Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия",

Файлы: 1 файл

otvety_po_filosofii.doc

— 576.00 Кб (Скачать файл)

Уровни  научного познания

теоретический уровень: восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматизация

эмпирико-теоретический  уровень: абстрагирование, анализ, синтез,

индукция, дедукция, моделирование, исторический, логический

эмпирический  уровень: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент

Формы научного познания

1.Научное исследование  начинается с постановки проблемы. Проблема - то, что не познано человеком и что нужно познать. Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека, в виде некоторого стремления к новому знанию.

2.Для постановки проблемы  необходимы факты. Фактом называют само явление (вещь, процесс объективной реальности), а также знание, обладающее своими особенностями.

Фактическое знание достигается  эмпирическим путем. Кроме этого, для  решения проблемы необходимы знания, объективная истинность которых установлена. Это достоверное знание является фактом, на который опираются в ходе исследования.

3.Стержнем, направляющей  программой научного исследования  является идея. Её смысл заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность явлений без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которых делается вывод.

 

4.Научная идея находит  свою специфическую материализацию  в гипотезе. Эта форма знания характеризуется проблематичностью и недостоверностью. Она требует проверки и обоснования. В гипотезе органически сливаются два момента: выдвижение некоторого предположения и последующее логическое и практическое его доказательство.  В отличие от простого предположения гипотеза обладает рядом признаков. К ним относятся:

а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования  которых она создана;

б) проверяемость;

в) приложимость к возможно широкому кругу явлений;

г) относительная простота.

5.Проверенная и доказанная  гипотеза переходит в разряд  достоверных истин, становится научной теорией. Это наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются эволюционная теория, клеточная теория строения живых организмов, электромагнитная теория и другие.

 

37. Методы научного познания (опыт, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, аналогия и др.).

 

ОПЫТ - знание, приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.

НаблюдениЕ - общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Зрительное наблюдение - наблюдение, осуществляемое невооруженным глазом или с помощью оптических приборов.

Эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Индукция - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.

Дедукция – процесс логического вывода на основе перехода от общего положения к частному. Дедукция - основное средство доказательства.

Аналогия - познание путем сравнения. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез.

 

38. Специфика общества как большой  социальной системы. Структура,  элементы и ие-рархические уровни  общества.

 

Социальная  система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.

Социальная  система может быть представлена в трех аспектах.

Первый аспект – как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.п.);

второй – как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют;

третий – как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения данной системы.

Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй – с понятием социальной организации и третий – с понятием культуры. Социальная система, таким  образом, выступает как органическое единство трех сторон – социальной общности, социальной организации и культуры.

Социальная  структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальные  общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

статические (номинальные  категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих       различий, которые ситуационны и  не фиксированы;

групповые - малые и  большие социальные группы.

Социальная  стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам.

1. Рабочий класс: 

- высокообразованные, политически  активные;

- средне-образованные (наиболее  массовый тип);

- рабочие (берут от  государства больше, чем дают);

2. Крестьянство:

- сельские рабочие; 

- фермеры; 

- колхозники;

3. Интеллигенция; 

4. Военнослужащие;

5. Предприниматели; 

6. Крупные хозяйственные  руководители;

7. Государственные и  партийные работники; 

8. Высшее политическое  руководство; 

9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи,  священнослужители...).

 

39. Материальная жизнь общества. Роль техники в развитии общества.

 

С точки зрения материалистического понимания истории, материальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обязательное условие должно  выполняться ежедневно и ежечасно (сегодня, как и тысячи лет назад), хотя бы для того, чтобы люди могли жить.

Материальное производство, как производство необходимых для жизни человека продуктов, предполагает наличие вещественного (средств производства) и личного (рабочей силы) факторов, которые и образуют производительные силы общества.

Личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и  взаимодействии  составляют производительные силы общества.

Люди не свободны в выборе производительных сил, которые образуют основу всей истории, поскольку они (производительные силы) являются продуктом деятельности предшествующих поколений.

Средства  производства (как вещественный элемент) включают в себя средства труда и предметы труда. Средства труда есть то, посредством чего (с помощью чего) человек воздействует на предмет труда.  Их можно разделить на две части: активную (машины, механизмы) и пассивную (здания, сооружения). Предмет труда  есть то, на что направлен человеческий труд, т.е. та часть природы, которая уже вовлечена человеком в процесс производства.

Рабочая сила есть способность к труду, совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек, и которые он  использует для создания необходимых ему продуктов.

 

Люди не могут производить, не соединяясь, друг с другом определенным образом. Отношения,  в которые вступают люди в процессе производства и по поводу производства называются производственные отношения.

Производственные отношения - отношения людей, которые складываются по поводу производства, и являются системой, включающей два уровня:  организованно-технический (или собственно-производственный) и экономический.

Роль техники  в развитии общества

Техника – это система искусственных органов (инженерные сооружения и машины), которые используются человеком в разных сферах его направленной деятельности – производственной, научной, педагогической, медицинской и т.д. Техника выступает определяющим элементом производительных сил, от нее, прежде всего, зависит производительность труда, качество и характер процесса труда, возможность использования сил и свойств природы.

"Экономические эпохи  различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими  средствами труда".

Освоение принципа природо-машинного  производства и высокое развитие научно-технической мысли должны привести к такой ситуации, когда производство материальных ценностей будет происходить при минимальном непосредственном участии самого человека.

 

40.Природа и общество, основные  этапы их взаимодействия.

 
Общество в XX в., пожалуй, впервые осознало свою реальную связь с географической оболочкой Земли, с ее биосферой. До этого, в ранние эпохи истории человечества, процветали идеи если и не абсолютного, то очень важного и в каких-то аспектах определяющего влияния географи<span class="dash041e_0


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"