ничто человек и заполняет своей будущей сущностью, своим способом существования, и он для него является подлинным.У Сартра человеческие качества существуют, только когда они проявляются.

Религиозное направление (Ясперс, Марсель и др.) в экзистенциализме связывает подлинное существование  с богом, а задача человека определяется в приближении к нему.

20. Пространственно-временная структура материального бытия.

Пространство – это  филос. категория, отражающая рядоположенность, протяженность, устойчивость конфигурации объектов, их особое место и границу по отношению к другим объектам. Категория пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку бытие структурно, разрежено, дифференцировано на самостоятельные объекты, явления и процессы.

Время – это филос. категория, отражающая чередование и последовательность, ритм и темп процессов в объектах, длительность бытия самих объектов. Время является важнейшим атрибутом  бытия, организующим движение, изменение  и развитие мира. Вне понятия движения время было бы бессмысленным.

Понятия пространства и времени  имеют как общие, так и специфические  свойства. К общим свойствам относятся: объективность, бесконечность, неисчерпаемость.

Специфические свойства пространства и времени:

– пространство характеризует  протяженность тел, их расположение и движение относительно друг друга; время – длительность и последовательность происходящих событий;

– пространство трехмерно,  время одномерно;

– пространство обратимо, т.к. возможно движение в прямом и обратном направлениях; время – необратимо, оно направлено от прошлого к настоящему и к будущему.

Субстанциальный подход трактует пространство и время как особые первичные, фундаментальные, самостоятельные по отношению к объектам сущности, служащие своеобразным вместилищем мира. Этот подход представлен в творчестве Анаксимандра, пифагорейцев, Гераклита, Демокрита, Ньютона. Уже в древности он подвергался обоснованной критике, но в его рамках были получены важные результаты: выделена протяженность как важнейший параметр пространства, установлена дискретность и непрерывность простран-ственных характеристик бытия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"