Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

Сложность философского определения человека заключается в том, что :

по отношению к человеку сложно сохранять беспристрастность

человек слишком уникален и одновременно универсален, чтобы его можно было определить обычным философским путем

определение человека возможно только через определение мира человеческого бытия, а это-все.

 В широком смысле:

Человек -точка пересечения различных проекций бытия, вбирающая в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики; человек выступает одновременно как микрокосм, микротеус и микросоциум.

В узком смысле:

Человек -некое биопсихосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. Наиболее классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух.

На уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Тело – материально-природное основание человеческого бытия.

Душа – 1) особая жизненная энергия, кот. определяет сроки земного существования человека

2) индивидуализирующее  человека начало, выступающее носителем  воли, свободного выбора.

Дух обращен к описанию всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся сущностные родовые особенности человека, в качестве которых в философии чаще всего назывались разум и социальность.

1) Дух  как разум или разумная душа. Разум, кот. объединяет людей, т.к. все  носители разума

2) Св-во  социальности, общественности, политичности. «Человек – политическое животное»

Основные стратегии интерпретации человека:

Натурализаторская:

Человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, чтобы было невозможно в др. природных образованиях.

Человек – это природное живое существо, рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. Сформировался в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом.

Классическая версия (Мандевиль, Ламетри, Дидро и др.) понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенное и царственное начало.

Неклассическая версия ( Ницше, Фрейд)

Человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», тупик природного развития. В философии ХХ в. появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма. Культура –совокупность механизмов, компенсирующих биологич. недостаточность человека. Его сила укорена в природной слабости.

Экзистенциально-персоналистская (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.)

человек как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Ж.-П.Сартр -у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя.

Рационалистическая (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.)

Сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличии от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум это то начало, посредством кот. преодолевается естественно природное в человеке.

Социологизаторская

Марксистская версия ( Маркс)

Сущность человека – совокупность всех общественных отношений. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

Структуралистская (20 в.)

 Человек  как производная функция от  обусловливающих его опыт социальных, политических и семантических  факторов. Человек задан как точное  пересечение различных дискуссионных  практик культуры и общества.

 Реальная  истина о человеке должна реконструироваться, исходя из всех этих подходов, поскольку человек – это одновременно  природное, социальное и индивидуально-творческое  начало.

 Изменение образа человека в истории:

Античность –космоцентризм. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. Идеал человека- мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. Классический период (Сократ) проблема человека выдвигается на центральное место. Средневековье -характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога. Христианство -Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Возрождение антропоцентричность, в центре проблема человека, как самоценного существа..

Западноевропейская философия 17 в- Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.

Взаимодействие биологического и социального. Две позиции:

 Природа  человека биосоциальна. Биологическую  природу человека определяет  совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду.

Природа человека всецело социальна. Человек не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у человека мышления.

Проблема антропосоциогенеза выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Во многом она конкретизирует проблему определения сущности человека, акцентируя те характеристики, кот. обуславливают уникальность человеческого статуса в природе.

Концепции происхождения человека:

Креационалистская концепция

 рассматривает  человека как продукт специального  божественного творчества, высшее  и наиболее совершенное создание  Бога на земле, его образ и  подобие. Понимание человека как  принципиально иного по сравнению  с остальной природой образования. Человек слишком уникален, поэтому  для его появление необходимо  участие надприродных, сверхъестественных  сил, Бога.

Эволюционная концепция (Дарвин)

 Эволюционизм - идея естественного происхождения  человека из животного царства. Эволюционизм сегодня выступает  наиболее авторитетной версией  антропогенеза как в науке, так  и в философии. В современной  науке возникновение первых гоминидных  существ, ставших промежуточным  звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду 5-8 млн.лет  назад. Биологически они уже отличались  рядом признаков, получивших название  гоминидной триады:

- прямохождение

- изменение  руки

- увеличение  объема головного мозга

 Естественный  отбор.

 Трудовая концепция (Льюас Морган, Энгельс, Маркс)

Труд (целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда) становится сущностной характеристикой человека. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу.

 Труд  не только биологически оформил  человека, но и стал причиной  его социальности и культуры. Развитие орудий труда, переход  от присваивающей экономики к  производящей были связаны с  переходом от первобытного стада  к общ-ву. Отношения труда и  собственности лежали в основании  первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и закона.

 Недостатки  марксистской концепции (Мэмфорд):

1. переоценка  роли орудий труда

2. орудия  труда могут изготавливаться  и животными, животные иногда  могут построить такое, что для  человека немыслимо.

Игровая концепция (Хейзинг; его произведение – «Человек играющий», 1938 г. )

 Игра - форма своеобразной творческой  активности. Игра, освобождая от  гнета повседневности, одновременно  подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками  игры являются наличие у нее  своего временного ритма, закрепленного  в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила  действуют с непреложностью закона. Подобно тому, как в индивидуальном  развитии ребенок приобщается  к миру взрослых через игру, а не труд, точно также, играя, человечество вступило в свою  историю.

 Психоаналитическая концепции ( Фрейд )

 Возникновение  культуры и человека обусловлено  появлением культа, краеугольные  основания которого составляют  тотем и табу. Появление их  стало следствием разыгравшейся  в первобытной орде «эдиповой»  драмы, связанной с восстанием  сыновей против отца. Разрыв органичной  целостности общины, вызванный убийством  ее предводителя, стал предпосылкой  для обожествления предка в  форме тотема как прародителя  и защитника рода. Одновременно  происходит табуирование сферы  сексуальных отношений, явившихся  видимой причиной сыновнего бунта. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности  страха и стыда, начинают определять  направленность последующего развития  человека и культуры.

 Семиотическая  модель

 

 Рассматривает  культуру как особая знаково-символическую  реальность, сердцевину которой  составляет язык. Язык выступает  посредником между человеком  и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают  реальные объекты и процессы. Язык, традиционно рассматриваемый  как средство общения и коммуникации, в рамках семиотической модели  превращается в подлинного демиурга  культуры и человека.

Синтетическая модель

 Собирает  рациональные моменты из каждой  концепции. Указывает на:

1.эволюционность

2.преемтсвенность

3. формирование  социальности

 Особенности развития человека:

1. прямая  походка, освобождение передних  конечностей

2. взгляд  вперёд -видеть в трёх направлениях

3. большой  мозг и развитая нервная система

4. длительная  зависимость детей от родителей

5. устойчивость  сексуальных влечений формы семьи

Уфологическая

 

 Вопрос 25: Познание как предмет философского анализа.

Гносиология - раздел философского знания, изучающий закономерности познавательного процесса.

Познание – социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах.

 Классификация знаний в гносиологии:

 а) знание  как информация об объективном  мире, природе и

 обществе (естественно-научные и гуманитарные  знания)

 б) знание  о внутреннем мире человека,в  котором содержатся представления  о сущности и смысле 

 самопознания (психологические знания)

 в) знание  о программах и методах преобразования  природного и социокультурного  мира (методологическое знание).

 Развитие  познания идет в зависимости  от развития общ-ва и культуры.

 Виды познания:

 Мифологическое

 Религиозное

 Художественно  – образное

 Обыденное

 Научное

 Вопрос о познании получил 2 трактовки:

1) Познание  возможно, т.е. разум может отражать  действительность

2) Отрицание  познания

На природу познания 2 точки зрения:

 а)гносеологический  оптимизм (гностицизм).(Аристотель, Гегель), исходят из тезиса о принципиальной  познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно  отражаются объекты исследуемой  реальности.

 б) агностицизм- философское учение, частично или  полностью отрицающее познаваемость  мира. Одним из наиболее известных  представителей агностицизма являлся  И. Кант, утверждавший, что мир объектов  есть непознаваемые «вещи-в-себе». Разум может познать только  внешнюю стону , а не сущность.

 в) скептицизм

 В IV в. до н. э. древнегреческий философ  Пиррон обосновал позицию скептицизма, в которой познавательные способности  человеческого разума подвергались  принципиальному сомнению. Разум  может познать только внешнюю  сторону, сущность непознаваема. Впоследствии  усилиями представителей античного  скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст  Эмпирик и др.) была развита  идея о том, что наиболее приемлемой  познавательной ориентацией субъекта  является воздержание от суждений  относительно способности человека  достичь достоверного и истинного  знания. Нового времени идеи скептицизма  были возрождены в учениях  П. Гассенди, П. Бейля и особенно  английского философа Д. Юма, который  сформулировал систему аргументов  против способности разума постичь  природу каузальных связей в  мире.

Категории познания.

Субъект познания – человек или группа людей, осуществляющих познание.

Объект познания- предмет или явление окружающегося мира, на который направлено познание.

Сложились несколько программ понимания субъектно-объектных отношений:

1. Наивно-реалистическая (Дидро, Фейербах)-субъект познания  трактуется как антропологический  субъект, т. е. как сформировавшийся  в естественной эволюции, а объект  – материальные предметы реального  мира.

2. Идеалистический  эмпиризм (Юм, Беркли, Мах)- субъект познания  как совокупность познавательных  способностей, в основе которых  лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»