Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Начало изучения массовой коммуникации как социального явления  связано с именем немецкого социолога  М. Вебера. В 20-е гг. ХХ в. он методологически  обосновал связь периодич. печати с соц. структурами общества. В неомарксистском подходе Адорно и Маркузе также отражена критическая направленность. В нем доказывается влияние массовой культуры на изменение типов личности. Так, специализируясь на теории и социологии музыки, Адорно показывает разрушительное воздействие СМИ на человека. Маркузе обозначил масс-медиа как «посредника между хозяевами и теми, кто от них зависит». Универсум коммуникации формируется параллельно с процессами идентификации, унификации и навязывания «технологич. поведения». 

В основе теорий «информац. общества», основой для которого является концепция постиндустр. общества, лежит утверждение о том, что инф-ция является главным источником, средством и продуктом производства, а изменения в обществе заложены в способах и средствах передачи инф-ции. Инф-ция становится одной из главных ценностей общества. Для коммуникации это связано с качественно новым уровнем переработки и распространения инф-ции, с созданием коммуникат. систем, способных обеспечить обмен инф-цией.

Сегодня, в ХХI в.,на основе комп.  техники становится возможным создание новой социокульт. среды. Комп. виртуальные технологии как новые коммуникац. возможности и способы управления на расстоянии по степени контроля и регулятивной возможности намного превосходят все прежние способы. Особенности компьютера как средства коммуникации в том, что он наиболее полно реализует принципы обратной связи. С помощью СМИ  происходит интернализация и плюрализация множественности миров. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися.

 

 

 

 

 

51. Восток и Запад: философский  диалог культур.

В ХХ в. среди филос. наук исключительно  важную роль начинает выполнять дисциплина, за кот.закрепляется название «сравнительной ф-и», в рамках кот. изучаются и сопоставляются разнообразные течения мысли Востока и Запада, а заодно ищутся пути испособы их сближения в мировом цивилизационном процессе.

В сравнительной ф-и за приблизительно семь последних десятилетий сталкивались несколько подходов: западноцентризм, востокоцентризм и, наконец, тенденция к восточно-западному синтезу посредством налаживания диалога культур Востока и Запада.

В 20-60 гг. ХХ в. создаются два  мировых центра сравнит.исследований в Гавайском университете (США) и Нью-Дели (Индия). С конца 30-х гг. ХХ в. в Гонолулу начинают проводиться конференции философов Востока и Запада. Позже они становятся регулярными и проводятся примерно раз в 10 лет. Цель этих конференций – выявить возможность развития мировой ф-и через синтез идей и идеалов Востока и Запада. В их работе принимают участие философы Америки, Европы и Азии, в т.ч. с 1995 г. философы из бывшего СССР.

С начала 90-х гг. ХХ в. в  России осуществляется широкомасштабный проект международных сравнительных  исследований, результатом которого стало, во-первых, проведение в Санкт-Петербурге и Москве ряда научных конференций, в работе которых, помимо россиян, принимают  участие и многие видные зарубежные ученые, во-вторых, издание сборников  и учебных пособий по сравнительной ф-и.

Появление сравнительной ф-и привело к повышению интереса к духовным культурам Востока. Это определялось теми тесными связями, кот.на протяжении нескольких веков существовали между Индией и англ. метрополией вплоть до середины ХХ в., когда Индии удалось добиться гос. независимости. Эти связи, конечно, оказались далеко не простыми. Более того, они были полны острых противоречий и конфликтов.С одной стороны, прогрессивные слои индийского общества сознавали, что благодаря связям с Англией у них появилась возможность приобщиться к передовой культуре Запада и ее достижениям. С другой стороны, они не могли не замечать, что от метрополии исходит тот дух колониального господства, от которого Индии предстоит избавиться ради достижения свободы и процветания страны.

В сравнит.ф-и прогрессивные мыслители Индии увидели средство, с пом. кот. можно было бы вывести на новые рубежи отношения их страны с другими гос-вами, вкл. и Англию, добиться объединения усилий людей Востока и Запада в деле создания условий для лучшей, более гармоничной жизни всего человечества.

Видные философы совр. Индии сегодня озабочены идеей культивирования среди соотечественников тех общечеловеч. ценностей, кот.,по их мнению, позволят индийцам войти в общую семью народов мира в качестве ее полноправного участника. При этом инд. культура не должна утратить своих формировавшихся веками нац. традиций, хотя ей и придется пересмотреть многие прежние стойкие мифы и предрассудки.

В современном движении «нового  конфуцианства» на передний план выходят  люди, ищущие способы сближения китайской  мысли с западными идеями. Причем, это сближение все чаще рассматривается  как равноправное сотрудничество двух сторон, как стремление добиться их органического синтеза.

Нельзя не согласиться  с мнением, что привлечение системной  философии как теоретической  базы в наибольшей степени способствовало бы успеху дела новыхконфуцианцев.

52. Философия безопасности.

Ф-я безопасности как самостоят. направление исследований оформилась в конце ХХ в. под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков и соответствующего стремления общества к устойчивому развитию. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро это стремление было оформлено на конференции ООН.

Термин «коэволюция» в  научный оборот введен экологами  в 60-х гг. ХХ в. и первоначально  обозначал взаимное приспособление видов, основанное на взаимовыгоде (мутуалистическая коэволюция) и паразитизме (немутуалистическая коэволюция). В совр. понимании коэволюция понимается как 2-й вариант.

Особую обеспокоенность  человечеству доставляют риски техногенного и экономич.происхождения.

Техногенные риски обусловлены  морал. и физич. старением индустр. инфраструктуры и коммуникаций, созданных человечеством во второй половине ХХ в. Это катастрофы, вызванные старением техники, сооружений и зданий, промышл. комплексов, оборудования, нефте- и газопроводов, боеприпасов, дамб, парка самолетов, ж/д составов и путей. Значительную основу рисков формирует человеч. фактор с точки зрения некачественных работ, нарушений охраны труда. Все эти факторы и обусловили ускоренное развитие структур МЧС с соответствующим приданием им материальных и информационных ресурсов.

Экономическая безопасность – это аспект деятельности, характеризующий  важность обеспечения самодостаточности  национального государства в  условиях глобальных рыночных катаклизмов, связанных с недостатком продовольствия, протекционизмом.

.С учетом выявившихся  в начале ХХI ст. аспектов можем  дать след. определение безопасности  – это деятельность, заключающаяся  в обеспечении устойч. развития общества и государства путем: 1) мониторинга и минимизации последствий стихийных бедствий, минимизации рисков; 2) высокотехнологичной модернизации аграрного, промышл., оборонит., информационно-образовательного, медицинского комплексов; 3) системотехнической координации оперативного реагирования в процессе устраненияпоследствий природных и техногенных катастроф, потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера.

Соответственно имеющимся  возможностям философия безопасности решает задачи: 1) мониторинга (исследования); 2) минимизации последствий стихийных бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охранных, спасательных, экономических, социально-политических, социальных (медицинских, страховых), информационных, управленческих структур; 4) подготовки кадров; 5) развития материально-технической базы специальных структур; 6) оздоровления, финансовой стабилизации организаций (менеджмент безопасности); 7) совершенствования охраны труда.

 

53. Концепция устойчивого развития  Республики Беларусь

Термин «устойчивое развитие»  получил широкое распространение  после публикации доклада международной  комиссией по окружающей среде. Комиссия была создана в 1983 г., а доклад опубликован  в 1987 г.Как отмечается в этом документе, т.к. значит.часть природных ресурсов планеты исчерпана, а экологич. ситуация становится все более неблагоприятной, следование человечества прежним путем развития неприемлемо. Ставится задача перехода к устойч. развитию, при кот.удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения обеспечивается при сохранении подобной возможности для будущих поколений.

Под устойчивым понимается развитие, обеспечивающее сбалансированное решение  социально-экономических задач и  проблем сохранения благоприятной  окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений людей. На таком понимании настаивает и Римский клуб (особенно его доклад «Пределы роста» 1972 г.).

Весь мир сегодня стоит  на пороге 3-й цивилизационной революции, которая требует выработки новых  научных и мировоззренческих  подходов, соответствующих перспективам 3-го тысячелетия. Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса  должно стать гармоничное развитие человека и его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.

Устойчивое развитие предполагает положительную динамику изменения  важнейших взаимосвязанных индикаторов (в триаде человек - хозяйство - природа), отражающих стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение социальной, экономической и экологической сфер.

Необходимость устойчивого  развития весьма актуальна для РБ, экономика которой долгое время  являлась составной частью бывшего  единого общесоюзного народнохозяйственного  комплекса, имела и имеет чрезмерно  высокую зависимость от поставок энергоносителей, сырья и иных жизненно важных производственных ресурсов, прежде всего из России и других государств бывших союзных республик.

В РБ работу в области устойчивого  развития курирует национальная комиссия по устойчивому развитию при Совете Министров. В 1996 г. разрабатывается  первая стратегия устойчивого развития. Она разрабатывается раз в 5 лет  на последующие 15 лет. В 2004 г. принята стратегия сроком до 2020 г. Главная задача - сочетание экономически эффективных, социально справедливых и ответственных решений с экологически рациональными путями развития.

Экологич. императив в развитии производства реализуется через след.принципы: 1) в центре внимания устойч. развития должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, 2) право на развитие следует осуществлять так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранения окр. среды как для нынешнего, так и для будущих поколений, 3) для достижения устойч. развития охрана окр. среды должна стать неотъемлемой частью процесса и не может рассматриваться в отрыве от него, 4) в отличие от существующей практики охраны природы, акцент должен быть перенесен на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности (на устранение первопричин загрязнения, а не его последствий), что требует переориентации действующих и новых технологий производства и транспортной деятельности на экологически чистые.

54. Философия техники и область  ее исследования.

Техника, наряду с искусством и наукой, является одной из форм задействования человеком внешней  природы в процессы деятельности. Это задействование осуществляется в рамках определенных технологических  процессов деятельности, используемых человечеством для решения многообразных  задач. От других форм задействования внешней природы техника отличается конструктивистски-инженерной сущностью.

Техника, вследствие этого, отражает творческий и научный потенциал  человечества, его технологическую  и инженерную культуру. Она же является модификацией природных процессов  в артефактной форме, форме коммуникаций и инфраструктуры.

Сущность техники определяет опору ф-и техники на: 1) естествознание как основной источник знаний о внешней  природе; 2)техникознание – как обобщенную картину, созданную человечеством технизированной реальности; 3) логику и математику – как рациональную основу инженерной деятельности; 4) гуманитарные науки – как основной источник знаний о человеке, его сознании (мышлении, психике); 5) социально-экономические науки – как важнейшие детерминанты оптимизации технизированной реальности; 6) кибернетику – как науку об управлении; 7) экологию – как нормативную основу коэволюционной стратегии НТП.

Таким образом, философия  техники имеет предметом:технику, технизированную деятельность и технические знания;инженерно-техническое сознание.

Соответственно выделяются сферы:культуры и техники;методологии технических наук и проектирования; инженерной этики.

В центре внимания ф-и техники  находятся проблемы сущности и смысла техники.Ф-я техники рассматривает технику как реальность в виде формируемой человечеством совок-сти артефактов инструмент. назначения с операциональными и управленч.-контрольными функциями. Отсюда вопросы:1. Какова природа техники?2. Как техника взаимодействует с разл. сферами человеч. деятельности?3. Является ли техника источником угрозы?4. Станет ли техника абсолютно самостоят. реальностью (миром без субъекта)?5. Как техника модифицирует природу?6. Каковы особенности динамики техники как техногенной цивилизации?

Физический износ –  это потеря конструктивными элементами технической системы первоначальных физико-химических свойств, что ставит вопрос о ликвидации системы как неподлежащей реконструкции и модернизации. Если требование ликвидации не выполняется, то физический износ неизбежно ведет к техногенным катастрофам.

Моральный износ связан с  инновационной деятельностью человечества и характеризуется потерей существующими  техническими системами технологического соответствия требованиям эргономичности, экологичности, ресурсосбережения, производительности, функциональности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"