Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 13 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Философия языка. зачет..docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

Вопросы  к зачету по Философии языка.

1.Философия языка и  определения.

2.История философии языка.

3. Этапы становления философии  языка.

4.Язык.

5. Виды знаков.

6. Семиотика и ее разделы.

7. Функции языка.

8. Гипотеза происхождения  языка.

9. Обзор. Современное философское  понимание языка.

10. Гумбольт: концепция языка.

11. Лингвистическая относительность  Сепир и Уорф.

12. Людвиг Видгинштейн. Логика философских трактат.

13. Языковые игры. Поздний  Лингвиштейн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы  к зачету по «Философии языка» 4 курс.

1.Философия языка  и определения.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА — исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и знания.

 

2.История философии  языка.

Философия языка — одно из наиболее влиятельных направлений современной западной философии, в центре внимания которого представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Предшественниками философско-лингвистического направления были Аристотель .И. Кант, Ж. Ж. Руссо, Дж. Милль ,В. Гумбольдт и другие. Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: на место «идей» приходят лингвистические сущности — предложения и термины. Познающий субъект зачастую сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, и дискурс начинает рассматриваться как автономный.В то же время так называемый «лингвистический поворот» характерен для чрезвычайно широкого спектра современных линий развития философии, в него попадают феноменология и герменевтика, структурализм и постструктурализм. Современная философия считает в принципе проблематичным отвлекаться от языкового аспекта философских проблем. Начиная со второй половины XX века, все основные разделы философии испытывают как минимум стилистическое влияние философско-лингвистических ходов мысли.

 

3. Этапы становления  философии языка.

Философия языка берет  свое начало в работах Платона и Аристотеля, в книгах средневековых авторов, логико-математических разработках Дж. Буля и Дж. Милля. Этапы становления философии языка:1этап: 80-е гг. XIX века — 30-е гг. XX века. Борьба с неогегельянством, обоснование философско-лингвистических методов анализа. Идея Л. Витгенштейна, что философия — это процедура «логического прояснения мыслей», устранение псевдопроблемных ситуаций из процесса познания. Зарождение концепций логического позитивизма в Венском кружке занимавшемся проблемами логического анализа науки. Идея аналитики науки. Язык должен сделать науку понятной.2Этап: конец 30-х гг. ХХ в. по 60-е гг. —  Отказ от философско-лингвистического исследования к анализу повседневных языков («поздний» Л. Витгенштейн, Дж. Остин). Возникновение концепции «языковых игр» как правил, складывающихся в процессе человеческой деятельности и выражающих принципы жизни человека в целом. 3 этап: 70-х — 90-х гг. ХХ в. философия языка становится во многом психологически ориентированным знанием (работы Я. Хинтикки, Дж. Сёрла, Д. Даннета и др.). На первое место выходят философские проблемы сознания и философия психологии.

 

4.Язык.

ЯЗЫК - сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления.

 

5. Виды знаков.

Ч. С. Пирс предложил следующую классификацию  знаков.

1. Иконический знак - характерно определенное подобие изображения объекту.

2. Знаки-индексы характеризуются смежностью знака и объекта.Между ними есть определенная причинно-следственная связь, которая проявляется в виде  общей характеристики с объектом.(дыра от пули как знак выстрела,)  
3.  Знаки символы - не имеет видимой  связи между знаком и объектом.  Simbolon  (греч) – совпадение, слияние, соединение, встреча двух начал .    

 

6. Семиотика и  ее разделы.

Семиотика (семиология) - научная дисциплина, изучающая природу, виды и функции знаков, знаковые системы и знаковую деятельность человека, знаковую сущность естественных и искусственных языков с целью построения общей теории знаков. Семиотика изучает  явления человеческого разума (когнитивные структуры). Элементарная единица семиотики – знак. Знак– отметка, изображение с определенным смыслом.  Основные разделы семиотики:1) СИНТАКТИКА. -Раздел семиотики, изучающий правила сочетаемости знаков друг с другом. 2) Семантика. - раздел семиотики, в котором изучаются значение и смысл различных знаковых форм, в т. ч. и языковых знаков и выражений.3) Прагматика-раздел семиотики, посвященный рассмотрению и изучению отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе.

 

7. Функции языка.

1) эмоционально-экспрессивная функция языка — Одна из базовых функций языка: предназначение языка быть одним из средств выражения чувств и эмоций. 2) Когнитивная функция языка- (Познавательная, гносеологическая функция языка) Одна из двух главных базовых функций языка: предназначение языка быть «непосредственной действительностью мысли» (К. Маркс), т. е. являться важнейшим орудием мышления.3) Информационно - трансляционная функция языка - Передача информации. 4.) сигнификативная функция- различительная функция.5) Коммуникативная функция языка связана с тем, что язык прежде всего является средством общения людей

8. Гипотеза происхождения  языка.

1)Религиозные  теории. Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов. 2)Античные гипотезыОсновы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы. По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы - сторонников "фюсей" (по природе. Гераклит Эфесский)) - и приверженцев "тесей".( Язык возник между людьми и не является естественным. Демокрит , Аристотель. У каждой вещи может быть несколько названий.)3) Гипотезы нового времени -Язык возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы: теория "гав-гав". Лейбниц. Он подразделял звуки на сильные, шумные (напр, звук "р") и мягкие, тихие (напр., звук "л").4) Междометная гипотеза-Эмоциональные выкрики от радости, страха, боли и т.д. привели к созданию языка. Ироничное название этой гипотезы: теория "тьфу-тьфу".Шарль де Бросс. А) Биологическая гипотеза -Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Август Шлейхер. Б) Жестовая теория-Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно.5) Трудовые гипотезы. Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков).

 

9. Обзор. Современное  философское понимание языка.

Язык в рамках четырех ведущих современных философских направлений: феноменологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма. 1.Феноменологи на первое место ставят анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками выработанных сознанием образцов, эйдосов. 2.Аналитики. Для них все богатство жизни содержится в языке. Все богатство сознания и практики человека изначально дано в языке. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом. 3.Герменевтики. - понимают язык как само бытие сущности. "Язык - это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание",- подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевтика крайне важно единство внутри следующей триады: сущность мира - язык - переживание. 4.Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Постмодернисты отдают приоритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства - от удовольствия и наслаждения до боли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык - это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить ее. В современной философии языку придают самостоятельное значение.

 

10. Гумбольт: концепция языка.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), «один из величайших людей Германии», считается основателем общего языкознания и философии языка. В. Гумбольдт был первым среди лингвистов, который сознательно положил в основу своей концепции языковой принцип деятельности: «Язык следует рассматривать не как мертвый продукт. Но как созидающий процесс».Одним из первых в истории языкознания Гумбольдт обосновал системный характер языка. Гумбольдт приходит к выводу о том, что «в языке нет ничего единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого».Гумбольдт был убежден, что посредством языка можно «обозреть самые высшие и глубокие сферы и все многообразие мира». Он размышлял о совершенно новой форме сравнения языков. Задачу, стоящую перед сравнительным языкознанием, Гумбольдт сформулировал следующим образом: «Главное здесь... верный и достойный взгляд на язык, на глубину его истоков и обширность сферы его действия»

11. Лингвистическая  относительность Сепир и Уорф.

Гипотеза Сепира — Уорфа (англ. Sapir-Whorf hypothesis), гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят. В частности, отношение к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Людвиг Видгинштейн. Логика философских трактат.

Работа состоит из афоризмов  построенная по логическому принципу.  Мир имеет плюралистическую картину. Обладает атомарной структурой. Состоит  из фактов.  Факт это все , что случается или имеет место. Факты – это все то, о чем говорится в предложениях. С этой точки зрения природа факта безупречна. Предложение есть нечто иное, как образ или изображение или логическая фотография факта. Язык нужен для того , чтобы говорить о фактах и только о фактах . Язык не должен говорить о языке.  3 типа: 1) Тавтология – всегда истина. 2) предложение- могут быть либо истины, либо ложное. Истины соответствуют действительности. 3) противоречия- никогда не бывают истинными. Анализ самой философии через язык. Смысл мира языка- это мир языка. Все проблемы человека- проблемы языка. Язык – выражает наши мысли.  « О чем невозможно говорить, о том следует молчать» .

 

13. Языковые игры. Поздний Витгенштейн.

Языкова́я игра́ (нем. Sprachspiel) — термин Людвига Витгенштейна, введённый им в «Философских исследованиях» 1945 года для описания языка как системы конвенциональных правил, в которых участвует говорящий. Понятие языковой игры подразумевает плюрализм смыслов. Концепция языковой игры приходит на смену концепции метаязыка. В конце 1920-х годов Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придает им значение.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"