Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия",

Файлы: 1 файл

otvety_po_filosofii.doc

— 576.00 Кб (Скачать файл)

1. Основания возникновения философии.

 
-с греческого термин "философия"  означает "любовь к мудрости".

- мудрость- умение человека  на основе знания, почерпнутого  из 

жизненного опыта, вскрывать  глубинные причины бытия мира и человека.

По установившейся традиции (по крайней мере европейской)

философия возникла в V – VI веке до н.э. Но и до возникновения  философии 

существовали различные  способы и методы описания, объяснения и понимания 

окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования  и формирования

человеческого общества и истории, первобытнообщинной, когда

человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая

проблема и  задача – описать мир, в котором существуют люди. Описать – значит

дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь

людей.  необходимо было и объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. -необходимо было 

понять этот мир, описанный  и объясненный. Понимание мира означает

осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и

человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и 

качества в сугубо человеческих целях, для организации  своей жизни. Таким 

образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи – описания, объяснения

и понимания мира, поскольку  оно вступает в отношение с  этим миром. А на основе

этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе. Исторически  первой формой описания, объяснения и  понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и философствования.

 

2 Специфика философского мировоззрения

В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

   Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.

   Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

  Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.

   И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:

Ø     Бог для философии является понятием бытия, которое также требует своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским дисциплинам можно отнести философию религии.

Ø     Философия  пытается обосновывать свои концепции  посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания.

 

3. Основные типы философских  направлений

Совокупность философских  течений, объединенных на основе некоторых общих, принципиальных положений, называют философскими направлениями. Это самые крупные и значительные образования в историко-философском процессе. Примеры: идеализм, материализм, эмпиризм, рационализм, экзистенциализм.

   Учения античных философов Платона и Аристотеля — очень разные, несмотря на то, что Аристотель был учеником Платона. Платон различал два мира: мир идей (идеальный, небесный) и мир земной, реальный, который является лишь слабым подобием (тенью) мира небесного. В мире идей живут идеальные Истина, Добро, Красота, Любовь и пр. На земле же мы имеем лишь их несовершенные копии. 
   Аристотель, в отличие от Платона, уже не ставил непреодолимых границ между Богом и земным миром. Земной мир развивается, совершенствует свои формы, и тем самым стремится к миру небесному. Но главное отличие двух философов в том, что Платон, для обоснования своих идей прибегает к мифологическим образам, его философия — это совокупность своеобразных мифов, притч. Аристотель же является основателем формальной логики, его философский стиль строг и логичен.

   Материалисты и идеалисты по-разному отвечают на вопрос, что первично, материя или сознание. Материалисты утверждают, что в основе мира лежит бездуховная, мертвая материя, которая на определенном этапе своего развития смогла породить свою высшую форму — живое существо и человека, с его сознанием — продуктом мозга и сложных психических процессов. Идеалисты, наоборот, утверждают, что первично сознание — некий абсолютный всемирный дух (Бог), который способен в процессе творчества создать материю в определенных формах, дать ей энергию. движение. 
   В зависимости от ответа на вопрос, познаваем ли мир, выделяют философское направление агностицизма и реализма (познавательного оптимизма). Агностики утверждают, что мир в принципе непознаваем, что мы имеем дело только с нашими ощущениями, чувствами, для которых неважно, существует ли внешний мир или нет. Каков внешний мир на самом деле, мы не знаем. Мы смотрим на мир, как будто сквозь искажающие очки (наши чувства, ощущения, установки) — и познаем, таким образом, Вещи для нас. В противовес агностикам, сторонники познавательного реализма утверждают, что наши знания о мире соответствуют ему, мы можем убедиться в этом на практике, через наш опыт в процессе преобразования этого мира. 
Как видим, названные выше направления основное внимание уделяют вещам абстрактным, отвлеченным. Однако в философии есть направления, основное внимание уделяющие самой жизни, ее многосторонним проявлениям, ее смыслу. Такие направления относят к экзистенциализму (экзистенция — существование). Не все экзистенциалисты приходят к аналогичным выводам, многие из них большое внимание уделяют такому фактору, как смерть и ее значению в жизни человека. 
Есть течения (направления) — «философия жизни», персонализм, философская антропология, психоанализ и пр. Как видим даже из названий, они близки, по духу, к экзистенциальным, связаны с осмыслением феномена человека и того, что связано с человеком: свобода, любовь, добро, сознание и пр. 
Особенностью современного этапа развития философии является философский плюрализм — как попытка синтеза различных философских концепций, рассмотрение их как взаимодополняющих, а не исключающих друг друга.

 

      1. Философские учения Древней Греции.Философия древней Греции

 

  Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (первая половина VI в. до н. э.), школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом.

   Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух.

   Рассматривая мир как живое целое, М. ш. не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Диалектика  в философии Гераклита

   Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений.

    Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

   Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

   Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-оккультный образ жизни, проповедуемый Пифагором.

Учение Пифагора

   Введение термина “философ” приписывается Пифагору, который называл себя не мудрецом, а “тем, кто любит мудрость”. Философы принадлежат к особому типу людей, которые вместо того, чтобы беспокоиться о славе или признании, деньгах или прибыли, всю жизнь посвящают изучению природы вещей.

О Вселенной

   Пифагор был первым, кто назвал Вселенную “Космосом” по причине той упорядоченности, которая ему присуща. По его учению основополагающие принципы мироздания можно выразить языком математики. Объединяющим началом всех вещей служат числовые отношения, которые выражают гармонию и порядок природы: “Все вещи суть числа”.

   Вселенная, по Пифагору, шарообразна и состоит из десяти небесных сфер. В центре вселенной расположен не видимый с земли “огонь”, называемый пифагорейцами “стражем Зевса”. Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю. Каждая сфера, поскольку она определена числом, издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор.

О Боге

   По учению Пифагора, “Бог – это число чисел”, это единый Бог, заключающий в себе все. Бог проявляется как закон и сам есть закон. А принятие этого Закона – Клятва послушания закону. Пифагорейцы, давая клятву, были убеждены, что дело, которое они обязуются исполнить, освящено божественным Законом.

Об эволюции

   Другая сторона учения Пифагора говорит об Эволюции, как законе космоса, едином для всего. Бессмертная душа человека, следуя этому закону, переходит из одного тела в другое, набирается необходимого опыта, познает мир, законы, Природу, завоевывает Мудрость, чтобы возвратиться на свою Божественную Родину.

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»):

в широком смысле —  древнегреческое просторечное обозначение  философа, мудрого человека;

в узком смысле — философская школа, представители которой (в основном греки V—IV вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги.

   Наиболее известные представители софистической философской школы — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Общим для софистов было противостояние появлявшимся в то же время Сократу и сократикам.

   Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора. Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла («софия»–мудрость).

   В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях.

    Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 до н. э., Афины — 399 до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека.

   Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов (ведь они, например, брали за обучение деньги), в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа. Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора.

Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности. По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.

Более того, для Сократа  знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку».

  1. Становление европейской философии в Древней Греции

Демокри́т Абдерский (др.-греч. Δημόκριτος; приблизительные годы жизни: 460 до н. э. — 370 до н. э.) — древнегреческий философ-материалист, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.

   В своих философских воззрениях выступал с оппозиционной  Элеатам точкой зрения в отношении мыслимости множества и мыслимости движения, однако полностью соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным, метафизическим, материальным.

Атомистический  материализм

   Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично,сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"