Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:52, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1:Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.
Типы мировоззренческих систем:
-Космоцентризм, древней демократической философии

Файлы: 1 файл

Вопросы по философии.docx

— 189.49 Кб (Скачать файл)

3 этап: мир-экономика (с XV – XVI вв.): становление  буржуазных отношений. Характеристики: 1) ведущая роль промышленности; 2) интерес к научным технологиям; 3) необходимость высокой квалификации  и специализации; 4) высокие темпы  роста заработной платы и жизненного  уровня. Формируются 3 компонента экономики: 1) ядро (США, Япония, Западная Европа); 2) периферия (напр., страны Африки); 3) полупериферия (страны бывшего СССР  и Китай). Данному этапы развития  хозяйства сопутствуют кризисы: экологические, энергетические и  т.д.

4 этап: после 2020 г. – изменение векторов  развития.

 

Вопрос 35: Материальное производство. Понятие, структура и закономерности развития способа производства.

Материальное производство – производство, направленное на создание различных материальных благ.

 Способ производства – понятие, фиксирующее при помощи каких факторов, как осуществляется материальное производство. Способ производства включает в себя две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы характеризуют отношение общества к природе, степень господства над ней. Они представляют собой единство субъективных (человек) и вещественных (техника, предметы труда) факторов материального производства. Иными словами, производительные силы – это единство человека как субъекта производства и средств производства.

 Под средствами производства понимается системная совокупность взаимодействующих средств труда и предметов труда. Средства труда – комплекс вещей, которые человек помещает между собой и преобразуемой реальностью в целях воздействия на нее. Сами средства труда состоят из орудий труда, которыми непосредственно оперирует субъект производства, и технической инфраструктуры, которая обеспечивает процесс производства. Предмет труда – это все то, на что направлен труд человека.

 Вторую  сторону способа производства  составляют производственные отношения. Их разделяют на экономические  и технологические отношения. Экономические  отношения возникают между людьми  непосредственно в процессе производства, распределения, обмена и потребления  материальных благ. Центральное  место среди данных отношений  занимают отношения собственности  на средства производства. Собственность  – не сама вещь, а отношения  людей по поводу вещей. От конкретного  содержания отношений собственности  зависит характер экономической  системы, что находит свое выражение  в исторически известных типах  производственных отношений –  первобытнообщинных, рабовладельческих, феодальных, капиталистических, социалистических. Технологические отношения задаются  самой технологией труда (горизонтальные  технологические отношения), особенностями  его организации, последовательностью  трудовых операций и спецификой  управления (вертикальные). Производственные  отношения характеризуют экономические  позиции, в которых находятся  классы, социальные группы по  отношению к собственности, обмену, распределению производимых благ.

 Закон  соответствия производственных  отношений уровню и характеру  развития производительных сил: производительные силы на определенном  этапе перерастают рамки производственных  отношений, что, в свою очередь, приводит  к социальной революции и переходу  к более высокой общественно-экономической  формации.

 

 

Вопрос 36: Понятие техники, концепция технократизма в социальной философии

 Под техникой понимают систему искусственных органов деятельности общества, развивающуюся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков опыта и знаний человека. При таком подходе атрибутивным свойством техники выступает способность преобразовывать реальный мир.

 Существуют различные классификации развития техники. Одна из наиболее часто встречающихся типологий в качестве критерия использует подход, фиксирующий процесс передачи техническому устройству тех функций, которые ранее выполнялись самим человеком. При этом выделяются следующие последовательные ступени развития техники: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Основное внимание здесь уделяется совершенствованию техники и изменению связи между субъектом производства и техническим устройством.

 С  феноменом техники тесно связано  и понятие технологии, которое  обозначает складывающиеся на  определенной технической основе  отношения производителя материальных  благ к предмету и средствам  своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует  в ходе производственного процесса. С точки зрения развития технологии  в истории цивилизации можно  выделить следующие сменяющие  друг друга технологические способы  производства: присваивающий, аграрно-ремесленный, индустриальный, информационно-компьютерный. Каждый из них представляет  собой единство:

  • материально-технической основы, т. е. определенной системы орудий труда;
  • отношений субъекта производства к предметам своего труда, т. е. характер труда;
  • отношений субъекта производства с другими людьми, которые вместе с ним участвуют в процессе производства, т. е. отношения разделения труда, управления трудом и др.

Технократизм (букв. власть техники) – концепция, абсолютирующая роль техники в развитии общества:

- техника- главная движущуя сила общества

- техническая  элита- элита общества

- признание  технического типа мышления

Этапы развития понятия технократизм:

1) период  зарождения(Новое время, эпоха Просвящения)

2) классический  технократизм (XIX – XX вв.)Веблен, Скот

 Экономика  и техника- ведущая отрасли. Установка  на персональную ответственность, профессионализм

3) современный  технократизм (Тоффер, Масуда) баланс  между технологической и моральной  сферами жизни общества. Экономика  идет параллельно с моралью  и культурой

Черты классического технократизма:

  • выделение особой роли техники;
  • выделение особой роли научно-технической элиты;
  • особый научный стиль мышления.

 Технократизм  базируется на принципе технологического  детерминизма - установка в философских  и социологических концепциях, исходящая  из решающей роли техники и  технологии в развитии социально-экономических  структур.( родоначальник – Вайд  выделяет 3 сферы общества: техническая, социальная, философская)

 

Вопрос 37:Сущность и значение формационного подхода к обществу

В философии существует 2 подхода интерпретации истории: линейный и циклический.

Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия регрессизма и прогрессизма. Общим для них является констатация направленности и поступательности развития общества, различным же – вектор этой направленности и характер смены состояний социодинамики. Прогресс – последовательное совершенствование общественной жизни и ее переход ко все более высокому качественному состоянию («восходящее» развитие); регресс – последовательное ухудшение состояния и разрушение форм организации общества («нисходящее» развитие).

Особый вариант прогрессизма характерен для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершается закономерно, через смену качественно определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Этапы (стадии) смены качественных состояний общества Маркс обозначил понятием «общественно-экономическая формация» - конкретный исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон, характеризующийся специфическим базисом и надстройкой.

 Понятие  базиса как совокупности производственных  отношений выражает их социальную  функцию как экономической основы  общественной жизни. Надстройка  – совокупность общественных  идей, идеологических отношений (те  отношения, которые складываются, проходя  через сознание людей) и закрепляющих  их общественных учреждений и  организаций, возникающая на основе  определенного экономического базиса, органически связанная с ним  и активно воздействующая на  него.

 Основу  формации составляет способ производства, а в нем производственные отношения  и производительные силы. Конфликт  между ними, вызванный катастрофическим  отставанием первых от вторых  ведет к смене способа производства, а значит и типа формации, а  так как в организации общественного  производства прогресс очевиден, то можно говорить и о прогрессе  общества в целом.

 Всю  историю Маркс разделил на 5 периодов (или общественно-экономических  формаций): первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и  коммунистический.

Сильные стороны формационного подхода к обществу:

  • позволяет обобщить и выработать общую схему мирового процесса;
  • берет объективный критерий периодизации;
  • рассматривает источник развития (классовая борьба);
  • хорошо объясняет историю развития общества.

Слабые стороны:

  • этот подход европоцентиричен;
  • плохо объясняет будущее;
  • этот подход заидеологизирован.

 

 

 

Вопрос 38: Сущность и значение цивилизационного подхода к обществу

 В  философии существует 2 подхода интерпретации истории: линейный и циклический. Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия регрессизма и прогрессизма. Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глубокую древность. Одним из первых попытался теоретически обосновать циклическую модель истории итальянский философ ХVIII в. Дж. Вико, Выделил три эпохи – божественную (безгосударственность и подчинение жрецам), героическую (аристократическое государство) и человеческую (представительская монархия), последовательно сменяющих друг друга.

Основные этапы эволюции термина «цивилизация»:

  1. сер. XVIII – сер. XIX вв.: Мирабо (впервые употребил термин), Гизо, Вольтер, Гегель. Цивилизация -действие, направленное на выход из примитивного состояния. Французские просветители считали цивилизованным такое общество, которое основано на принципах разума и справедливости. цивилизация – следующая ступень развития общества по сравнению с дикостью и варварством.
  2. 2-ая половина XIX в.:в развитии цивилизации видели негативные черты – односторонность материально-технического прогресса, утрата цельности личности, вред, наносимый природе.
  3. конец XIX – начало XX вв.: Шпенглер, Данилевский, Тойнби – собственно цивилизационный подход. В современности цивилизация понимается как большие, длительно существующие, самодостаточные сообщества, выделенные по социокультурному основанию, характеризующиеся объективными условиями жизни в т.ч. и способом производства.

Шпенглер. Говоря о существовании восьми великих культур в истории человечества, каждая из которых самоценна, О. Шпенглер обращает специальное внимание на западную культуру. Она с переходом западноевропейского общества на путь индустриального развития утрачивает творческий порыв и вступает в этап цивилизации – угасания культуры и господства материально-прагматических ценностей. Исторический пессимизм взглядов немецкого мыслителя заключен в названии его основной работы – «Закат Европы».

Данилевский. Концепция культурно-исторических типов русского историка Данилевского (органицистский редукционизм – сведение развития цивилизации к развитию организма): цивилизации «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают», совершая тем самым замкнутый цикл развития. Выделяя в развитии человечества десять культурно-исторических типов, которые можно понимать как относительно самостоятельные цивилизации, Данилевский отмечает, что для каждого из них характерны единый язык общения, разнообразие этнографического материала, политическая независимость и способность к духовному развитию. Различает их приоритет ценностных ориентаций: у древних греков это искусство, у римлян – право и политическая организация общества и т. д. Что касается нарождающейся славянской цивилизации, перспективы которой оцениваются им оптимистически, то у нее проступает не один, а ряд ценностных приоритетов, среди которых выделяется приоритет справедливого устройства общественной жизни.

Тойнби. Концепция локальных цивилизаций. Основными этапами социодинамики цивилизаций являются «возникновение – рост – надлом – распад». Выделяя 37 цивилизаций, Тойнби ставит вопрос о причинах их возникновения, развития и гибели. Они состоят в действии двух механизмов. Первый – это механизм «Вызова-и-Ответа», означающий реакцию сообщества на внешние воздействия географической среды и других сообществ. Второй механизм «Ухода-и-Возврата» регулирует характер отношений между придающим импульс развитию общества творческим меньшинством (элитой) и обладающим способностью к подражанию большинством населения. Распад локальной цивилизации происходит тогда, когда отсутствует достаточный Ответ на Вызов и когда творческое меньшинство, время от времени уходящее с позиций лидера «в тень» для восстановления сил, больше не возвращается, а его место занимает «подражающее большинство».

Сильные стороны цивилизационного подхода к обществу:

  • дает более детальный анализ отдельных обществ;
  • на первый план выдвигает культурные, психологические особенности;
  • ориентация на личностный фактор.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»