Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.

Файлы: 1 файл

шпоры философия ^^.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Модернизация – как  реакция на моральный износ с  тем, чтобы его не доводить до физического  износа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Философия инженерной деятельности.

Инженерная деятельность – это технич. деятельность, основ.на регулярном применении научных знаний. В этой деят-сти есть конструктивистско-творч. цикл, связ. с изобретательством, конструированием, проектированием, инженерными исследованиями, внедрением (инновациями). Инновац. деятельность акцентирована на технологии и организации производства необх. артефакта (изделия). При этом решаются задачи разработки технологии изготовления изделия, включая технизированную составляющую в виде оборудования.

С точки зрения производства инженер должен уметь: 1) эксплуатировать  и ремонтировать, проектировать  и ликвидировать технологич. процессы и устройства; 2) ставить, разрабатывать, решать задачи, прогнозировать, изобретать и принимать решения по внедрению  техники. Понимать значение своей работы и ее последствия как в полезных функциях созданных им технических  систем (ТС), так и в нежелательных  эффектах.

Полный цикл инженерной деятельности включает изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, технологию и организацию производства, эксплуатацию и оценку техники, ликвидацию устаревшей или вышедшей из строя техники.

Цель проектирования –  создание объекта, удовлетворяющего определенным требованиям заказчика, обладающего  определенным качеством (структурой).Проектирование начинается с получения информации о состоянии данной области: сведения о технических устройствах, материалах, методах изготовления, компонентах, процессах, состоянии рынка и т.д.

Важной частью инженерной деятельности является техническое  знание. Оно обладает спецификой, определяемой задачей объективно отражать реальность с целью повышения эффективности производства. В отличие от естествознания, отражающего природные явления как таковые, техникознание ориентировано на способ применения изучаемых объектов в технике и технологических процессов.

Важным свойством технического знания является нормативность. Поэтому  его необходимыми компонентами являются стандарты. Это проявляется и  в описании технических объектов, которые характеризуются на основе совокупности технических требований.

Техническое знание характеризуется  и формальными признаками. Наиболее существенный из них – использование  графического языка. Чертеж – язык техники, осуществляющий функции хранения и передачи информации на основе единства чувственного и логического познания.

Вырабатывая методы и средства теоретизации, инженеры-исследователи  способствуют не только развитию технического познания, но и создают возможность  эффективного участия естественных наук в решении инженерных.

В инженерной деятельности используются идеи:1) возникшие непосредственно  в ходе решения данной технической  задачи;2) заимствованные из науки и  искусства, опыта повседневной жизни.

Для идеи первоначальным материалом выступает условие задачи. В дальнейшем сюда подключаются все имеющиеся и постоянно пополняемые знания и представления, которые уточняются и реорганизуются в соответствии с поставленной целью.

56. Взаимоотношение естественных, гуманитарных  и технических наук.

На сегодняшний день в  задачах, ориентированных на некий  синтез естественнонаучного и гуманитарного  подходов, первый должен пользоваться безусловным и абсолютным приоритетом.

Презумпция приоритета естественнонаучного  знания в междисциплинарных исследованиях  вытекает из лучшей разработанности  естественных наук как в фактологическом, так и в методологическом плане. Сегодня гуманитарные науки являются недостаточно развитыми. Так, например, они практически не способны порождать высокие технологии, хотя предмет их исследований предполагает желательность выхода на технологический уровень.

Своего рода модель интеграции наук дает естествознание. В 20 веке интеграция различных естественных наук стала  объективно-необходимой для дальнейшего  успешного развития каждой из них. И  следствием осознания этой необходимости  на базе основополагающих идей отдельных  наук о природе стало формирование целостного трансдисциплинарного научного направления—современного естествознания. Именно в рамках этого научного направления создана и совершенствуется современная, всеохватывающая, теоретически обоснованная естественнонаучная картина мира.

Все заметнее матемизация конкретных гуманитарных исследований, использование инструментария естественных наук для получения информации, имеющей ценность в гуманитарном знании. Применение количественных методов сегодня не редкость не только в экономике или прикладной социологии, но и в лингвистике, филологии, искусствоведении.

Характерным становится и  использование инструментальных методов  и методологических приемов естествознания в некоторых областях истории (физические, химические, биологические, геологические  и астрономические методы датирования  археологических объектов, исторических событий, идентификация исторических персонажей и др.). Предпринимаются  попытки разработать и внедрить в историческую науку подходы, основанные на методах математической статистики и использовании компьютерной техники. Подобные работы вне зависимости от своего конкретного вклада в уточнение исторической хронологии, могут способствовать методологическому развитию социогуманитарного знания. Делаются попытки использования естественнонаучной методики построения теорий для описания социальных явлений.

Вообще же для современной  науки все более характерным  становится такназываемый проблемный подход, заключающийся в том, что для решения конкретной и важной научно-практической проблемы объединяют усилия ученых разных специальностей, создавая смешанные научные коллективы. Т.о., наблюдается тенденция к сближению двух культур, объективной основой которой служит единство всего материального мира и необходимость решения междисциплинарных, комплексных проблем современной науки, а также глобальных проблем человеческой цивилизации.

57. Глобализация социальных процессов.

Глобализация отражает усиливающуюся  взаимосвязь человечества в финансово-экономической, общественно-политической, культурной, информационной областях.

На уровне экономических  представлений речь идет о формировании системы транснационального производства и торговли. Основным субъектом этого  процесса являются транснациональные  структуры. На уровне развития информационно-компьютерных технологий речь идет о возникновении на планете единого коммуникативного пространства.На уровне развития науки речь идет о формировании практики функционирования международных исследовательских центров инновационной деятельности.На уровне образования речь идет о создании образовательных услуг, соответствующих единым международным стандартам.На уровне охраны окружающей среды (экологии) речь идет о стратегии устойчивого развития, начало которой было положено в рамках ООН в 1992 г.

Глобализация является комплексным  процессом, поэтому она входит в  предмет изучения философии, социологии, политологии, экономических, технических, педагогических и биологических наук.

Следствием воздействия  глобальных изменений на культурную сферу явилось существенное возрастание  интереса к проблеме культурной идентичности: многие многонациональные государства  пытаются формулировать свою самоидентификацию  в терминах культуры и цивилизационных  категориях. Носителем современной  глобальной культуры является транснациональная группа индивидов, занятых высокоинтеллектуальной творческой профессиональной деятельностью в сфере информационных технологий, науки, образования. Сегодня именно наука становится приоритетной перед технологией и производством.

Феномен глобализации требует  осмысления в свете тенденции  к экономическому и научно-техническому единству мира, которое угрожает цивилизационному многообразию. Это означает ослабление значимости ценностей национально-государственного уровня, а также усиление фрагментации и сегментации всех сфер общественной жизни. Два наиболее общих сценария развития мирового культурногопространства  предполагают либо уменьшение социальной дифференциации и разделение всеми  индивидами единых универсальных ценностей, либо рост внутреннего неравенства  в развитых странах и подъем этнической идентичности. Развитие множества этнических культур, часто несовместимых с  доминирующей национальной культурой, может также привести к возрождению  культурного фундаментализма.

58. Техногенные проблемы человечества.

На рубеже 21 века все больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало более разнообразным и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.

Техногенная катастрофа –  это следствие умышленных или  неумышленных действий человека (в  большинстве случаев).Основные причины аварий и катастроф: просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий; некачественное строительство или отступление от проекта; непродуманное размещение производства; нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

Рассмотрим некоторые  виды техногенных катастроф.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Опасность возникновения  затопления низких районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

Аварии с выбросом (угрозой  выброса) радиоактивных веществ. Воздействие  радиации приводит к гибели живых  организмов. В результате радиационного  заражения развивается лучевая  болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано  с функционированием предприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Аварии на транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут  быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Причинами авиакатастроф  являются: неисправность двигателей, ошибка пилота, неблагоприятные погодные условия, террористические акты, столкновение с посторонним объектом, поражение  боевым оружием.Причины взрывов: ошибки и присчеты людей, присутствие ядовитых газов, избыток взрывоопасной пыли, хранение старых боеприпасов, перегрузка судна, террористические акты.Причины ж/д катастроф: неисправные и перегруженные поезда. Причины пожаров: человеческие ошибки, небрежность и злой умысел, землетрясения, войны.Причины экологических катастроф: пренебрежение мерами безопасности, халатность персонала предприятий, политические и административные амбиции, алчность, бездумное стремление к экономии средств и к дезинформации или полному утаиванию сведений о катастрофе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Методология социального прогнозирования

Прогноз – это вероятностное, основанное на научных данных, предположение.

Социальные прогнозы делятся:

– на социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);

– социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой  океан);

– социально-экологические (перспектива сохранения равновесия между состоянием природной среды  и жизнедеятельностью общества);

– социально-космические (перспектива  освоения космоса);

– экономические (перспектива  развития народного хозяйства, во-обще экономических отношений);

– социологические, или социальные в узком смысле (перспектива развития социальных отношений);

– психологические (личность, ее поведение, деятельность);

– демографические (рост, половозрастная структура, миграция на-селения);

– филолого-этнографические, или лингво-этнологические (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);

– архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой  среды);

– образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного  образования – от детских яслей  и садов до университетов и  аспирантуры, включая подсистемы повышения  квалификации и переподготовки кадров (самообразование взрослых, образование  родителей, дополнительное образование  и др.);

– культурно-эстетические (материально-техническая  база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры –  книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клубов и  библиотек, памятников культуры и т.д.);

– государственно-правовые, или юридические (развитие государства  и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений);

– внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны);

– внешнеполитические (внешняя  политика своей и другой страны, международные отношения в целом);

– военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"