Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

7-16filosofia.docx

— 47.43 Кб (Скачать файл)

8. Философия экзистенциализма

Экзистенциализм – (философия существования), направление философии, главным  предметом которого стал человек, его  проблемы, трудности, существование  в окружающем мире; философия, противопоставившая сущности человека его существование. Ее представители: Кьеркегор,   Ясперс, Сартр, Камю, Хайдеггер.

Направление в философии 20в. Экзистенциализм  характеризуется как философское  выражение глубоких потрясений, постигших  западноевропейскую цивилизацию, пережившую первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма. Эта философия  вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний.

Суть экзистенциализма:

переживание своего существования  внутренне изолированным индивидуумом, все интересы которого сосредоточены  на нем же самом, на его собственном  бренном существовании. Данная проблема составляет всю сферу философского понимания интереса экзистенциализмом, ибо она вытекает из самого факта  существования человека и должна вызывать личный, субъективный и эмоциональный  интерес. Поэтому основными проблемами философии экзистенциализма являются такие, как существование индивидуума, его конечность, погруженность в ничто, прекращение существования, или смерть, переживание этих "способов существования", вечный страх индивидуума перед смертью. Экзистенциализм исходит из того, что только для субъекта имеет значение его собственное существование и движение к небытию.

"Философия существования" является непосредственной преемницей философии Ницше.

В философии экзистенциализма можно  условно выделить два направления: христианское (Ясперс, Марсель и др.-у челове-ва единст. Путь развития-«философская вера»-истины в библ.религии, нах-я на границе между религ.верой и науч.знанием, продукт размышлений(а не откровений), дает ответы на экзист-е ?) и так называемое атеистическое (Хайдеггер, Сартр и др.). Целью философии Хайдеггера было бытие сущего. Он считал что понятие "бытие" нельзя определить формально-логическим способом, а поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иные, не научные, иррациональные пути проникновения в него. По мнению Хайдеггера, бытие вещей нам совершенно непонятно, но нам хорошо известен один вид бытия, представляющего из себя наше собственное существование.

Антропология – наука, к-я занимается изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Первый философ, который поставил проблему человека был Сократ, он считал, что задача философии это изучение человека, а не мира. Задачей философии он считал совершенствование человека.

Природа человека признается бинарной, т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении  до сих пор остается нерешенным. Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств, применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».

Личность – термин, обозначающий целостного чел-ка в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им соц-х функций. Это чел-к со своими  социально обусловленными индивидуально выраженными качествами: интел-ми, волевыми, эмоц-ми. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

Свобо́да считается наивысшей ценностью для чел-ка во всех  дух-х системах и общ-х движениях. Гораздо более ценной явл. свобода внутренняя, свобода в выборе истины, добра и красоты. Сущ-й хар-й свободы явл. ее внутр. определенность. Свобода – спец. Способ бытия чел-ка, связанный с его способностью выбирать, делать поступки в соответствии своим целям , интересам, идеалам, оценкам. Только свобода выбора, обусловленная вариативным хар-м ситуации, порождает ответственость личности за принятое решение/поступки, явл. его следствием. Ответственность – это соц. отношение к общественным ценностям. Осознание ответ-ти – отражение субъектом бытия соц необходимостии пониманя смысла совершаемых действий. Осознание отв-ти – необходимое ср-во управления поведения личности со стороны общ-ва через ее сознание. Свобода и ответ-ть личности – 2 стороны 1 целого – сознательной деят-ти чел-ка.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют  о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных  или не вполне удовлетворенных жизненных  потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный  метод, который называется психоанализом.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с  сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в  этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

В современной психологической  науке выделяют различные состояния  сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих  и психофизиологических показателей:

·        бессознательное  состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных  процессов отсутствуют);

·        сон –  состояние, которое предполагает переживание  сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов  до их упорядоченных последовательностей;

·        бодрствование  – состояние осознания окружающего  мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических  проявлений в модусе осознания –  восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания –  гипноз, состояния, возникающие под  влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).

 

 

 

 

 

 

 

 

9. . Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

Семнадцатый век открывает страницу в истории развития философской  мысли, которая получила название «философия Нового времени». Такое название дано не случайно. В Европе началась полоса смены феодального общественного  строя буржуазным. В 1609 г. совершилась первая буржуазная революция в Европе. Развитие нового, буржуазного, общества привело к ослаблению духовной диктатуры Церкви. Однако религиозное мировоззрение все еще сохраняло значительную идейную власть над людьми: первые буржуазные революции совершались под знаменами реформированной религии – протестантизма. Начатый эпохой Возрождения процесс по разрушению средневековой, феодальной системы ценностей в XVII в. был продолжен. В связи с этим довольно сложно проводить границу между философией периода Ренессанса и Нового времени. Если первая была лишь своеобразной оппозицией, реакцией на длительный период схоластики, то философия Нового времени, начиная с XVII в. – это уже программное выражение нового мировоззрения, в котором главной ценностью является человек, его личностные качества и достоинства. Отсюда и новое понимание задач науки и философии – не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над Природой. Новые цели задачи науки приводят к значительному накоплению фактических данных, становлению экспериментально-математического естествознания. Согласно античному и средневековому мышлению математика имеет дело с нереальными объектами, а физика – с реальными. Можно ли применять строго количественные методы математики в физике? Эта проблема стала одной из центральных в физике XVII века. В философии она предстала как проблема связи опытного и абстрактного способов исследования природы.

Философия Нового времени зарождается  в XVII веке в двух наиболее развитых странах Западной Европы в Англии и Франции предпосылками возникновения  философии Нового времени являются: Великие географические открытия XVI века, стимулировшие развитие торговли и товарно-денежных отношений и соответственно, бурное развитие капитализма; серия буржуазных революций, прокатившихся по Европе; развитие науки и техники, появление и развитие математического естествознания; процессы секуляризации, выразившиеся в движении Реформации и распространении протестантизма. Естествознание и протестантизм выражали насущные потребности нового буржуазного общества с его культом пользы и материальных благ. Естествознание способствовало развитию науки и технических средств производства, протестантизм сформировал новый тип религии и этики, которые признавали и поощряли земные блага и достижения. Основными особенностями философии Нового времени являются гносеологизм, методологизм, наукоцентризм. Гносеологизм заключается в том, что центральной темой философии Нового времени является теория познания; методологизм заключается в поиске адекватных методов постижения природы и человеческого общества; наукоцентризм -философия видит своим идеалом и образцом для подражания естественные науки, в честности математику и механику. Основными направлениями философии Нового времени являются эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм - направление в теории познания, которое отдает приоритет  чувственному познанию, полагая, что  истинное знание о мире можно получить только с помощью опыта. Представители  эмпиризма XVII века: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704); в XVIII веке развитие эмпиризм получил в работах Джорджа Беркли (1685¬1753) и Дэвида Юма (1711-1776).

Рационализм - направление в теории познания, согласно которому подлинное  знание о мире можно получить только при помощи разума. Представители  рационализма: Рене Декарт (1596—1650), БенедиктСпиноза (1632-1677), Готфрид Лейбниц (1646-1716).

 

 

 

 

 

10. Философские идеи эпохи Просвещения: французский материализм и английский сенсуализм (Дидро, Гельвеций, Локк).

В 18 веке. Английский материализм XVII в. имел в значительной мере аристократический характер, его учение предназначалось для избранных. В Голландии Спиноза писал свои сочинения на латинском языке, недоступном для широких масс. Напротив, французские материалисты XVIII в. — Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах — несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они непосредственно обращаются не к государям современной им Европы (хотя не упускают случая заинтересовать их своими взглядами) и не только к читателям из дворянства, но и к массе читателей из класса буржуазии. Они излагают свои философские взгляды не в форме ученых трактатов и специальных статей, а преимущественно в форме широкодоступных изданий — словарей, энциклопедий, памфлетов, полемических статей и т. д.

Виднейшими представителями французского материализма были Ламетри (1709 — 1751), Гольбах (1729 — 1789), Д. Дидро (1713 — 1784), К. А. Гельвеций (1715 — 1771).

Дени Дидро называют самым глубоким представителем французского материализма. Его великим жизненным подвигом было издание “Энциклопедии”, в  которой было изложено просветительское мировоззрение. Дидро около года находился в России по приглашению  царицы Екатерины II.

Особенность философских воззрений  Дидро — это то, что он стремился  на основе диалектических идей проникнуть в природу возникновения и  существования жизни. Дидро дальше развил теорию познания материализма, этику и эстетику. Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. Сквозь его воззрения на органическую природу пробивается мысль о развитии, о связи протекающих в природе процессов. В ряде вопросов учение Дидро прорывает узкие рамки механистической метафизики. По мысли Дидро, все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает, каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира. Отдельные черты диалектики у Дидро были высоко оценены Энгельсом. Особое внимание Дидро привлекала проблема материалистического истолкования ощущений. Каким образом механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений? На этот вопрос могут быть два ответа: или ощущение появляется на известной ступени развития материи как нечто качественно новое, или же способность, аналогичная способности ощущения, должна быть признана свойством всякой материи независимо от формы материального тела и от степени его организации. Согласно последнему взгляду, организация определяет только вид одушевления, но не само качество одушевленности, которое принадлежит материи, как таковой. 
Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи.

Если в трудах Ламетри, Гольбаха и Дидро главное внимание было уделено учению о бытии и познании, то у Гельвеция главным объектом философствования выступают ум человека и он сам. Основные его трактаты так и назывались “Об уме” (1758) и “О человеке, его умственных способностях и его воспитании” (1773). Особое значение Гельвеций придавал проблемам этики. Он показал, что в условиях абсолютной монархии происходит нравственное развращение общества. Самовластье монарха порождает низкопоклонство, лесть. Знакомство с произведениями Гельвеция подводило к мысли о необходимости изменения обстоятельств жизни, для формирования подлинно нравственного человека. В этике Гельвеций как и другие представители французского материализма придерживался теории разумного эгоизма, как в понимании природы личности, так и ее взаимоотношений с другими людьми.

При всех заслугах французского материализма, к числу которых относят:

материалистическое решение вопросов философии во взглядах на природу;

материалистическое обоснование  теории ощущений;

стремление в философских выводах  использовать достижения науки;

стремление освободить этику от мистики, а мораль от предрассудков, — этот материализм был материализмом  механистическим. Он имел ограниченности и недостатки, которые обнаруживались прежде всего в социальных теориях.

В конечном счете для французских материалистов ход истории обусловливался в основном процессом просвещения, знания. Другие факторы, влияющие на развитие общества, остались вне их внимания. Историческое значение философии французского просвещения заключается в том, что ее представителям удалось глубже и обстоятельнее разобраться в целом ряде философских проблем своего времени. Это в первую очередь относится к пониманию человека и общества, а также проблем онтологии, гносеологии, этики и эстетики.

В английской философии XVII в. третьим  крупнейшим философом после Ф. Бэкона и Т. Гоббса называют Джона Локка, который является продолжателем  материалистической теории познания, детально разработанной им на основах  эмпиризма, точнее материалистического  сенсуализма.

Во введении к труду “Опыт  о человеческом разумении” Локк определяет философию как истинное познание вещей. Он видел в философии средство, раскрывающее начала свойств и действий вещей.

Философ подверг критике теорию врожденных идей. Этой теории он противопоставляет  убеждение, что источником всех знаний является внешний опыт. Отрицание  существования врожденных идей выступает  исходным пунктом не только теории познания Локка, но и его концепции  человека. Ведь отсюда вытекало, что  нет раз и навсегда данной фатальной предопределенности от самого рождения на всю жизнь остаться примитивным и неразвитым существом, ибо вполне можно и нужно развивать разум, его способности и склонности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"