Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Реляционный подход объясняет пространство и время как свойства, характеризующие отношения между телами, объектами, системами, поэтому на разных уровнях организации бытия эти свойства могут изменяться. Реляционный подход обоснован Платоном, Аристотелем, Р. Декартом, Б. Спинозой, И. Кантом, Н.И. Ло-бачевским, К.Ф. Гауссом, Г. Риманом, А. Эйнштейном. В теории относительности Эйнштейна установлена зависимость пространственно-временных характеристик тел от состояния их движения, скорости изменений и системы отсчета.

 

21.  Диалектика как философская теория развития бытия.

Диалектика есть философское  учение о развивающемся бытии  и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.В историческом развитии диалектики можно выделить три основных этапа: 1) Древняя диалектика. Во многом носит стихийный характер, прослеживаются основные идеи диалектического миропонимания – развития бытия, его целостности, противоречивости и т.д. 2) Идеалистическая диалектика Немецкой Классической Философии (конец ХVIII – ХIХ вв.). Гегелем были сформулированы основные законы и категории диалектики как всеобщей теории развития. Вместе с этим диалектически развивается у Гегеля лишь духовное, абсолютная идея. 3) Материалистическая диалектика. Представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

В современных условиях диалектика переосмысливается под влиянием синергетики.

Принципы развития и взаимосвязи  составляют фундамент философской  теории диалектики. Они говорят о  том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости  от других явлений (т.е. связано с  ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются  более конкретным содержанием в  системе законов диалектики. К  основным законам диалектики относят:

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т.е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явлений в новое качественное состояние.

Закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что  основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.

Закон отрицания отрицаний, говорящий о том, что любое  развитие есть, с одной стороны, движение вперед, к новым качествам, а с  другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «развитие по спирали» и т.п.).

Неосновные законы диалектики конкретизируют развитие с помощью  парных категорий: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, часть  и целое, содержание и форма, единичное  и общее.

Причина – это то явление, которое вызывает к жизни, изменяет какое-либо другое явление. Любое явление  является следствием той или иной причиной. Причинная связь может  быть однозначной и вероятностной. Однозначная: причина порождает  однозначно предсказуемое следствие  и жестко связана с ним. Это  имеет место в механическом мире. Вероятностная: одна и та же причина  может породить различные следствия.зависит от ситуации.

Развитие – это переход  от одной действительности к другой за счет реализации тех возможностей, которые были присущи прежней  действительности.

Необходимость означает все  явления, которые вытекают из внутренней природы вещей и в данных условиях произойдут обязательно. Случайными обозначают те явления, которые следуют из стечения обстоятельств, поэтому могут быть, а могут и не быть.

Целое – это система  взаимодействующих элементов. Часть  – любой составной элемент  данного целого.целое обладает новыми качествами, которых нет у его частей. Понятия «часть» и «целое» относительны. Части, входя в целое, не лишаются самостоятельности, т.е. они сами могут активно влиять на целое. Целое, хотя и зависит от частей, играет ведущую по отношению к ним роль.

Содержание – это совокупность всех его частей и отношений между  ними. Форма – способ организации  и существования данного содержания. Содержание должно быть оформлено, а  форма содержательна.

22. Принципы и законы диалектики. Менеджмент

Принципы – это исходные положения, на которых строится теория или концепция.В основе диалектики как концепции лежат следующие принципы:объективности;взаимосвязи и взаимодействия;системности;развития.

Принцип объективности указывает  на то, что концепция диалектики строится на основе существующей независимой от сознания людей реальности.Принцип взаимосвязи и взаимодействия подчеркивает ту особенность, что диалектика строится на тезисе не просто существования дискретных материальных тел, а их отношения, обусловленного свойствами бытия.Принцип системности (материального единства мира) указывает на то, что диалектика строится на тезисе существования материального бытия как целостности, имеющей определенную организационную составляющую в виде энергии.Принцип развития фиксирует динамику бытия в ее направленности.

Законы диалектики отражают закономерности развития материального  бытия, связанные:– с источником развития, заключенным в единстве и борьбе противоположностей;– механизмом развития, выражающимся во взаимном переходе количественных и качественных изменений;–  преемственностью развития и ее обусловленностью, выражающимися в отрицании отрицания и детерминизме.

Неосновные законы диалектики конкретизируют развитие с помощью  парных категорий: причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, часть  и целое, содержание и форма, единичное  и общее.

Причина – это то явление, которое вызывает к жизни, изменяет какое-либо другое явление. Любое явление  является следствием той или иной причиной. Причинная связь может  быть однозначной и вероятностной. Однозначная: причина порождает  однозначно предсказуемое следствие  и жестко связана с ним. Это  имеет место в механическом мире. Вероятностная: одна и та же причина  может породить различные следствия.зависит от ситуации.

Развитие – это переход  от одной действительности к другой за счет реализации тех возможностей, которые были присущи прежней  действительности.

Необходимость означает все  явления, которые вытекают из внутренней природы вещей и в данных условиях произойдут обязательно. Случайными обозначают те явления, которые следуют из стечения обстоятельств, поэтому могут быть, а могут и не быть.

Целое – это система  взаимодействующих элементов. Часть  – любой составной элемент  данного целого.целое обладает новыми качествами, которых нет у его частей. Понятия «часть» и «целое» относительны. Части, входя в целое, не лишаются самостоятельности, т.е. они сами могут активно влиять на целое. Целое, хотя и зависит от частей, играет ведущую по отношению к ним роль.

Содержание – это совокупность всех его частей и отношений между  ними. Форма – способ организации  и существования данного содержания. Содержание должно быть оформлено, а  форма содержательна.

 

23. Природа как объект естественнонаучного и философского познания.

Проблема взаимодействия общества и природы является одной  из глобальных проблем современности. Понятие «природа» употребляется в широком и узком смысле слова. В широком это эквивалентно понятию Вселенная, универсум, бытие. В узком – это естественная среда, окружающая человека, и она задает рамки для человеческой активности.

В истории можно выделить 3 основные модели взаимодействия человека и природы: 1 – мифологическая модель (господство природы над человеком); 2 – научно-технологическая (стремление человека властвовать над природой); 3 – философско-гуманистическая (гармония человека и природы).

1: активность человека  направлена не на внешний мир,  а на внутренний. Возможности  внутреннего совершенствования безграничны, и это связано с тем, что в космосе силы хаоса до конца не преодолимы. Согласно древним грекам, человек должен не преобразовывать природу, а верно следовать ей. Высшим выражением гармонии человека и природы выступала красота, она была символом разумности бытия. Природа выступает объектом созерцания, эталоном для развития духа, а уж потом – полем приложения творческих сил.однако Древняя Греция подготовила вторую модель – прагматическую, чем вызвала развитие понятийного, логического мышления. Эту же модель развивало и Средневековье: человек должен был подняться над природой и устремиться к Богу. Согласно теоцентризму, человек вправе использовать природу по своему усмотрению. В монастырских хозяйствах поощрялось изобретение технических устройств для того, чтобы освободить время для молитв. Потребность познания природы стимулировалась священным писанием, т.к., изучая природу, человек должен был расшифровать тот смысл, который Бог вложил в мир.

2: эта модель формируется  в эпоху Возрождения. Отношение  к природе меняется, человек стремится  подчинить себе природу, он  объявляет себя земным богом,  который должен господствовать над природой и преобразовать ее в соответствии со своими потребностями. Религиозный идеал смирения сменяется идеалом творческой активности, через который утверждается ценность индивидуального бытия, достоинство личности и свободы, творческое проявление духа. Стремление сделать человека владыкой природы подстегнуло развитие науки. Но цели познания меняются: вскрываются не божественные замыслы, а открываются законы, реальные связи для установления господства над природой. В результате природа утрачивает свою священность и становится объектом насилия, эксплуатации.

3: эта модель призвана  преодолеть последствия второй  модели. Она строится на основе  диалогической культуры, исходя из равнозначности человека и природы. Поэтому надо стремиться к гармонии между человеком и природой, к совместному развитию биосферы и общества в направлении оптимального соотношения. Прежнюю ориентацию на приспособление среды к своим потребностям надо сменить на новую: нужно изменить себя, свои потребности сообразно с новыми возможностями природы. В рамках этой модели очень актуальна идея ноосферы Вернадского, который разработал учение о переходе биосферы в ноосферу. Он рассматривал жизнь как важнейшую геологическую силу, а науку как движущую силу создания ноосферы.

24. Философские концепции современного естествознания.

Особая роль в современном естествознания принадлежит концепции глобального эволюционизма, в развитие которого внесли свой вклад много различных естественных наук, но особое место принадлежит: теории биологической эволюции, теории нестационарной Вселенной, синергетике.

Глобальный эволюционизм позволяет: выстроить новую картину  мира; рассмотреть во взаимосвязи неорганическую, живую и социальную материю; установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума;рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе развития.

Согласно концепции глобального  эволюционизма общая картина  природы показывает реальную возможность  рассмотреть все многообразие процессов  в метагалактике в аспекте  концепции самоорганизации. В системе  наук физика занимает особое место, является лидером современного естествознания.

Понятие самоорганизации  появляется в 70-е гг. XX ст. Синергетика  возникла на стыке химии, физики, биологии, кибернетики. Среди различных подходов к описанию процессов самоорганизации выделяют:– Российскую школу нелинейной динамики (С.П. Курдюмов);– Бельгийскую школу диссипативных процессов (И. Пригожин);– Немецкую школу лазерной физики (Г. Хакен).

Особенность синергетической  системы состоит в том, что  малые изменения начальных условий  возрастают до макроскопического уровня. На этом пути возникают неустойчивости, приводящие к бифуркациям, т.е. к  резким качественным изменениям состояния  системы. Эти изменения имеют  характер фазовых переходов. В синергетической  системе реализуется самоорганизация  в пространстве и времени. Соответствующие  явления наблюдаются на  всевозможных уровнях строения, начиная с Вселенной  в целом, и кончая частицей вируса.

Главное место в изучении процесса соотношения общества и  природы принадлежит геологии. Современная  геологическая наука решает следующие  проблемы: снабжение общества горючими ископаемыми, строительным материалом, различными полезными ископаемыми, решение инженерных вопросов и т.д. Особое место занимают проблемы, связанные  с охраной и преобразованием природы.

Огромное теоретическое  и мировоззренческое значение имело  становление классической генетики. В ходе оформления этой области знаний были открыты законы наследственности и выявлены механизмы генетической изменчивости. Генетика открыла новые  возможности для теоретической  интерпретации взаимодействия организма  и среды, для понимания единства жизни.Определение роли ДНК как носителя генетической информации и открытие ее структуры привело к формированию молекулярной биологии. На основе идей молекулярной биологии оказалось возможным раскрыть инвариантность и универсальность наиболее общих законов биосистем на молекулярном уровне.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"