Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:37, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1
мировоззрение - совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизнен, позицию и ценностную ориентацию
Исторические типы: мифологическое, религиозное, философское
*миф-кое:1) чувственное, образное. 2) синкретичность (нерасчленноность). 3)антроморфизм (очеловечивание)
*религиозное:1) нет синкретичности 2) главное вера
*философское: (научный): 1) рационально-теоритическое мир-е. 2) свободомыслие

Файлы: 1 файл

Filosofia.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос №1

мировоззрение - совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение  человека к различным явлениям действительности, его жизнен, позицию и ценностную ориентацию

Исторические  типы: мифологическое, религиозное, философское 
*миф-кое:1) чувственное, образное. 2) синкретичность (нерасчленноность). 3)антроморфизм (очеловечивание)  
*религиозное:1) нет синкретичности 2) главное вера 
*философское: (научный): 1) рационально-теоритическое мир-е. 2) свободомыслие

Структура мир-я:  мировосприятие, миропонимание и мироотношения

Вопрос № 2

Философия,ее предмет и роль в обществе

Филосо́фия (любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая  наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Предмет: отношение  «человек-мир», взятые в их предельных , универсальных основаниях. Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом  мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.

Общую структуру  философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о  бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.Специфика  философской  мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Функции философии:1.Регулятивные и организующие(методология) – определение  способов достижения какой-либо цели (имеются  в виду фундаментальные методы философии, например, исторический метод – всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)2.Объяснителная (когнитивная)3.Аксологическая (“аксо”–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни и определить ценности).

Вопрос №3

Структура философского знания

В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры

Вопрос №4

Бытие - это философская  характеристика мира как рационально  устроенного целого, в котором  сущность и существование вещей  совпадают.Формы бытия:1)Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;2)Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;3)Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;4)Бытие общества или иначе, социальное бытие.

            Вопрос №5

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя.

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материяотображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

 Вопрос №6

Движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.

Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.

Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.

 

Вопрос  №7

 Диалектика к теория развития, ее основные принципы.

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

1)Принцип всеобщей связи:  связь явлений (отношение между  двумя процессами, когда изменение  в одном объекте сопровождается изменениями в другом) имеет универсальный, вселенский характер.  2) Принцип развития: Мир совокупность процессов, эти процессы и выражаются понятием развитие: перемещение тел в пространстве, изменение агрегатных состояний вещества, свойств объекта, обратимые и необратимые процессы. Движение, изменение, развитие. Всякое движение изменение, но не всякое изменение развитие. Движение как способ существования материи и есть развитие.3)Принцип историзма: Важнейшим конституирующим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его направленность и необратимость. Принцип историзма: (Ленин) “Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.” Мировоззренческое и историческое значение принципа историзма в том, что правильное понимание становления явления помогает уяснить суть развитого явления и хотя бы частично увидеть его перспективу.4) Принцип причинности: Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно, генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно-временная корреляции, функциональные зависимости, отношение симметрии. Однако, любое явление находится в причинно-следственных связях с каким-либо другим явлением.5 )Принцип системности: Причинность, являясь одним из основных видов связи, не исчерпывает тем не менее всего разнообразия реальных взаимодействий в действительности. Вне генетического и временного принципа причинности остаются все виды коррелятивных, пространственных и функциональных связей, которые в своей совокупности объединяются таким методологическим принципом, как принцип системности.      

Вопрос №8

система категорий диалектики и их роль в  познании

В сочет., взиамодополн. категории  диал-ки образ.сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я  бытия.

Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки.

Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.

Содержание - совокупность различных  элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного  содержания. Причина-следствие.

Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах.

Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета.

Скачок - переход  количественных измерений в качественные или переход из одного качественного  состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченноемн-во взаимосвязанных  эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;

структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов  того или иного сложного целого.)

Единичное характеризует  отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных  предметов, их однотипность в нек-рых  отношениях, принадлежность к одной  и той же группе явлений или единой системе связей.

Сущность и  явление. Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правиль¬ного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что  в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется яв¬лением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивиду¬альное. 

К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость" (или "кажимость") - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явле-нием вскрыть сущность. Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущно¬сти, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существен¬но. Изменение сущности определяет изменение явления.

Причина и следствие.

   Одним  из важных типов всеобщей связи  является причинно-следственная  связь. В ней причина - то, что  вызывает следствие, следствие  - результат действия причины.  Но как правильно понимать  причину? В учебной литературе она часто определяется так, что оказывается внешним явлением, которое вызывает другое явление. В некоторых простых случаях это имеет место, и в обыденной жизни такое понимание причины может удовлетворять. Однако в решении сложных проблем современной науки, которая все более сталкивается с методологическими трудностями, оно неприемлемо, потому что не учитывает реакции того явления, на которое воздействует другое явление, называемое причиной. Но от этой реакции сильно зависит следствие. Подобное определение причины неприемлемо потому, что оно рассматривает причину только как внешнее явление, хотя известно, что главные глубокие причины изменения систем, протекания процессов находятся внутри их и чаще всего бывают взаимодействием элементов или сторон изменяющихся систем, процессов.

Вопрос №9

Учение  о развитии,детерминизм, индентерминизм

Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.

Детерминизм называют учением о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом (теологический  детерминизм, или учение о предопределении) или явлениями природы (космологический  детерминизм) или специально человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее. Детерминизм может перейти, при неполном истолковании, в фатализм, а противоположностью детерминизма является индетерминизм.

Принципиальным  недостатком раннего детерминизма (античного, новоевропейского) было то, что он ограничивался одной причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически. Признавая лишь однозначную, жёсткую детерминацию явлений, механистический детерминизм придавал универсальный характер законам механики (описанных в учениях Галилея, Ньютона), отвергал существование случайности в природе. Этот детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания.

Между детерминизмом  и индетерминизмом имеются также переходы, например в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"