Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия",

Файлы: 1 файл

otvety_po_filosofii.doc

— 576.00 Кб (Скачать файл)

В начале 20 века практически каждый образованный человек на Западе читал про коня по кличке Умный Ганс. Этот конь, якобы, умел складывать, вычитать, оперировать простыми и десятичными дробями, читать, составлять слова, указывать время, различать цвета, идентифицировать предметы, показывать чудеса памяти. Он отвечал на поставленные вопросы либо постукивая копытом определённое количество раз, либо кивая головой в направлении нужного предмета или букв. Владелец коня отставной учитель математики В. фон Остен был искренне уверен, что этот конь мыслит как человек и просто этому коню не хватает достаточного уровня образования. Психолог О. Фунгст расследовал этот случай и доказал, что конь был обучен начинать и прекращать топать ногой, повинуясь непроизвольным кивкам головой любого человека, и получая подкрепление в форме морковки или кусочка сахара за, якобы, правильный ответ. Поэтому Ганс не мог правильно отвечать на вопросы людей, которые сами не знали правильного ответа и не могли непроизвольно кивать в ответ. Этот случай заставил психологов более скептически относиться ко всякого рода заявлениям о разуме животных. По моему мнению, можно сделать вывод, что у высших млекопитающих есть способность к интуиции и отсутствует способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактно-логическому мышлению. Интуиция – это восприятие окружающего мира человеком или животным с помощью бессознательного, когда на основании прошлого опыта и без всяких размышлений откуда-то из глубин подсознания у них всплывает готовый рецепт решения проблемы или готовый план действий в форме предчувствия

4.Биологическое и социальное в человеке.

Человек – это  разумное животное, имеющее способность  к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания жизнеспособности нуждается в пище и кислороде, Как и все живые организмы, человек растёт, стареет и умирает. Но разум человека способен сформироваться только в обществе. Ребёнок, полностью изолированный от других людей как Маугли, не сможет научиться говорить, мыслить, не получит технических способностей. Только общество может развить эти способности, может научить ребёнка. Поведение животных в большой степени обусловлено врожденными инстинктами, передаваемыми по наследству, животное часто действует как запрограммированный автомат. Поведение человека в большой степени есть результат процесса обучения.

5.Происхождение человека.

Долгое время  ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма  сменяла другую, и каждая новая  была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Иногда несколько разных видов гоминид, находящихся на разных "уровнях" близости к человеку, сосуществовали в одном и том же месте, в одно и то же время.

Приматы появились 65 млн. лет назад. Из общей массы  живых существ они выделялись своим интеллектом, у них наибольший объём мозга по отношению к  размерам тела. Около 12 млн. лет назад  приматы начали развиваться по двум разным линиям – таким образом, люди отделились от больших обезьян, наших ближайших родственников. Но общность происхождения очевидна по чертам, которые люди разделяют с шимпанзе, гориллами и орангутангами: чрезвычайная общительность, длительная забота о младенцах и способность к коллективной защите, способность прямо ходить и кисти рук, способные манипулировать предметами. Около 3 млн. лет назад наши предки сошли с деревьев в высокие травы Центральной Африки. Там, передвигаясь на двух ногах, они усвоили преимущества коллективной охоты и начали пользоваться огнём, орудиями и оружием. Они строили примитивные укрытия и шили примитивную одежду. 250 тыс. лет назад появился наш собственный вид – Homo sapiens (лат. «человек разумный»). 40 тыс. лет назад по Земле ходили люди, которые ничем внешне не отличались от современных людей. 12 тыс. лет назад в Египте и Двуречье возникли первые цивилизации.

· Homo neanderthalensis

Неандертальцы населяли Европу и Западную Азию (от Испании  до Узбекистана) 200 000 - 28 000 лет назад. Климат тогда был холоднее, и за время существования неандертальцев несколько раз наступали ледниковые эпохи. Неандертальцы, по всей видимости, НЕ являются прямыми предками совр. людей, они независимо произошли от питекантропов. Неандертальцы отличаются от современного человека более низким лбом, выступающим затылком, надбровными дугами. Объем мозга - как у современных людей или даже больше. Неандертальцы уже умели разводить огонь, они питались почти исключительно мясом (охота), каннибализм у них был очень распространен. У них появились первые мистические/религиозные верования: они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы цветами. Культура неандертальцев ("мустьерская") - это, прежде всего, обоюдоострые рубила, заточенные более качественно, чем аналогичные орудия предков; а также разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш. У неандертальцев имелись также деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время, уже во время контактов с сапиенсами у неандертальцев появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде "флейт" - кости с просверленными дырочками, "скульптуры").

· Homo sapiens – человек разумный.

Объем мозга у  представителей этого вида - в среднем 1300 куб. см. Уплощенный, высокий, почти вертикальный лоб. Надбровные дуги редуцированы. Возраст древнейших находок в Африке - 130 000 лет. Примерно 50-55 тыс. лет назад началась великая экспансия Homosapiens. Вначале, по-видимому, они двинулись в южную и юго-восточную Азию, где не было неандертальцев. Представители этой "волны" расселения проникли в Австралию (около 50 тыс. лет назад), где, по-видимому, вызвали чрезвычайно быстрое опустынивание континента и массовое вымирание крупных животных. Из костей древнейшего австралийца, возрастом около 50 тыс. лет, удалось извлечь митохондриальную ДНК - она оказалась весьма отличной от того, что встречается у современных людей. Это говорит, по крайней мере, о нескольких волнах расселения сапиенсов, и о том, что некоторые из этих волн могли не оставить потомков среди современных людей. Несколько позже (40-35 тыс. лет назад) произошло вторжение сапиенсов в "исконные земли" неандертальцев - Европу. Довольно долго (40-28 тыс. лет назад) сапиенсы и неандертальцы жили на одной территории. Вероятно, неандертальцы были постепенно вытеснены сапиенсами, хотя подробности этой борьбы до сих пор не известны (были ли прямые столкновения или только конкурентное вытеснение за счет более эффективных методов охоты?). У сапиенсов, хлынувших в Европу, в самом начале этой экспансии произошел качественный скачок в культурном развитии. В археологии этот момент соответствует переходу от среднего палеолита (т.н. мустьерская культура, носителями которой были преимущественно неандертальцы) к позднему палеолиту. Европейских сапиенсов возрастом 40 тыс. лет и менее традиционно называют кроманьонцами. У них впервые появилось настоящее искусство (наскальная живопись); резко ускорился технический прогресс; усовершенствовались приемы охоты. Последнее, впрочем, имело и негативный эффект в форме возможной роли первобытных охотников в массовом вымирании крупных животных примерно 10 тыс. лет назад. Согласно одной из гипотез, расовые различия современных людей унаследованы от Homo erectus; человек современного типа независимо развился в нескольких районах из местных популяций Homo erectus. Согласно другой гипотезе, современный человек появился лишь однажды в каком-то небольшом районе (в Африке), оттуда он расселился по всему Старому Свету, вытеснив (истребив) всех архаичных людей - питекантропов и неандертальцев. Молекулярные данные свидетельствуют в пользу второй гипотезы - единого происхождения Homo sapiens примерно 150-200 тысяч лет назад. Все современные люди весьма мало отличаются друг от друга генетически (генетические различия между расами людей в целом меньше, чем между разными особями шимпанзе в одном стаде).

 

28.Проблема  смысла жизни человека в философии. 

Рассматривая вопрос, уместно  выявить, как эта проблема рассматривалась  в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем  призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.  
 
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.  
 
В современной христианской православной традиции провозглашается: "человек не имеет границ своей человеческой природе". Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же. Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра. Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.  
 
Сторонники материалистических представлений полагают, что развитие человека и человечества определяются их внутренней логикой саморазвития. Предназначение человека не имеет ничего общего с неким мировым разумом, абсолютом или богом. В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.  
 
Поэтому, категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.  
 
Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.  
 
Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто другой", пишет в своей книге "Время человеческого бытия"талантливый философН.Н.Трубников.  
 
Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.  
 
Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. 

 

29. Сознание, его происхождение и  сущность.

 

Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном и мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроля поведения человека за счёт рефлексии.

Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием  сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его  стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание  ограниченной связи с другими  лицами и вещами, находящимися вне  начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи  такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они  формируются лишь тогда, когда человек  выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что  отражение в неживой природе  соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической  форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Сознание зарождается  в труде, а также через язык и общение.

Вместе с возникновением труда формировался человек и  человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей  и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением  общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений  к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. В речи человек  фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся  нормы, специфичные у каждого  народа, в одном и том же объекте  оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

 

Теории:

  • Дуализм Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомнится в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

  • Идеализм Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

  • Материализм Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"