Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы по курсу «Философия»

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Типы мировоззренческих систем:

-Космоцентризм, древней демократической философии

-Теоцентризм, философии и культуры средних  веков.

-Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.

Структура:

1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания  как основной компонент в структуре  мировоззрения задают обобщенную  модель мира и места в нем  человека.

-Натуралистические(природные)

-гуманитарный(социальный) компоненты

-методологическая

2.ценности-аксиология. Ценность-категория, указывающая на  личностное, социальное или общечеловеческое  значение определённых явлений  действительности. Ценности в мировоззрении  выполняют нормативно-регулирующие  функции. Они определяют правила  и принципы социальной жизни  человека, детерминируют важнейшие  императивы и ориентации его  поведения и деятельности. Свои  основные функции ценности реализуют  в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических  взглядов и убеждений.

-предметная  ценность

-субъективная  ценность

3.убеждения-праксиология-раздел  фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает  как регулятивы своей деят-ости.

4. чувства, эмоции. Эмоционально-чувственные компоненты  в структуре мировоззрения определяют  личностно-субъективный фон восприятия  человеком окружающей действительности  и своего места в социальном  и природном мире.

-эмоционально - психологическая (первичный образ  мира, Основанный на чувственном  восприятии, чувства, настроения) - мироощущение;

-опыт  формирования познавательных образов  мира с использованием наглядных  представлений (складывается из 1, позволяет  видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.)- мировосприятие;

-познавательно - интеллектуальная сторона (подключение  рациональных качеств) - миропонимание.

классификации :

по субъекту:

- личностная  форма -мировоззрение класса -социальной  группы -общества в целом или  определенной исторической эпохи.

По полноте:

 а) нетеоретическое  формами которого выступают обыденные  или стихийные воззрения на  мир, мифологическое и религиозное  мировоззрение;

б) философско-теоретическое

в) научное мировоззрение

По генезису:

мифологическое Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Хар-ка:

1.Эмоц-образная  форма выражение 2.антропоморфизм 3.отсутствие  рефлексивности

4.неразделённость 5. практическая направленность

Функции: 1. регулирующая 2. обобщающая 3.объясняющая

религиозное – Религиозное мировоззрение 1. исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. 2. хар-ся верой в сверхъестественное 3 тенденция развития от политеизма к монотеизму 4 религиозный культ 5 иррационалистическая

Функции: 1. социально-обобщающая 2. психологическое убежищу 3 объясняющая 4 регулирующая

философское- Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

 В  нем представления о мире и  человеке обосновываются рациональными  средствами с использованием  теоретических понятий, логических  и гносеологических критериев.

 

Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.

 Термин  философия впервые возник в  Др.Греции, а в качестве обозначения  особой науки впервые употреблен  Платоном.

 В  вопросе о происхождении философии  выделяют 2 концепции: мифогенная (из  мифологии) и гносиогенная (из науки).

 Мифогенная  концепция права, когда анализирует  мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от  мифологии к философии, анализирует  мифологическое мировозренние как  предфилософское. Но не права, когда  не видит отличительных особенностей  философии от мифологии не  только по форме, но и по  содержанию.

 Гносиогенная  концепция права, когда показывает  значение зачатков научного знания  для философии . Но не права, когда  рассматривает мифологию как  нечто лишенное всяческого исторически  оправданного содержания и ценности.

 Основные философские проблемы:

1. Проблема  окружающего мира, бытия, космоса, поиск  первоосновы всего сущего.

 Опираясь  на различные науки, синтезируя  знания из различных областей, философия углублялась в раскрытие  сущности мира, принципов его  устройства, первоосновы всего сущего. Формировались различные философские  модели мира.

2. Проблема  человека.

 В  чем смысл жизни, свободен или  не свободен человек в своих  действиях

3. Проблема  взаимосвязи человека и мира, субъекта и объекта, идеального  и материального. Анализ различных  форм отношений между ними. Материализм  решает данный вопрос в пользу  первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное как  св-во материи в противоположность  идеализму, принимающему за первичное  сознание, дух и т.п.

 Структура философского знания:

1. Онтология-учение  о бытии, о первоначалах всего  сущего, о критериях, общих принципах  и закономерностях существования.

2. Гносиология - раздел философии, в котором  изучаются проблемы природы познания  и его возможностей, отношение  знания к реальности, выявляются  условия его истинности.

3. Аксиология-учение  о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи  ценностей между собой.

4.Антропология  – учение о человеке.

5. Социальная  философия

Функции философии:

1. Мировозренческая:

- на  базе философии формируется определенный  тип мировоззрения

- формирует  цели и задачи развития общ-ва  и культуры

- раскрывает  продуктивные формы отношения  с миром

2. Методологическая:

- дает  представление о познании и  набор методов познания

- формирует  общую картину мира

3.Социально-критическая:

- осмысливает  развитие общ-ва

- осуществляет  анализ причин возникающих проблем  и критику соц.действительности

- разрабатывает  новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. развития

 

 

Вопрос 3: Материализм и идеализм, как основные направления в философии: их сущность и значение.

Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

1) Что  является первичным?

материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия:, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана человеку в его ощущениях и кот. существует независимо от них. Это определение говорит о том, что:

1) Главное  св-во материи – быть объективной  реальностью, т.е. существовать вне  нашего сознания (первичность материи  по отношении к сознанию)

2) Материя  существует в многообразии конкретных  объектов, т.е. материя неисчерпаема.

3) Признается  познаваемость материального мира.

4) Материальный  мир развивается через взаимодействие  вещей и процессов. Это взаимодействие, а не Бог, выступает основанием  мира.

идеализм – такой способ философствования, кот. активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия, как вторичное сотворенное начало.

Дух есть высший цвет материи, без чего материя не полна.

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

Материализм и идеализм – противоположные философские учения. Определенной попыткой сближения можно считать дуализм – философское учение о существовании 2 независимых начал: материального и духовного. Однако дуализм лишь разновидность идеализма, поскольку как и идеализм в целом признает независимость духа от материи.

Вопрос 4: Философия древнего Китая

 Зарождение  философских представлений в  Китае относится к эпохе Западного  Чжоу (12-8 вв. до н.э.), а всю китайскую  философию можно разделить на 3 периода:

1. предфилософский (12-8 в. до  н.э.)

 Для  этого периода характерно:

 Формируются  основные литературные памятники  китайского народа: Пятикнижие - основа  мировоззрения образованного китайца. (Книга

песен, Книга истории, Книга перемен, Книга обрядов и летопись Чунь-цю), здесь уже появляются сомнения в традиционном религиозно-мифологическом мировоззрении, поднимаются проблемы зла, зарождается теодицея, попытки найти причины, вызывающие явления

природы...

Развивается почитание культа предков. С культом предков было связано учение о душе – анимизм. Китайцы приписывали себе 2 души: 1 после смерти возносилась на небо, 2 оставалась на земле и могла помогать и вредить живым. Поэтому китайцы приносили своим предкам жертвы.

жертвоприношение духам природы и предкам

мифологическая форма мышления – господствующая

Формируется поклонение Небу - всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной.

Развивается кровнородственная община, осознается её ценность.

Формируется представление о государстве, как о единой семье.

2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

 Натурфилософия  – ранняя стадия развития философских  знаний, характеризуется формированием  первоначальных реалистических  воззрений на природу (что есть  мир?)

Для данного периода характерно:

формирования идеи перемен

формирование учений об Ян и Инь – противоположные начала. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, муж. И жен. Начал. После это состояния «ци» - своего рода первобытной материи. Названо 6 состояний «ци» : суть инь, суть Ян, ветер, дождб, мрак, свет.

формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду( быть мокрой и течь вниз), огонь ( гореть и подниматься вверх), дерево ( поддаваться сгибаию), металл (изменяься), землю(принимать посев и давать урожай)

 формируется  учение о Дао как о безличном  мировом законе, кот. подчиняются  и природа и люди

3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

Для этого периода характерно:

происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

острая социальная борьба между царствами

расцвет культуры и философии

формирование даосизма, конфуцианства

Школы в китайской философии.

Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.э.) видел свою задачу в сохранении традиции и старого предания, яростно выступал против каких либо изменений в управлении страной

 Осн. Произведения: «Беседы и суждения» ( собрано учениками Конфуция )

Осн.тема: отношения человека, семьи, гос-ва. Считалось, что прочное гос-во может быть построено лишь на прочной семье. Проблема гос-ва сводилась к проблеме человека и семьи, его правелной жизни и самосовершенствованию. разработал концепцию «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими качествами:

а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е) благопристойность, ж) разумность

Концепция «Б.м.» может проявляться в следующих отношениях:

* государство  и подданность

отец – сын

старший брат – младший брат

муж – жена

Даосизм

 Основатель  – Лао-цзи

Основное произведение «Учение о правильном о пути и добродетели»

Осн. Категория - дао

Дао употребляется:

дао – это порожденное начало

дао – это синоним мирового целого

дао – закон бытия космоса

дао – это источник движения

В Дао все объединено в нечленимое целое. Человеческая жизнь рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии собственного «я№, слияние с космическим потоком Дао дает мудрому бессмертие.

При жизни человеку следует придерживаться принципу недеяния ( у-вэй),недеяние как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Принцип «забивания гвоздей»

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»