Шпаргалка по"Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
3. Что такое философия? Специфика философского знания.
5. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай). Общее понятие и характерные черты китайской философии.
...
58. Кризис техногенной цивилизации

Файлы: 1 файл

Шпорочки философия.doc

— 656.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий  смысл – все взгляды, узкий  – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).Предмет – отношения в системе мир-человек.Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.Примечание: Здесь и далее, помимо вопросов, полужирным шрифтом выделяются термины и    Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.

 

2 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.Миропонимание - понятийный аспект мировоззрения, система обобщенных знаний о природе, обществе, месте человека в мире. Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов.В составе мировоззрения выделяют несколько уровней обобщенности идей. К самому высокому относят те из них, которые составляют содержание философской системы бытия.Следующий уровень - знания, составляющие основы естественно - научной картины мира и социальной картины общества и его развития.В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено нередко задается примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой. Мировоззренческая культура- это воплощаемое в образе жизни человека. Мировоззрение особого качества, мировоззрение, идеально санкционирующее именно культурный образ жизни. Мировоззренческое сознание личности неоднородно и представляет собой сложную иерархию его слоев, в которой отражается опыт самоопределения человека.Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции.

 

3 Что такое философия? Специфика философского знанияТермин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и Sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы  стать философом. Кроме того, остается открытым вопрос: «Что же такое  мудрость?». Сами философы  отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия». Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. — начало V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание«Жизнь, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины».Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение идревнегреческий философ Гераклит (ок.520 — ок. 460 до н. э.).Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению  счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341— 270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют». Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам. Одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю. Одни обращаются к богу, другие — к человеку. Одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме. Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается  в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы,  общества и человека. Философское учение о бытие получило  название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или  непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название  гносеологии (от греч.  gnosis — знание, познание и logos — учение).Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально  эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество  оказывает основное влияние на развитие личности, формирует  социальные качества человека, постольку эту проблему следует  выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

 

5 Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)Общее понятие и характерные черты китайской философии 1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. 2. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: даосизм;конфуцианство;легизм и др.менее распространенные После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;неодаосизмнеоконфуцианство. 3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской филсофии) характерно: восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;осознание своей ответственности перед Небоми Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов восприятие человека, природы и космоса как единого целого;консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им¬ператора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

 понимание жизни прежде всего  как жизни духа в телесной  оболочке, предпочтение земной жизни  загробной, стремление максимально  продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);

 восприятие потусторонних сил  как реальности, одушевление умерших;

 уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов(«шэнов»).

Даосизм – древнейшее философское  учение Китая

1. Даосизм — древнейшее философское  учение Китая, которое пытается  объяснить основы построения  и существования окружающего  мира и найти путь, по которому  должны следовать человек, природа и космос.

 Основателем даосизма считается  Лао Цзы (Старый Учитель), живший  в конце VI — начале V вв. до н.  э. Главные источники — философские  трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин». 

2. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

 все в мире взаимосвязано,  нет ни одной вещи, ни одного  явления, которые не были бы  взаимосвязаны с другими вещами  и явлениями;

 материя, из которой состоит  мир, едина; существует кругооборот  материи в природе («все происходит  из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы;

 мировой порядок, законы природы,  ход истории незыблемы и не  зависят от воли человека, следовательно,  главный принцип жизни человека  — покой и недеяние («у-вэй»);

 особа императора священна, только император имеет духовный  контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;

 путь к счастью, познанию  истины — освобождение от желаний  и страстей;

 необходимо во всем уступать  друг другу.

Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

1. Конфуцианство — древнейшая  философская школа, которая рассматривает  человека прежде всего как  участника социальной жизни. 

 Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе?

 Представители данной философской  школы выступают за мягкое  управление обществом. В качестве  примера подобного управления  приводится власть отца над  сыновьями, а в качестве главного  условия — отношение подчиненных  к начальникам как сыновей  к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция содержит  ряд основополагающих принципов: 

 жить в обществе и для  общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным.

3. Большое  внимание Конфуций уделяет вопросу,  каким должен быть начальник  (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами:

 подчиняться  императору и следовать конфуцианским  принципам; управлять на основе  добродетели («бадао»); обладать  необходимыми знаниями; верно служить  стране, быть патриотом; обладать  большими амбициями, ставить высокие цели; быть благородным; делать только добро государству и окружающим; предпочитать убеждение и личный пример принуждению; заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

 быть  лояльным по отношению к руководителю; проявлять старание в работе; постоянно учиться и самосовершенствоваться.

 

4 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

МИФОЛОГИЯПо мнению отечественного философа А.Ф. Лосева, миф - это отнюдь не только продукт прошлого развития. Миф является "законным" элементом сознания людей в любую историческую эпоху. Не исчерпал он себя и в конце XX века, хотя это уже иной миф с иными основаниями.Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. "Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы" (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 12, стр. 737.) М. - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В М. отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности.

Вывод. Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической  популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило  условия для его дальнейшего  развития. РЕЛИГИЯ

Религия (от лат. religio - святыня, предмет культа) - фантастическое отражение в головах  людей внешних сил, господствующих над ними в ихповседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. С теологической т. зр. (которую пытается аргументировать философский идеализм) Р. связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Р. - специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий). Основной и решающий признак Р. - вера в сверхъестественное.В течение длительного периода человеческой истории люди не знали никакой Р. Она возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя как отражение бессилия человека перед грозными и непонятными силами природы. В классовом обществе корни Р. связаны преимущественно с беспомощностью людей перед стихийными процессами развития общества, с эксплуатацией и нуждой масс. …ФИЛОСОФИЯ   Философия - (греч. phileo - люблю, и sophia - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если "осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин "Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс "отпочкования" отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю Ф., составляет одну из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф. В тоже время В тоже время в силу недостаточности конкретных знаний Ф. пыталась заменить недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращая тем самым в особую, стоящую над всеми др. наукам, "науку наук". В отношении природы такая Ф. выступала как натурфилософия; в отношении истории - как философия истории. Последней системой такого рода была Ф. Гегеля. Однако по мере роста и дифференциации знаний исчезли всякие основания для существования Ф. как "науки наук". …

Информация о работе Шпаргалка по"Философии"